Резолютивная часть объявлена 17.11.2021 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 22.11.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Начальник отдела Управления;
- Михайлова О.Н. - Старший специалист 1 разряда отдела Управления,
от Заявителя - посредством видеоконференц-связи Котельников Д.А. по доверенности N б/н от 29.10.2021;
от Заказчика - Бочинская Г.Б. по доверенности N б/н от 17.11.2021, Коваленко М.Г. по доверенности N б/н от 17.08.2021,
рассмотрев жалобу ООО ЧОП "Агентство Бизнес Безопасность" (ИНН: 6659222341; ОГРН: 1116659008663) от 11.11.2021 N11219-ЭП/21, на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Дирекция по эксплуатации служебных зданий", при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по негосударственной (частной) охране объектов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (извещение N 0387200017721000263) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ООО ЧОП "Агентство Бизнес Безопасность" (ИНН: 6659222341; ОГРН: 1116659008663) от 11.11.2021 N11219-ЭП/21, на действия Заказчика, при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по негосударственной (частной) охране объектов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (извещение N 0387200017721000263).
В доводах жалобы Заявитель указал следующее:
По мнению Заявителя, Заказчиком в аукционной документации указаны технологически не связанные товары и услуги.
В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела, Комиссией Управления установлено следующее.
Относительно довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
09.11.2021 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) Бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Дирекция по эксплуатации служебных зданий" размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по негосударственной (частной) охране объектов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (извещение N0387200017721000263). Одновременно на официальном сайте размещена аукционная документация.
Заказчиком является Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Дирекция по эксплуатации служебных зданий" (далее - Заказчик).
Согласно документации аукциона, в состав лота объединено 14 объектов подлежащих негосударственной (частной) охране, а также поставка товара.
Из приведенного выше следует, что при проведении аукциона Заказчик включил в один лот объекты - подлежащие негосударственной (частной) охране и поставку товара, которые технологически и функционально не связаны между собой.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Статьей 8 Закона о контрактной системе определено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно частям 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 данного Закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии с требованиями пункта 1 и пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Таким образом, заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки ("Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017").
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом в силу прямого указания в части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Частью 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
При этом из приведённого следует, что часть 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции прямо регулирует правоотношения в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд и в системном толковании со статьей 1 Закона о контрактной системе является составной частью законодательства о контрактной системе, равно как и Закон о контрактной системе является составной частью антимонопольного законодательства в силу статьей 2 и 3 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, формирование предмета торгов не должно входить в противоречие с общими принципами антимонопольного регулирования, должно обеспечивать соблюдение гарантий потенциальных участников по реализации их права на участие в торгах.
В пункте 3 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 указано, что при проведении государственных (муниципальных) закупок допускается включение в один лот технологически и функционально взаимосвязанных между собой товаров, работ и услуг.
Из буквального толкования положений части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции следует, что в один лот могут быть включены товары, работы, услуги, которые отвечают одновременно двум критериям: и функционально, и технологически связанные между собой.
Основными критериями для определения функциональной и технологической взаимосвязи недвижимого имущества, в отношении которого проводятся указанные аукционы, являются его единое неразрывное целевое использование (то есть закупаемые жилые помещения (квартиры) не могут раздельно использоваться), необходимость их использования как единого комплекса, использование их в едином технологическом (производственном) процессе.
Нарушение запрета, установленного частью 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, приводит или может привести к необоснованному ограничению возможности участия в торгах большего количества потенциальных продавцов (поставщиков, подрядчиков, исполнителей), соответственно, к необоснованному ограничению числа участников торгов, либо создает условия, возможность для такого ограничения, следовательно, ограничивает конкуренцию, создает угрозу конкуренции при проведении торгов.
Однако из приведенного выше следует, что Заказчик при проведении указанного аукциона включил в состав одного лота оказание услуг охраны и поставку товара, которые не отвечают указанным выше критериям: они не связаны между собой единым неразрывным целевым использованием, не образуют единый комплекс.
Кроме того, вследствие необоснованного укрупнения лота увеличивается размер обеспечения заявок и размер обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, в действиях Заказчика, выразившихся во включении в один лот функционально и технологически не связанных между собой объектов - оказание услуг и поставку товара при проведении аукциона, содержатся признаки нарушения части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Пункт 23 раздела I. "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" содержит следующие требования:
"Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе (Приложение N 1 к Техническому заданию), и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Участникам закупки рекомендуется в первой части заявки прикладывать документы, подтверждающие соответствие указанных характеристик предлагаемому оборудованию (письмо производителя, паспорт, руководство по эксплуатации или иной документ) с целью исключения недостоверности представленных в заявке сведений.
В техническом задании указаны товары, которые необходимо поставить с необходимостью участником указать конкретные характеристики, например (выдержка из ТЗ):
Товар N 1. Фонарь. Минимальное время работы: 500 час. Максимальная дистанция луча не менее 470 м. Масса (без питания): более 180 и менее 235 г. Корпус фонаря: должен быть стальной; алюминиевый; пластиковый. Максимальный световой поток: более 1750 - менее 1920 kv. Элемент питания: должен быть литиевый аккумулятор тип 26650; 18650. Количество режимов сигнального света: более 1 шт. Источник света: должен быть светодиод. Мощность светодиода: более 10 Вт. Габаритный размер (ДхШ1): менее 230х50 мм. Количество аккумуляторов тип 18650: должно быть не менее 2 шт. Корпус пластикового фонаря: должен быть стойким к царапинам. Количество режимов постоянного света: более 2 шт. Рабочая температура от -40 до +60 °С. Цифровой стабилизатор тока: должен быть в наличии. Степень защиты оборудования от вредного воздействия в результате проникновения воды по ГОСТ 14254-2015: > IP 44. Цвет стального фонаря: должен быть черный. Линза: должна быть из закалённого минерального стекла. Номинальный ток: 1000 - 1050 мА. Корпус алюминиевого фонаря: должен быть анодированный. Кнопка включения: должна быть пластиковая; металлическая. Ударопрочность: должна быть 1 класса.
Товар N 2. Газовый баллончик. Представляет собой устройство, предназначенное для краткосрочного подавления способности человека к агрессивным действиям, в результате временного химического поражения путем применения слезоточивых раздражающих веществ. Максимальная масса слезоточивого раздражающего вещества в баллончике: не более 1000 мг. Тип распыления: аэрозольно-струйный; струйный. Маркировка: должна быть четкой, разборчивой, без загрязнений и смещения рисунков и букв. Маркировка содержит следующие сведения: наименование или товарный знак изготовителя. Ветроустойчивость струйного баллончика: до 6 м/с. Устройство не причиняет средней тяжести вред здоровью человека, находящегося на расстоянии более 1 м. Устройство на расстоянии 1,5 м приводит к потере способности человека к активным действиям не менее чем на 5 мин, но не более чем на 30 мин. Время работы не более 2,5 с. Вещество слезоточивого раздражающего действия хлорацетофенон: в наличии или отсутствует. Вещество слезоточивого раздражающего действия ортохлорбензальмалонодинитрил: в наличии или отсутствует. Вещество слезоточивого раздражающего действия дибенз (b, f) (1, 4) оксазенин: в наличии или отсутствует. Устройство: должно быть герметичным. Вещество слезоточивого раздражающего действия капсаицин: в наличии или отсутствует. Вещество слезоточивого раздражающего действия морфолид пеларгоновой кислоты: в наличии или отсутствует. Дальность применения: 1 - 4 м. Рабочая температура: более от -25 до +40 °С. Конструкция: должна исключать возможность неправильного определения направления выхода содержимого. Конструкция: должна исключать возможность срабатывания и потери герметичности при падениях.
В соответствии с абзацем 1 статьи 15.1 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", частная охранная организация может быть создана только в форме общества с ограниченной ответственностью и не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной.
Осуществление поставки товара является отдельной экономической деятельностью, имеет отличные от охранного коды статистики, и не может осуществляться частной охранной организацией.
Заказчиком объединена закупка разных по своей природе видов услуг и товаров. Комиссией Управления учтено, что отсутствие закупки товаров не подразумевает за собой невозможность оказания услуг по охране.
Таким образом, с учетом установленного выше нарушения в данном случае Заказчиком нарушены положения части 2 статьи 8, части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, ответственность за которое предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод Заявителя является обоснованным.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления выявлены следующие нарушения:
1. Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно извещению Заказчиком установлены следующие ограничения допуска:
Постановление Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
А также условия допуска:
Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 7 ПП РФ N878 от 10.07.2019 установлено, что для целей ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не может быть предметом одного контракта (одного лота) радиоэлектронная продукция, включенная в перечень и не включенная в него.
В перечне ПП РФ N878 от 10.07.2019 имеются следующие коды ОКПД 2: 26.30.50.112, 26.30.11.150.
Под данные коды ОКПД 2 Заказчиком закупаются: радиостанция, ручной металлоискатель (указанные в извещении и в техническом задании товары).
Остальные указанные в извещении коды ОКПД 2, а, следовательно, товары, в перечне отсутствуют.
Таким образом Заказчиком неправомерно объединена закупка в 1 лоте товаров указанных и не указанных в перечне ПП РФ N878 от 10.07.2019, что является нарушением положений части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В документах по данной закупке размещена инструкция по заполнению первой части заявки на более чем двух страницах с "8" размером шрифта. В данной инструкции указано:
"В случаях, когда Заказчиком в наименовании показателя товара указаны два наименования, разделенные знаком ",", Участнику необходимо указать конкретное значение показателя для каждого из указанных Заказчиком наименования показателя товара."
"Если после наименования показателя товара Заказчиком установлен знак ",", то требования Заказчика к значению таких показателей являются не изменяемыми и указываются участниками в неизменном виде, данное требование является приоритетным по отношению к другим вышеописанным правилам инструкции."
"Перечисление значений показателя через знак "," (запятая), союз "и", знак "/" означает, что Заказчику требуются товары (материалы) со всеми перечисленными показателями (за исключением случаев, когда знак "/" стоит в единице измерения и в числе, выраженном в виде дробного числа, когда союз "и" разделяет не однородные значения показателей)."
То есть Выше перечисленное свидетельствует о том, что через Инструкцию требования к характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, Заказчиком поставлены в прямую зависимость от формы их изложения.
Так же, например:
"Если Заказчиком установлено требование к геометрическим (габаритным) размерам товара со словами "не более" или "более" или "менее" или "не менее" или знаками ">" или "<" или ""или "" с использованием после них знака двоеточие ":", то такие требования установлены только к последнему указанному размеру, остальные размеры в таком случае будут являться неизменяемыми.
"Если Заказчиком установлено требование к геометрическим (габаритным) размерам товара со словами "не более" или "более" или "менее" или "не менее" или знаками ">" или "<" или "" или "" без использования после них знака двоеточие ":", то такие требования установлены ко всем указанным размерам (длина, ширина, высота, толщина и т.д.)."
Так же прямая зависимость. В совокупности с огромным количеством товара, которые потенциальные участники должны конкретизировать, установление подобных зависимостей установления спец символов ведет к тому, что потенциальный участник с большой вероятностью допустит техническую ошибку.
Еще пример:
"При установлении Заказчиком диапазона возможных значений характеристик одновременно со словами "от" и "до" с применением слова "более", знака ">" участнику необходимо указать конкретный показатель материала в виде диапазонного значения, без указания слов "от" и "до" (допускается указывать знак "_" между нижней и верхней границей диапазона), при этом значение нижней границы диапазона должно быть более установленной Заказчиком, а значение верхней границы диапазона должно быть более установленной Заказчиком, при этом, диапазон конкретных значений должен быть шире установленного в требованиях Заказчика."
Требование ведет к прямому запутыванию. Потенциальный участник должен держать в голове, что должен при данном построении требований предоставить значения более установленных для верхней и нижней границы, а также, что диапазон должен быть шире установленного Заказчиком. При этом в правиле не уточняется, допустимо ли оставлять значения "более" и знака ">".
"При установлении Заказчиком диапазона возможных значений характеристик одновременно со словами "от" и "до" с применением слова "менее", знака "<" участнику необходимо указать конкретный показатель материала в виде диапазонного значения, без указания слов "от" и "до" (допускается указывать знак "_" между нижней и верхней границей диапазона), при этом значение нижней границы диапазона должно быть менее установленной Заказчиком, а значение верхней границы диапазона должно быть менее установленной Заказчиком, при этом, диапазон конкретных значений должен быть уже установленного в требованиях Заказчика."
Требование ведет к прямому запутыванию. Потенциальный участник должен держать в голове, что должен при данном построении требований предоставить значения менее установленных для верхней и нижней границы, а также то, что диапазон должен быть уже установленного Заказчиком.
При этом в правиле не уточняется, допустимо ли оставлять значения "менее", знака "<".
Также:
"Перечисление значений показателя через знак "," (запятая), союз "и", знак "/" означает, что Заказчику требуются товары (материалы) со всеми перечисленными показателями (за исключением случаев, когда знак "/" стоит в единице измерения и в числе, выраженном в виде дробного числа, когда союз "и" разделяет не однородные значения показателей)."
"При одновременном использовании слов, символов, словосочетаний, устанавливающих требования к минимальным и максимальным значениям показателей, разделенных союзом "и", Участнику необходимо указать конкретное значение показателя, соответствующее установленным Заказчиком требованиям, без указания вышеуказанных слов, символов, словосочетаний."
В зависимости от написания, специальный символ "И" имеет разное значение, то требует перечисления товара, то требует конкретно одно значение.
Таким образом, по мнению Комиссии Управления инструкция составлена таким образом, что не ошибиться при ее заполнении крайне сложно. Однако, заказчик закупает услуги по охране, а не медицинскую технику последней модели выпуска. Установление столь неясных, много условных положений инструкции вместо принятого в обычном деловом обороте практики установления характеристик товаров в графах "изменяемое" и "неизменяемое" значение, а также использование понятных и четких критериев нарушает положение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Данный вывод подтверждается судебной практикой, так, согласно Постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.04.2017 N Ф08-2066/2017 по делу N А53-19097/2016 включение инструкции по заполнению заявок в состав документации об аукционе должно осуществляться с целью создания дополнительных условий для более четкого и ясного понимания участниками потребностей заказчика в работах, услугах, товарах. Не допускается, посредством составления инструкции по заполнению заявок и применения ее при разработке требований к материалам, создавать необоснованные препятствия для заполнения заявок участникам закупок, тем самым ограничивая круг участников закупок. При этом, оценка содержания инструкции по заполнению заявок осуществляется совместно с оценкой содержания требований к товарам, в отношении которых участники закупки должны дать свое предложение в первой части заявки.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, Комиссия Управления решила выдать обязательное для исполнения предписание в части исключения из закупки оказания охранных услуг требования о поставке товаров, исключения инструкции по заполнению первой части заявки, исключения установления ограничений по национальному режиму.
Жалоба ООО ЧОП "Агентство Бизнес Безопасность" (ИНН: 6659222341; ОГРН: 1116659008663) от 11.11.2021 N11219-ЭП/21 рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статей 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ЧОП "Агентство Бизнес Безопасность" (ИНН: 6659222341; ОГРН: 1116659008663) от 11.11.2021 N11219-ЭП/21, на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Дирекция по эксплуатации служебных зданий", при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по негосударственной (частной) охране объектов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (извещение N 0387200017721000263).
2. Признать в действиях Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Дирекция по эксплуатации служебных зданий" нарушение положений части 2 статьи 8, части 3 статьи 66, части 3 статьи 14, пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Выдать Заказчику - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Дирекция по эксплуатации служебных зданий" обязательное для исполнения предписание.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Валиуллин Р.Р.
Михайлова О.Н.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 22 ноября 2021 г. N 086/06/66-1737/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.11.2021