Резолютивная часть объявлена 16.11.2021 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 19.11.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
Члены комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Начальник отдела Управления;
- Моршель А.М. - Старший специалист 1 разряда отдела Управления,
от Заявителя - посредством видеоконференц-связи Лисютенко О.И. на основании доверенности N338 от "ноября 2021 года";
от Заказчика - посредством видеоконференц-связи Борисова Л.Ю. по доверенности N5 от 10.02.2021 г.
на основании поступившего обращения от Заявителя - ООО "АйКом" (вх. N10478/21 от 21.10.2021) о необходимости проверки соблюдения требований Закона о контрактной системе в действиях Заказчика - Департамента гражданской защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка автоматической метеорологической станции (извещение N 0187200001721001225) провела контрольное мероприятие по проверке соблюдения требований Закона о контрактной системе и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Заседание комиссии по проведению внеплановой проверки начато в 16 часов 20 минут 16.11.2021.
Заседание комиссии по проведению внеплановой проверки окончено в 16 часов 50 минут 16.11.2021.
Заказчик: Департамент гражданской защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Юридический адрес Заказчика: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-мансийск, ул. Студенческая, д.2.
ИНН: 8601024900.
Место проведения контрольного мероприятия: 628012, Россия, ХМАО - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, 27, зал заседаний.
В ходе проведения внеплановой камеральной проверки было установлено следующее.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты - Мансийское УФАС России) поступило обращение от Заявителя - ООО "АйКом" (вх. N10478/21 от 21.10.2021) о необходимости проверки соблюдения требований Закона о контрактной системе в действиях Заказчика - Департамента гражданской защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка автоматической метеорологической станции (извещение N 0187200001721001225).
Из обращения Заявителя следует, что Заявитель желает изменить условия заключенного контракта с Заказчиком путем переноса указанного в п. 3.1. контракта на весну-лето 2022 года, а также просит проверить законность процедуры размещения контракта и оценить добросовестность действий Заказчика связанных с установлением срока исполнения контракта в зимнее время.
Проведя внеплановую проверку, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссией Управления установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее также - электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также - закрытые электронные процедуры).
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка автоматической метеорологической станции (извещение N0187200001721001225) были опубликованы на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 05.08.2021 (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 661 000,00 рублей.
Проверкой комиссии Управления установлено, что Департамент гражданской защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 30.08.2021 заключило с Обществом с ограниченной ответственностью "АйКом" контракт N 4-ЭА от 30.08.2021 года (далее - Контракт).
Относительно довода обращения Комиссия Управления поясняет следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 1.1 проекта контракта установлено, что поставщик обязуется поставить автоматическую метеорологическую станцию (далее - Товар/АМС), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Комиссией установлено, что согласно сведениям протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 18.08.2021 N80172, заявка ООО "АйКом" признана соответствующей, в связи с чем, Заказчик, в установленный законом срок направил ООО "АйКом" проект контракта для его подписания.
27.08.2021 года ООО "АйКом" подписывает проект контракта, заключая контракт с Заказчиком.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
На основании части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.
В силу части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия:
1) о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа;
2) об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
Частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом: если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта;
Предметом контракта является поставка автоматической метеорологической станции. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия контрактом не предусмотрено, соответственно, основания для принятия решения об изменении существенных условий контракта на основании пункта 9 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, отсутствуют.
Вместе с тем, пунктом 3.1 проекта контракта предусмотрено, что поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику, осуществляет монтаж, пуско-наладку и ввод в эксплуатацию с организацией бесперебойной передачи данных наблюдений по организованному каналу связи по адресу: гора Неройка (Березовский район, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Россия, N 64°34,300 E 59°40,566, в срок до 01.12.2021 г.
При этом ООО "АйКом", участвуя в определении поставщика по данной закупке, выразил согласие (по первым частям заявок), следовательно, согласился со всеми условиями контракта. В своем обращении ООО "АйКом" просит Комиссию Управлению обязать Заказчика изменить вышеуказанные условия контракта на "весну-лето 2022 года", что приведет к нарушению Заказчиком положений части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, довод Заявителя об установленном требовании Заказчика поставить товар и осуществить монтаж зимой, согласно условиям Контракта, несостоятелен, ввиду согласия Заявителя на участие в закупочной процедуре и поставить товар на условиях, согласно документации о закупке. Кроме этого, Заказчику выделено дополнительное финансирование через уполномоченный орган и неиспользованные бюджетные ассигнования резервного фонда, в том числе по предоставленным межбюджетным трансфертам муниципальным образованиям автономного округа, на конец финансового года подлежат возврату в бюджет автономного округа, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и автономного округа.
При таких обстоятельствах Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе, правомерности проведенной закупки и заключении контракта, а доводы Заявителя признает необоснованными.
В рамках проведения внеплановой проверки Комиссия Управления не вправе давать оценку действиям Заказчика в части наличия либо отсутствия нарушений Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", так как дела о нарушении антимонопольного законодательства рассматриваются по процедуре, предусмотренной Законом о защите конкуренции и Административным регламентом ФАС России от 25.05.2012 N339 по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
Выводы Комиссии:
1. В ходе проведения внеплановой проверки нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика - Департамента гражданской защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, не установлены.
2. Направить Решение сторонам и опубликовать в единой информационной системы (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Валиуллин Р.Р.
Моршель А.М.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 19 ноября 2021 г. N 086/06/99-1719/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.11.2021