Резолютивная часть решения оглашена 19 ноября 2018 года.
Решение в полном объеме изготовлено 24 ноября 2018 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия Тамбовского УФАС России) в составе:
руководитель комиссии - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены:
начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Гончарова С.В.,
в отсутствие
- депутата Дмитриевского поселкового совета народных депутатов Кокорева А.В. (далее - Заявитель);
- представителя администрации Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области
на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и заявления депутата Дмитриевского поселкового совета народных депутатов Кокорева А.В.,
осуществив внеплановую проверку соблюдения администрацией Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области (далее - Заказчик) требований Закона о контрактной системе при исполнении муниципального контракта от 20.08.2021 N 0164200003021002380,
УСТАНОВИЛА:
Депутат Дмитриевского поселкового совета народных депутатов Кокорев А.В. обратился (вх. от 03.11.2021 N 7981) в Тамбовское УФАС России с заявлением, содержащим информацию о наличии признаков нарушения законодательства о контрактной системе в действиях администрации Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области при исполнении муниципального контракта от 20.08.2021 N 0164200003021002380 на текущий ремонт водопроводов в р.п. Дмитриевка.
В обращении Заявитель указал, что 17.09.2021 заказчиком и подрядчиком было заключено дополнительное соглашение N 1 к вышеуказанному контракту, согласно которому цена контракта увеличилась на 157 365 руб., а срок выполнения продлился до 20.10.2021. Причины увеличения цены контракта в дополнительном соглашении не указаны, в виду чего просил проверить законность действий Заказчика.
От заказчика - администрации Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области поступили (исх. от 15.11.2021 N 02-18/1333, вх. от 16.11.2021 N 8263) письменные пояснения на обращение заявителя, в которых указано следующее.
"После подписания договора на выполнение работ по текущему ремонту водопроводов в р.п. Дмитриевка представители подрядчика неоднократно выезжали на место производства работ для уточнения объемов выполнения работ и согласования порядка производства работ, т.к. в результате проведения ремонта необходимо было произвести отключение холодного водоснабжения в микрорайоне с численностью населения более 2000 человек, а также детских садах, школах и центральной районной больнице.
В результате выяснилось, что при производстве работ на участке водопровода на ответвлении от ул. Победы до школы N 2 необходимо произвести укладку трубопровода диаметром 100 мм протяженностью 85 м открытым способом и 170 м проколом, при этом на участке протяженностью 85 м имеется пересечение с канализационным коллектором, а также с линиями связи. На основании открывшихся обстоятельств подрядчиком в адрес заказчика было направлено письмо от 16.09.2021 N 277 с предложением об исключении работ по прокладке открытым способом трубопровода протяженностью 85 м (п.1 локального сметного расчета (смета) N 02-01-01доп.) и добавлением работ по продавливанию без разработки грунта (прокол) (п.2 локального сметного расчета (смета) N 02-01-01доп.), что приводит к увеличению стоимости выполнения работ по муниципальному контракту на 157 365 руб.
Кроме того, процедура согласования производства работ не была учтена в сроках выполнения работ, поэтому данное обстоятельство требовало увеличения срока производства работ".
На основании указанного обращения проведена настоящая проверка, в ходе которой установлено следующее.
Уполномоченный орган - комитет государственного заказа Тамбовской области 28.07.2021 опубликовал на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru извещение N 0164200003021002380 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на текущий ремонт водопроводов в р.п. Дмитриевка (далее - Аукцион) и документацию об указанном аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 133 910 рублей.
Заказчик - администрация Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области.
Статья 64 Закона о контрактной системе определяет содержание документации об электронном аукционе, в том числе возможность заказчика изменить условия контракта (п.9 ч.1 ст.64).
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно пункту 1.2 проекта муниципального контракта при исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, установленных ст.95 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2.2 проекта контракта установлено, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения. Возможность изменения цены контракта при его исполнении в соответствии с п.1 ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе: установлена.
В соответствии с п. 4.2 проекта контракта срок выполнения работ: в течении 30 дней с момента заключения контракта.
Пунктом 13.3 проекта контракта предусмотрено, что контракт может быть изменен и/или дополнен сторонами в период его действия на основе их взаимного согласия и наличия объективных причин, вызвавших такие действия сторон, с учетом ограничений, установленных Законом о контрактной системе.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
По итогам проведения вышеуказанного электронного аукциона между администрацией Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области и обществом с ограниченной ответственностью "Тамбовтехмонтаж" (далее - ООО "Тамбовтехмонтаж") 20.08.2021 заключен муниципальный контракт N0164200003021002380 на выполнение работ по текущему ремонту водопроводов в р.п. Дмитриевка в соответствии с объявленными условиями. Цена контракта 1 600 432,50 (один миллион шестьсот тысяч четыреста тридцать два) рубля 50 копеек.
Таким образом, срок выполнения работ согласно пункту 4.2 контракта: с 21 августа по 19 сентября 2021 года.
17.09.2021 администрация Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области и ООО "Тамбовтехмонтаж" заключили дополнительное соглашение N 1 к муниципальному контакту N 0164200003021002380 от 20.08.2021 (далее - Дополнительное соглашение), которым был продлен срок выполнения работ до 20.10.2021, а также определены дополнительные работы согласно Приложению N 1 Локальный сметный расчет N 1 и увеличена стоимость выполняемых работ на 157 365 рублей.
Частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 95 Закона контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия) количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
в) при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта;
2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;
3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;
5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;
7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией;
8) если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное настоящим пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов. При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений;
9) если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта;
10) в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктами 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.
При этом Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что к случаям, перечисленным в части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, рассматриваемый случай не относится.
Частью 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) установлено, что существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Документальных доказательств, подтверждающих наличие оснований, соответствующих условиям ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе, ч. 1 ст. 451 ГК РФ. заказчик не представил.
Исходя из изложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что изменение условий контракта в части срока выполнения работ и порядка увеличения цены контракта (цена контракта увеличена по предложению подрядчика, а не по предложению заказчика, как установлено пп.б) п.1 ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе) в рассматриваемом случае не соответствует законодательству о контрактной системе.
Таким образом, администрация Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области (заказчик) заключив 17.09.2021 дополнительное соглашение N 1 об изменении условий контракта в части продления срока выполнения работ и порядка увеличения цены контракта, нарушила положения части 2 статьи 34, части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В действиях должностного лица администрации Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области, подписавшего дополнительное соглашение от 17.09.2021 N 1 к муниципальному контакту N 0164200003021002380 от 20.08.2021 с нарушением ч.2 ст.34, ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе, содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотренного частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного по итогам проведения внеплановой проверки Комиссия Тамбовского УФАС России, руководствуясь ст. 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать факт нарушения администрацией Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области требований части 2 статьи 34 и части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе при заключении дополнительного соглашения от 17.09.2021 N 1 к муниципальному контракту от 20.08.2021 N0164200003021002380 на выполнение работ по текущему ремонту водопроводов в р.п. Дмитриевка.
2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ.
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в суд, в арбитражный суд.
Руководитель Комиссии Е.А. Гречишникова
Члены комиссии В.В. Иванов
С.В. Гончарова
Исп. Гончарова С.В.
)8 (4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 24 ноября 2021 г. N 068/06/34-1015/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.11.2021