Резолютивная часть решения оглашена 22 ноября 2021 года.
Решение изготовлено в полном объеме 25 ноября 2021 года.
На заседании производилась видеозапись.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу с использованием системы видеоконференц-связи ИП Чащиной Марии Евгеньевны на положения документации электронного аукциона на поставку кондиционеров по объекту: "Строительство здания под организацию выставочного пространства исторического парка "РОССИЯ-МОЯ ИСТОРИЯ", расположенного по адресу: г. Псков, ул. Кузбасской дивизии, земельный участок с КН 60:27:0000000:4456 по объекту: "Создание мультимедийного исторического парка "Россия - моя история"" (идентификационный номер: 1264-А-ГЗ) (номер извещения N 0157200000321001235), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
09.11.2021 уполномоченным органом по заданию Заказчика объявлен электронный аукцион на оказание услуг по поставке кондиционеров по объекту: "Строительство здания под организацию выставочного пространства исторического парка "РОССИЯ-МОЯ ИСТОРИЯ", расположенного по адресу: г. Псков, ул. Кузбасской дивизии, земельный участок с КН 60:27:0000000:4456 по объекту: "Создание мультимедийного исторического парка "Россия - моя история"" (идентификационный номер: 1264-А-ГЗ) (номер извещения N 0157200000321001235).
Извещение N 0157200000321001235 о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 09.11.2021 17:14.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 144 442,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 24.11.2021 09:00.
Оператор электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ".
15.11.2021 в 19:17 (вх. N 1103-з) поступила жалоба от Заявителя (вх. N 2112-р от 18.11.2021 года - дополнительная позиция).
Рассмотрение жалобы состоялось 22.11.2021 года в 16 часов 00 минут с учетом объявленного перерыва в 11 часов 00 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела вх. N 1103-з от 15.11.2021 г. и вх. N 2112-р от 18.11.2021 года).
1. Обоснование включения дополнительных характеристик составлено с нарушением положения Закона о контрактной системе.
2. Согласно описанию объекта закупки, подходит только один производитель.
3. Заказчиком в документации установлен год выпуска, что нарушает положение Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика и уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщил следующее (письменные объяснения исх. N 2128 от 19.11.2021 года и исх. N КЗ-21-243 от 19.11.2021 года в материалах дела):
1. Заказчик в соответствии с пунктом 6 Правил использования КТРУ в техническом задании обосновал необходимость использования такой дополнительной информации. Закон о контрактной системе не содержит регламентированных требований к содержанию обоснования "необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии".
2. Предметом контракта является поставка оборудования для объекта капитального строительства. В техническом задании данной закупки указано, что описание объекта закупки включено указание на товарные знаки в связи с несовместимостью товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимостью обеспечения взаимодействия закупаемых товаров с товарами, используемыми при строительстве заказчиком. Совместимость закупаемых товаров с товарами, используемыми заказчиком, определяется Проектной документацией.
3. Согласно пункту 7 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта входит и информация о годе выпуска, поскольку можно говорить о том, что товар "новый", а можно говорить и "иное".
В результате рассмотрения жалобы установлены следующие нарушения:
1. Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию.
Согласно пункту 5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно извещению N 0157200000321001235 объектом закупки является поставка кондиционеров по объекту: "Строительство здания под организацию выставочного пространства исторического парка "РОССИЯ-МОЯ ИСТОРИЯ", расположенного по адресу: г. Псков, ул. Кузбасской дивизии, земельный участок с КН 60:27:0000000:4456 по объекту: "Создание мультимедийного исторического парка "Россия - моя история"" (идентификационный номер: 1264-А-ГЗ).
В соответствии с аукционной документацией Заказчиком применена позиция КТРУ N 28.25.12.130-00000018 "Кондиционер бытовой".
Изучив аукционную документацию Комиссия установила, что все обязательные характеристики согласно КТРУ 28.25.12.130-00000018 Заказчиком использованы и указаны корректно, так же согласно пункту 6 Правил представлены иные технические характеристики, которые имеют обоснование необходимости использования таких характеристик.
Так же, Комиссия Псковского УФАС обращает внимание, что ни Законом о контрактной системе, ни другими нормативно-правовыми актами не предусмотрена определенная форма обоснования включения дополнительных требований и характеристик, тем самым при формировании описания объекта закупки, законодатель предоставляет возможность и право Заказчику самостоятельно указать обоснование в произвольной форме.
Исходя из изложенного Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Таким образом, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о контрактной системе, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в аукционной документации.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
При описании объекта закупки Заказчик использовал проектную документацию, разработанную в 2020 году ООО Группа "Спектр", имеющей положительное заключение Госэкспертизы N 60-1-1-3-034591-2020 от 28 июля 2020 года. В спецификации оборудования указаны такие товарные знаки мультизональная система кондиционирования Daikin.
Согласно определению и обоснованию НМЦК документации об аукционе, размещенного в ЕИС, представлено обоснование начальной (максимальной) цены договора, в соответствии с которым обоснование начальной (максимальной) цены контракта произведено методом сопоставимых рыночных цен, расчет начальной максимальной цены договора представлен в виде сводного расчета на сумму 3 144 442,00 рублей.
Согласно обоснования начальной (максимальной) цены контракта начальная максимальная цена контракта была рассчитана на основании источников ценовой информации и цены единицы товара.
Представители Заказчика на заседании Комиссии представили коммерческие предложения, направленные в адрес потенциальных поставщиков, в которых запрашивалась цена товара производителя "Daikin", соответствующие требованиям, установленным в техническом задании документации об аукционе.
Ответ на запрос поступил только от ООО "МИРКЛИ" с готовностью поставить товар производителя "Daikin".
Согласно представленным коммерческим предложениям для расчета обоснования начальной цены договора заказчиком использовались цены на товары конкретных марок: Наружный блок RXYSQ12TY1 "Daikin", Внутренний блок FXAQ32A "Daikin", Внутренний блок FXAQ63A "Daikin", Помпа дренажная SI 2750 "Sauermann", Комплект рефнетов-разветвителей KHRQ22M20T "Daikin", Комплект рефнетов-разветвителей KHRQ22M29T9"Daikin", Комплект рефнетов-разветвителей KHRQ22M64T"Daikin", Наружный блок RXYSCQ4TV1 "Daikin", Внутренний блок FXAQ25A "Daikin", Внутренний блок FXAQ40A "Daikin", Пульт управления BRC1H519W7 "Daikin", которые были указаны в проектной документации.
Иные идентичные, однородные товары других марок Заказчиком не изучались.
Таким образом, Комиссия Псковское УФАС приходит к выводу о том, что закупка товара осуществлялась в соответствии с перечнем оборудования, которое было заложено при разработке проекта в 2020 году по строительству здания под организацию выставочного пространства исторического парка.
Проанализировав содержание аукционной документации, технического задания, обоснование начальной максимальной цены контракта, коммерческие предложения, Комиссия приходит к выводу о том, что объект закупки по своим характеристикам идентичны товарам производства "Daikin".
На заседании Комиссии установлено, что в техническом задании документации об аукционе Заказчиком установлены следующие требования к товару "Диапазон рабочих температур при обогреве --20 ~ +15.5 °С", "Сумма индексов - Не менее 150", "Диаметр труб, жидкость и газ -9,52 мм и 15,9 мм".
Так же, Заказчиком представлена сравнительная таблица, которая так же подтверждает отсутствие на рынке товара с указанными характеристиками как минимум двух производителей.
Соответственно представителями Заказчика не представлено документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к однозначному выводу о том, что совокупности требований к характеристикам товара соответствует продукция, отличная от продукции производителя "Daikin".
Исходя из вышеизложенного, при формировании объекта закупки и запроса коммерческих предложений Заказчик должен был предусмотреть аналоги данной продукции, что выполнено не было.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно пункту 7 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.
Пунктом 2 Технического задания документации об электронном аукционе установлено: Кондиционеры, предлагаемые к поставке, серийного выпуска (выпуск не ранее 2021 г.) предприятия-изготовителя. Поставляемые кондиционеры новые (т.е., которое не были в употреблении, не прошли ремонт, в том числе восстановление, замену составных частей, восстановление потребительских свойств), свободным от прав третьих лиц. Не допускается к поставке кондиционеры, собранные из восстановленных узлов и агрегатов. Не допускаются к поставке выставочные образцы кондиционеров.
Комиссия считает необходимым отметить, что ссылка Заявителя на письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.03.2016 N ОГ-Д28-3661 несостоятельна, поскольку согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.22.2015 N Д28и-3354 "Юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, наделенного в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Вместе с тем в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России указанной компетенцией не наделено".
Более того, указанное письмо применимо относительно медицинских изделий и указывает на минимальный срок годности, а не выпуск закупаемого товара.
Комиссия, изучив документацию об электронном аукционе, установила, что требование о поставке нового товара не ранее 2021 года выпуска, установленное Заказчиком в пункте 2 Техническое задание документации об электронном аукционе соответствует требованиям пункта 7 части 1 статьи 33 Закона.
Исходя из вышеизложенного, данный довод жалобы признается необоснованным.
Согласно пункту 3.35 Административного регламента в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
На основании вышеизложенного, в результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Псковского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Чащиной Марии Евгеньевны частично обоснованной.
2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику и уполномоченному органу обязательное для исполнения предписание, об устранении нарушений, путем внесение изменений в документацию об аукционе с учетом настоящего решения.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Псковского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 25 ноября 2021 г. N 060/06/33-666/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.11.2021