Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю отдела контроля закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
|
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
|
|
в присутствии представителей от:
- ООО "Совтел" - о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом;
- заказчика - КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог" - Н.В. Николаев по доверенности от 17.11.2021 N9418-3, А.М. Тутова по доверенности от 10.09.2021 N7785-3,
- уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края - А.А. Куделина по доверенности от 06.10.2021 N7,
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Совтел" (далее - ООО "Совтел", заявитель) и материалы дела 027/06/14-1531/2021, Комиссия Хабаровского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "Совтел" на действия заказчика - КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог", уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту объекта "Автомобильная дорога "г.Советская Гавань - рп. Ванино" (с устройством автоматического пункта весогабаритного контроля (далее-АПВГК)) (извещение N 0122200002521007362 от 03.11.2021).
Заявитель указывает в своей жалобе, что согласно объектом рассматриваемо закупки являются в том числе камеры видеонаблюдения. В проектной документации (раздел 9 "Смета на строительство", подраздел "Локальные акты", Локальные сметы. Этап 2.31-ПИР-21-СМ 2.2 Том 9.2.2) установлено требование и поставке и монтажу камер видеонаблюдения в количестве 1ш., а именно - "Камеры видеонаблюдения: фиксированные", - "Монтаж обзорной камеры на опоре РМГ-2", а также о необходимости поставки видеокамер указано в разделе 31-ПИР-21-ИЛО 1-ТЧ Проектной документации - "Модуль ФВМ (видеокамера, устанавливаемая с боку от автомобильной дороги или над ней и оснащенная инфракрасными прожекторами", - "Обзорная камера должна обеспечивать возможность получения обзорной фотографии прохождения ТС через АПВГК с качеством, достаточным для определения типа ТС". В отношении указанного товара заказчиком должны быть установлены ограничения в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 14 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра Российской радиоэлектронной продукции", "Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд") (далее - Постановление N 878). При этом заказчик в нарушение требований ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе не установил в извещении и аукционной документации информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе и Постановления N 878. В извещении неправомерно не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации", "Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд") (далее - Постановление N1236).
На основании изложенного просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
На основании статьи 99 Закона о контрактной системе, Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам проведения которой установлено следующее.
Извещение N0122200002521007362 о проведении аукциона в электронной форме размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 03.11.2021.
Объект закупки: выполнение работ по капитальному ремонту объекта "Автомобильная дорога "г.Советская Гавань - рп. Ванино" (с устройством автоматического пункта весогабаритного контроля).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 62 101 429, 00 рублей.
Дата и время начала срока подачи заявок: 03.11.2021.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 11.11.2021.
В ходе проведения внеплановой проверки заказчиком, уполномоченным органом представлены мотивированные отзывы, в соответствии с которыми, считают жалобу необоснованной в полном объеме.
Представитель уполномоченного органа и представители заказчика в рамках заседания Комиссии Хабаровского УФАС России поддержали доводы отзывов на жалобу в полном объеме.
На заседании Комиссии представитель уполномоченного учреждения пояснил, что первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ по капитальному ремонту объекта "Автомобильная дорога "г. Советская Гавань - рп. Ванино" (с устройством автоматического пункта весогабаритного контроля), действия Заказчика, не установившего ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства в соответствии с Постановлением N 878, не противоречат положениям Закона о контрактной системе. Учитывая объект и цели осуществления закупки с ИКЗ 212272108650527220100101710014211243, а также положения аукционной документации, товары, предусмотренные сметной документацией (видеокамера, дистрибутив программного обеспечения), предназначены исключительно для обеспечения выполнения работ по капитальному ремонту объекта и не являются самостоятельным предметом закупки, в связи с чем, ограничение на допуск отдельных видов товаров радиоэлектронной продукции в соответствии с Постановлением N 878, запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранного государства в соответствии с Постановлением N1236 в документации об аукционе не установлены.
Изучив материалы дела N 027/06/14-1531/2021, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в том числе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 1 и 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в ЕИС обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 Постановления N878 установлен перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту объекта "Автомобильная дорога "г.Советская Гавань - рп. Ванино" (с устройством автоматического пункта весогабаритного контроля).
В проектную документацию на капитальный ремонт объекта "Автомобильная дорога "г. Советская Гавань - рп. Ванино" (с устройством автоматического пункта весогабаритного контроля)" по результатам конъюктурного анализа предусмотрено применение технологических решений комплекса - Бизмен 7 или аналога (Том 1.2, стр. 142). Комплектностью АПВГК согласно спецификации и на основании приказа Минтранса одной из неотъемлемых его частей предусмотрено применение камер (том 4.1, стр. 33, стр. 119). Основные технические требования по характеристикам, предъявляемым в проектной документации к АПВГК, включают в себя требования по средствам фотовидефиксации в составе АПВГК (том 4.1, стр. 40). С целью обеспечения сохранности оборудования проектной документацией предусмотрены средства охранного видеонаблюдения за АПВГК, входящие в состав комплекса (том 4.1, стр. 41, стр. 119).
При этом представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком, Уполномоченным органом в аукционной документации не установлены ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с Постановлением N 878, так как товары, предусмотренные аукционной документацией, предназначены исключительно для обеспечения выполнения работ по капитальному ремонту и не являются самостоятельным предметом закупки.
Предусмотренный проектной документацией комплекс сертифицирован Службой Росреестра как единое неделимое средство измерения и внесен в Единый реестр средств измерений (Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений (gost.ru)). Данный комплекс не допускает возможности формирования его самостоятельно заказчиком путем закупки отдельно камеры, дистрибутива программного обеспечения и иных составляющих, так как в ходе производства данного оборудования проходит контроль отделом технического контроля компании производителя. АПВГК без устройства камер фотовидеофиксации и предустановленного программного обеспечения не функционален как единый комплекс и представляет собой набор не взаимосвязанного оборудования и материалов.
Предметом закупки является выполнения работ по капитальному ремонту и установлен соответствующий код ОКПД (КТРУ) закупаемой позиции:
Наименование товара, работы, услуги |
Единица измерения |
Количество |
Код позиции КТРУ |
Запрет на допуск, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно, выполняемых, оказываемых иностранными лицами, установленные заказчиком в соответствии со статьей 14 Федерального закона |
Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов |
Условная единица |
1,00 |
42.11.20.000 |
не установлены |
Пунктом 3.1 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе проектной документации должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Согласно п. 3 Постановления N 878 при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявка (окончательное предложение), содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, произведенной на территориях государств - членов Евразийского экономического союза.
Код по ОКПД2: 42.11.20.000 - работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов не включен в Перечень радиоэлектронной продукции происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением N 878 (далее - Перечень N 878).
При выполнении работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства подрядчик выполняет работы в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы. Материалы, монтируемое оборудование, закупаемое подрядчиком в ходе выполнения строительных работ, принимаются заказчиком в составе выполненных работ по акту "О приемке выполненных работ".
Следовательно, при отсутствии поставляемых товаров, в отношении которых Правительством Российской Федерации в соответствии со ст. 14 Закона N 44-ФЗ установлены запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, и ограничения допуска указанных товаров, установление ограничений в соответствии с Постановлением N 878 не требуется.
Пунктом 2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением отдельных случаев.
Согласно п. 2(1). Для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Однако предметом аукциона не является самостоятельная поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений).
Всю структуру комплекса объединяет предустановленное на контроллер АПВГК программное обеспечение, предназначенное для функционирования системы в целом, обработке полученных данных и дальнейшей передаче их потребителю. Кроме этого, программное обеспечение предотвращает возникновение отказов в следствие сбоев в системе или ошибках обслуживающего персонала. Программное обеспечение установлено на котроллер АПВГК на заводе-изготовителе и работает автономно (том 4.1 проектной документации стр. 28-29) и не поставляется без оборудования АПВГК.
Каких-либо требований к программному обеспечению аукционной документацией не предъявлено, в связи с чем не требовалось предоставление каких-либо характеристик и параметров программного обеспечения.
Таким образом, запреты, предусмотренные Постановлением N 1236 не могли быть установлены в аукционной документации, так как программный продукт, указанный в проектной документации и предустановленный производителем на соответствующем АПВГК, представляет собой лишь проектное решение, а не свидетельствует о конкретном программном продукте.
В связи с чем Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Совтел" на действия заказчика - КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог", уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту объекта "Автомобильная дорога "г. Советская Гавань - рп. Ванино" (с устройством автоматического пункта весогабаритного контроля) (извещение N 0122200002521007362 от 03.11.2021) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 18 ноября 2021 г. N 7-1/519
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2021