Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Инспекция) в составе: руководителя Инспекции - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок <_>, членов Инспекции: заместителя начальника отдела контроля закупок <_>, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок <_>,
с участием:
общество с ограниченной ответственностью "Автострада Плюс" (далее также - ООО "Автострада Плюс", общество) обеспечило личное участие в проведении проверки представителя по доверенности <_>;
заказчик - муниципальное бюджетное учреждение городского округа город Рыбинск Ярославской области "Управление городского хозяйства" (далее также - МБУ г.о. г. Рыбинск ЯО "УГХ", заказчик) - обеспечил участие в проведении проверки посредством видеоконференцсвязи представителя по доверенности <_>,
рассмотрев сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленные МБУ г.о. г. Рыбинск ЯО "УГХ" в отношении ООО "Автострада Плюс", и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) проверку соблюдения заказчиком, МБУ г.о. г. Рыбинск ЯО "УГХ", порядка расторжения контракта от 28.06.2021 N 180 на содержание технических средств организации дорожного движения городского округа город Рыбинск Ярославской области: светофоры, дорожные знаки (извещение N 0371300147321000036), заключенного с ООО "Автострада Плюс", проверку соблюдения заказчиком, МБУ г.о. г. Рыбинск ЯО "УГХ", порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) об ООО "Автострада Плюс", для рассмотрения вопроса о включении сведений о последнем в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии с приказом Ярославского УФАС России от 16.11.2021 N 363,
установила:
В Ярославское УФАС России в соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик МБУ г.о. г. Рыбинск ЯО "УГХ", для включения в реестр недобросовестных поставщиков направил сведения об ООО "Автострада Плюс", нарушившем, по мнению заказчика, существенные условия контракта от 28.06.2021 N 180 на содержание технических средств организации дорожного движения городского округа город Рыбинск Ярославской области: светофоры, дорожные знаки (извещение N 0371300147321000036).
Заслушав мнения сторон, а также изучив представленные документы и материалы, Инспекция приходит к следующим выводам.
Заказчиком, МБУ г.о. г. Рыбинск ЯО "УГХ", в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 04.06.2021 размещено извещение N 0371300147321000036 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на содержание технических средств организации дорожного движения городского округа город Рыбинск Ярославской области: светофоры, дорожные знаки вместе с документацией об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 499 261,00 рубль.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 17.06.2021, размещенному заказчиком в день его подписания в единой информационной системе, электронный аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о соответствии требованиям, установленным аукционной документацией, одной второй части заявки на участие в аукционе (ООО "Автострада Плюс"); в соответствии с частью 3.1 статьи 71 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ контракт заключается с участником, подавшим такую заявку.
Порядок заключения контракта регламентирован статьей 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В силу части 10 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи, и максимальному значению цены контракта.
28.06.2021 между МБУ г.о. г. Рыбинск ЯО "УГХ" (Заказчик) и ООО "Автострада Плюс" (Подрядчик) заключен контракт N 180 на содержание технических средств организации дорожного движения городского округа город Рыбинск Ярославской области: светофоры, дорожные знаки (далее - Контракт N 180 от 28.06.2021, Контракт).
Цена настоящего Контракта составляет 1 491 764 руб. 69 коп. (один миллион четыреста девяносто одна тысяча семьсот шестьдесят четыре) рубля 69 копеек, НДС не облагается (пункт 2.1 раздела 2 Контракта N 180 от 28.06.2021).
Согласно пункту 1.1 раздела 1 Контракта N 180 от 28.06.2021 Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ: Содержание технических средств организации дорожного движения городского округа город Рыбинск Ярославской области: светофоры, дорожные знаки (в дальнейшем именуемые "Работы"), в соответствии со сметой (приложение N 1 к Контракту), техническим заданием (приложение N 2 к Контракту).
Срок выполнения работ: с 01.07.2021 по 31.08.2021 (пункт 1.2 раздела Контракта N 180 от 28.06.2021).
Пунктом 13.1 радела 13 Контракта N 180 от 28.06.2021 установлено, что контракт вступает в силу с даты подписания и действует по 05.10.2021, а в части неисполненных обязательств - до полного их выполнения Сторонами.
Из содержания представленных заказчиком документов (обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения Контракта N 180 от 28.06.2021, решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения Контракта N 180 от 28.06.2021 и др.) следует, что Подрядчиком обязательства по Контракту N 180 от 28.06.2021 в установленный таким контрактом срок не исполнены.
Пунктом 13.2 раздела 13 Контракта N 180 от 28.06.2021 предусмотрено, что расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Процедура расторжения контракта регламентирована статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Частью 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований части 12 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта; датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте; при невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Частью 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Иными словами, поставщику (подрядчику, исполнителю) в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления о принятом решении предоставлена возможность устранить нарушения условий по контракту и предпринять действия по исполнению контракта (при этом статьей 191 ГК РФ установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало).
16.09.2021 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 180 от 28.06.2021 на содержание технических средств организации дорожного движения городского округа город Рыбинск Ярославской области: светофоры, дорожные знаки (извещение N 0371300147321000036), заключенного с ООО "Автострада Плюс" (исх. N 2107 от 16.09.2021) (далее также - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, решение об одностороннем отказе).
16.09.2021 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено заказчиком в адрес ООО "Автострада Плюс" заказным письмом, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 15290161022054, а также на адрес электронной почты ООО "Автострада Плюс", указанный в контракте (avtostrada-76@mail.ru), что подтверждается скриншотом.
20.09.2021 заказчиком решение об одностороннем отказе размещено в единой информационной системе в разделе "Дополнительная информация о контрактах" (реестровая запись N 0371300147321000002).
Ни одно из вышеуказанных писем не было доставлено в адрес Подрядчика (доказательства обратного отсутствуют), в связи с чем заказчик на основании части 12 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ определил дату надлежащего уведомления путем подсчета тридцати дней с даты размещения решения об одностороннем отказе в единой информационной системе, соответственно, датой надлежащего уведомления ООО "Автострада Плюс" о принятом заказчиком решении является 21.10.2021.
Учитывая вышеизложенное, подрядчику, начиная с 21.10.2021 предоставлена возможность устранить нарушения условий по Контракту N 180 от 28.06.2021 и предпринять действия по его исполнению не позднее 08.11.2021 (с учетом положений статьи 193 ГК РФ, согласно которой если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день).
В указанный выше период (с 21.10.2021 по 08.11.2021) ООО "Автострада Плюс" (с учетом того, что в соответствии с частью 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта N 180 от 28.06.2021 не отменено) не устранило нарушения условий по Контракту N 180 от 28.06.2021.
Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта N 180 от 28.06.2021 вступило в силу, и Контракт считается расторгнутым 09.11.2021.
Согласно части 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
10.11.2021 заказчиком во исполнение указанных выше требований в Ярославское УФАС России направлено обращение о включении сведений об ООО "Автострада Плюс" в реестр недобросовестных поставщиков исх. N 2416 от 10.11.2021 (вх. N 11321 от 11.11.2021).
12.11.2021 Ярославское УФАС России уведомило МБУ г.о. г. Рыбинск ЯО "УГХ" о несоответствии данного обращения Правилам ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 (исх. N 5761/05-03 от 12.11.2021).
15.11.2021 заказчиком в Ярославское УФАС России после устранения выявленного несоответствия повторно направлено обращение о включении сведений об ООО "Автострада Плюс" в реестр недобросовестных поставщиков исх. N 2429 от 15.11.2021 (вх. N 11476 от 15.11.2021).
В ходе подготовки к заседанию Инспекции УФАС по Ярославской области направлен в адрес ООО "Автострада Плюс" запрос о предоставлении письменных пояснений с указанием причин существенных нарушений условий Контракта N 180 от 28.06.2021, которые привели к одностороннему отказу заказчика от исполнения данного контракта, и обеспечить явку представителя ООО "Автострада Плюс" 19 ноября 2021 в 09 часов 00 на заседание Инспекции Ярославского УФАС России по рассмотрению вопроса о включении/невключении сведений об ООО "Автострада Плюс" в реестр недобросовестных поставщиков.
На заседании Инспекции Ярославского УФАС России ООО "Автострада Плюс" представлена информация и документы в обоснование своей позиции по факту одностороннего отказа заказчика, МБУ г.о. г. Рыбинск ЯО "УГХ", от исполнения Контракта N 180 от 28.06.2021, в связи с нарушением подрядчиком существенных условий контракта.
Исходя из пояснений ООО "Автострада Плюс", следует, что последнее своевременно приступило к выполнению обязательств по Контракту N 180 от 28.06.2021.
Письмом исх. N 87 от 14.07.2021 Подрядчик сообщил Заказчику, что в ходе исполнения обязательств по Контракту N 180 от 28.06.2021 Подрядчиком было установлено, что при проведении профилактических плановых работ на светофорном объекте, расположенном на перекрестке Волжская набережная -ул. Румянцевская обнаружено, что дорожный контроллер "Поток-Д", установленный на данном светофорном объекте, вышел из строя и требует капитального ремонта или замены. Так как данный светофорный объект был введен в строй в 2019 году, на все установленное светофорное оборудование до настоящего времени действуют гарантийные обязательства, в связи с чем Подрядчик предлагает обратиться к подрядной организации, установившей данный светофорный объект, для проведения необходимых ремонтных работ или полной замене вышедшего из с троя дорожного контроллера.
Кроме того, Подрядчик проинформировал заказчика о том, что при проведении профилактических, плановых работ им обнаружено, что подрядной организацией, осуществляющей содержание светофорных объектов в городском округе город Рыбинск до 01.07.2021 г. выведены из режима работы "ТВП" (работают в обычном транспортном режиме) в отношении светофорных объектов, расположенных на перекрестках ул. Герцена- ул. Советская, ул. Герцена - ул. Бородулина, ул. Герцена - ул. Гоголя, по неизвестным причинам.
Также Подрядчик сообщил, что до настоящего времени не имеет доступа к программному обеспечению, регламентирующему работу 22 светофорных объектов, установленных в период 2018-2019 г. подрядной организацией "Спецдорпроект", что в свою очередь затрудняет проведение необходимых работ по диагностике и ремонту указанных светофорных объектов. Кроме того, на указанных выше 22 светофорных объектах нарушена безопасность при подключении "ТВП", к кнопкам вызова пешеходов подведено напряжение 220 В, при отсутствии какого-либо заземления, что категорически запрещено требованиями безопасности.
В связи с вышеизложенным Подрядчик просит в кратчайшие сроки решить вопрос по допуску представителей организации к установленной в сервере заказчика программе 22 светофорных объекта для более качественного и своевременного проведения ремонтных и профилактических работ.
01.08.2021 по итогам выполненных работ по содержанию технических средств организации дорожного движения городского округа город Рыбинск Ярославской области за июль 2021 года ООО "Автострада Плюс" направило в адрес заказчика пакет документов на приемку выполненных работ.
В соответствии с пунктом 5.4 раздела 5 Контракта N 180 от 28.06.2021 Заказчик с участием представителя Подрядчика 03.08.2021 организовал приемку работ, указанных в акте выполненных работ N 1 от 01.07.2021. В ходе приемки обнаружены недостатки и составлен акт комиссионного обследования от 03.08.2021, согласно которого на светофорных объектах на пересечении ул-Герцена - ул. Пушкина, ул. Герцена- ул. Румянцевская обнаружены неисправности роутеров.
В ходе проверки согласно системе удаленного мониторинга установлено, что в нарушение пункта 3 раздела 4 приложения 2 к Контракту N 180 от 28.06.2021 17 светофорных объектов с адаптивным управлением работают в ненадлежащем режиме - фиксированном режиме (при отсутствии пешеходов и при отсутствии нажатия на кнопку вызова фазы пешеходного движения на таких светофорных объектах все равно включается фаза пешеходного движения после фаз движения транспортных средств).
Согласно приложения 1 и 2 к Контракту N 180 от 28.06.2021 в обязанность Подрядчика включено содержание 22 светофорных объектов с адаптивным управлением, расположенных на территории г.о. г. Рыбинск, Подрядчик на момент приемки работ не выполнил работы по надлежащему содержанию светофорных объектах с адаптивным управлением, не обеспечив применение оптимального алгоритма адаптивного управления.
Претензией от 04.08.2021 N 1822 Подрядчику с учетом выявленных нарушений в результате работ установлен срок для исправления выявленных замечаний до 06.08.2021 включительно.
В ответ на вышеуказанную претензию Подрядчик в адрес Заказчика направил письмо исх. N 99 от 09.08.2021, согласно которому сообщил, что с 01.07.21 ООО "Автострада Плюс" на основании Контракта N 180 от 28.06.21, выполняет работы по содержанию технических средств организации дорожного движения на территории городского округа город Рыбинск. За истекший месяц организацией проведены все необходимые профилактические и ремонтные работы, указанные в контракте, по содержанию ТСОД. Все замечания, жалобы по работе светофорных объектов и дорожных знаков со стороны граждан, представителей заказчика и других заинтересованных служб устранялись незамедлительно сверх указанных в контракте нормативов. На настоящий момент все светофорные объекты городского округа работают в штатном режиме на основании проектной документации. Выводы Заказчика о неисполнении пункта З раздела 4 технического задания к Контракту N 180 от 28.06.2021 о необеспечении применения оптимального алгоритма адаптивного управления на 22 светофорных объектов (по списку), является ошибочным. На настоящее время работа данных светофорных объектов комиссионно не обследована.
Кроме того, ООО "Автострада Плюс" отметило, что при проведении профилактических и ремонтных работ на указанных выше 22 светофорных объектах города сотрудниками подрядной организации установлено, что данные светофоры управляются путем модемной связи ООО "Спецдорпроект" из г. Москва. На основании данного факта сотрудники указанной выше организации могут произвести любые незаконные действия по изменению режимов работы любого из 22 светофорных объектов вплоть до полного отключения без ведома заказчика и обслуживающей на данный момент организации. 14.07.2021 года ООО "Автострада Плюс" по данному вопросу обращалось в адрес заказчика, однако до настоящего времени ответа ООО "Автострада Плюс" не получило.
12.08.2021 Подрядчик направил в адрес Заказчика письмо исх. N 100 от 12.08.2021, согласно которому 10.08.21 при проведении комплексного обследования результатов работ по текущему содержанию технических средств организации дорожного движения на территории городского округа город Рыбинск представителями МБУ "Управление городского хозяйства", ООО "АТЕЛ" Рыбинск и ООО "Автострада Плюс" установлено, что на двух светофорных объектах на перекрестках ул. Герцена -ул. Пушкина и ул. Герцена -ул. Румянцевская по неизвестным причинам отсутствуют роутеры для удаленного контроля и управления контроллера светофора. Исчезновение роутеров произошло в промежуток от 03.08.21 по 10.08.21, в связи с вышеизложенным ООО "Автострада Плюс" предлагает Заказчику, как владельцу и балансосодержателю данных светофорных объектов, обратиться в МУ МВД "Рыбинское" для проведения соответствующей проверки по данному факту. Требование Заказчика по замене и настройке исчезнувших роутеров незаконны, так как на основании технического задания Контракта N180 от 26.06.21 данный вид работ не предусмотрен. На светофорном объекте, расположенном на перекрестке ул. В.Набережная - ул. Румянцевская роутер находится в шкафу управления, но не подключен к сети в связи с вышедшим из строя контроллером "Поток-Д". Ситуация по данному контроллеру изложена в моем письме от 14.07.21 года.
Также письмом исх. N 101 от 12.08.2021 ООО "Автострада Плюс" сообщило, что 01.08.2021 были подготовлены и предоставлены на проверку акты выполненных работ по форме КС-2 и КС-3, до настоящего времени результаты подписания или не подписания актов выполненных работ (на каких основаниях?) Подрядчику не известны.
18.08.2021 письмом исх. N 1912 Заказчиком в адрес Подрядчика направлен мотивированный отказ от подписания акта о приемке выполненных работ N 1 от 01.07.2021 с указанием причин такого отказа (аналогично акту комиссионного обследования от 03.08.2021, претензии от 04.08.2021 N 1822).
19.08.2021 в присутствии представителей Заказчика и Подрядчика составлен акт комиссионного обследования от 19.08.2021, согласно которому ряд ранее выявленные замечаний устранен.
24.08.2021 письмом исх. N 115 ООО "Автострада Плюс" выразило несогласие с отказом заказчика от подписания акта о приемке выполненных работ N 1 от 01.07.2021.
Письмами исх. N 1966 от 25.08.2021 и исх. N 1976 от 27.08.2021 Заказчике проинформировал Подрядчика о неработающем звуковом сигнале пешеходной фазы для людей с нарушением органов зрения, на светофорных объектах, установленных на перекрестке ул. Свободы, ул. Крестовая, ул. Герцена, ул. Чкалова.
По итогам выполненных работ по содержанию технических средств организации дорожного движения городского округа город Рыбинск Ярославской области за август 2021 года ООО "Автострада Плюс" направило в адрес заказчика пакет документов на приемку выполненных работ.
В соответствии с пунктом 5.4 раздела 5 Контракта N 180 от 28.06.2021 Заказчик 03.09.2021, 06.09.2021 организовал приемку работ, указанных в представленном акте выполненных работ N 2 от 31.08.2021, с участием Подрядчика.
В ходе приемки 03.09.2021 обнаружены недостатки и составлены акты комиссионного обследования N 1, N 2, N 3 от 03.09.2021, согласно которым на светофорных объектах на пересечении ул. Герцена - ул. Ломоносова не работает звуковой сигнал на 1 пешеходном светофоре, ул. Герцена - ул. Гоголя не работает звуковой сигнал на 1 пешеходном светофоре, ул. Герцена - ул. Кирова не работает звуковой сигнал на 6 пешеходных светофорах, ул. Герцена - ул. Кольцова не работает звуковой сигнал на 5 пешеходных светофорах, ул. Герцена - ул. Свободы не работает звуковой сигнал на пешеходных светофорах, ул. Чкалова - ул. Ломоносова не работает звуковой сигнал на 4 пешеходных светофорах, ул. Чкалова - ул. Румянцевская не работает звуковой сигнал на 5 пешеходных светофорах, ул. Чкалова - ул. Пушкина не работает звуковой сигнал на 5 пешеходных светофорах, ул. Чкалова - ул. Луначарского не работает звуковой сигнал на 4 пешеходных светофорах, ул. Крестовая - ул. Ломоносова не работает звуковой сигнал на 4 пешеходных светофорах, ул. Крестовая - ул. Пушкина не работает звуковой сигнал на 4 пешеходных светофорах, ул. Крестовая - ул. Румянцевская не работает звуковой сигнал на 4 пешеходных светофорах, ул. Крестовая - ул. Луначарского не работает звуковой сигнал на 6 пешеходных светофорах, ул. В. Набережная - ул. Пушкина не работает звуковой сигнал на 1 пешеходном светофоре, ул. В. Набережная - ул. Румянцевская не работает звуковой сигнал на пешеходных светофорах
В ходе приемки 06.09.2021 обнаружены недостатки и составлены акты комиссионного обследования N 1, N 2, N 3 от 06.09.2021, согласно которым на светофорных объектах на пересечении ул. Герцена - ул. Ломоносова не работает звуковой сигнал на 1 пешеходном светофоре, ул. Герцена - ул. Гоголя не работает звуковой сигнал на 1 пешеходном светофоре, ул. Герцена - ул. Кирова не работает звуковой сигнал на 6 пешеходных светофорах, ул. Герцена - ул. Кольцова не работает звуковой сигнал на 5 пешеходных светофорах, ул. Герцена - ул. Свободы не работает звуковой сигнал на пешеходных светофорах, ул. Чкалова - ул. Ломоносова не работает звуковой сигнал на 4 пешеходных светофорах, ул. Чкалова - ул. Румянцевская не работает звуковой сигнал на 5 пешеходных светофорах, ул. Чкалова - ул. Пушкина не работает звуковой сигнал на 5 пешеходных светофорах, ул. Чкалова - ул. Луначарского не работает звуковой сигнал на 4 пешеходных светофорах, ул. Крестовая - ул. Ломоносова не работает звуковой сигнал на 4 пешеходных светофорах, ул. Крестовая - ул. Пушкина не работает звуковой сигнал на 4 пешеходных светофорах, ул. Крестовая - ул. Румянцевская не работает звуковой сигнал на 4 пешеходных светофорах, ул. Крестовая - ул. Луначарского не работает звуковой сигнал на 6 пешеходных светофорах, ул. В. Набережная - ул. Пушкина не работает звуковой сигнал на 1 пешеходном светофоре, ул. В. Набережная - ул. Румянцевская не работает звуковой сигнал на пешеходных светофорах.
Письмом N 2039 от 08.09.2021 Подрядчику был установлен срок устранения выявленных нарушений до 13.09.2021.
13.09.2021 состоялась проверка для установления/не установления факта устранения нарушений, обнаруженных в актах обследования N 1, N 2, N 3 от 03.09.2021 и актах обследования N 1, N 2, N 3 от 06.09.2021.
Согласно актам обследования N 1, N 2, N 3 от 13.09.2021 недостатки не устранены.
Как указывает Подрядчик в своих устных и письменных пояснениях выявленные дефекты не представлялось возможным устранить в рамках действующего Контракта N 180 от 28.06.2021 по причине невозможности вмешательства в систему устройства, так как данные светофоры находятся на гарантийном обслуживании.
Поставщиком светофоров смонтированы светофоры технически осложненные, что затрудняет внесение изменений в конструкцию последних, а, соответственно, возможность нанесения вреда иному функционалу при замене звукового сигнала.
Об указанном выше обстоятельстве Заказчик был уведомлен ООО "Автострада Плюс" письмом исх. N 143 от 29.09.2021.
Вместе с тем, как указывает Подрядчик иные работы, предусмотренные контрактом, за исключением замены звукового сигнала на осложненных светофорах выполнены в полном объеме, Подрядчиком приняты всех необходимых действий для приведения объектов работ в надлежащее состояние.
В связи с чем, ООО "Автострада Плюс" категорически не согласно с принятым Заказчиком решении об отказе от подписания актов выполненных работ, а также об одностороннем отказе от исполнения Контракта N 180 от 28.06.2021, на что указывает факт обращения в Арбитражный суд Ярославской области с иском о взыскании задолженности за выполненные работы по Контракту N 180 от 28.06.2021 (дело N А82-17781/2021).
МБУ г.о. г. Рыбинск ЯО "УГХ" не представило на заседание Инспекции бесспорных доказательств, из содержания которых становится очевидным, что действия ООО "Автострада Плюс" свидетельствуют в пользу недобросовестного поведения последнего, а также свидетельствуют о наличии у Подрядчика намерения уклониться от обязательств по исполнению Контракта.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
Частью 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд (далее - суд) в соответствии с их компетенцией.
Согласно пункту 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопроса, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов.
Проанализировав документы, представленные в материалы дела, Инспекцией установлено, что между МБУ г.о. г. Рыбинск ЯО "УГХ" и ООО "Автострада Плюс" имеются разногласия относительно выполнения работ по содержанию технических средств организации дорожного движения городского округа город Рыбинск Ярославской области: светофоры, дорожные знаки по Контракту N 180 от 28.06.2021, которые по своей природе являются гражданско-правовым спором.
Инспекция отмечает, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупки антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание подрядчика недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения подрядчика аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Оценивая приведенные выше действия ООО "Автострада Плюс", Ярославское УФАС России полагает, что эти действия направлены на действительное урегулирование возникших с заказчиком разногласий относительно выполнения работ по содержанию технических средств организации дорожного движения городского округа город Рыбинск Ярославской области: светофоры, дорожные знаки по Контракту N 180 от 28.06.2021.
Инспекция Ярославского УФАС России, оценив приведенные выше обстоятельства приходит к выводу о том, что на момент рассмотрения настоящего дела Инспекция не располагает безусловными и неопровержимыми доказательствами отсутствия намерения ООО "Автострада Плюс" исполнить Контракт N 180 от 28.06.2021 в полном объеме.
Согласно частям 1-2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ сведения об участниках закупки, с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включаются уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок федеральным органом исполнительной власти в реестр недобросовестных поставщиков.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с пунктом 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона "_";
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Пунктом 15 Правил предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие, которое предполагает недобросовестное поведение участника закупки, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
В данном случае, фактические обстоятельства дела (подрядчик своевременно приступил к выполнению работ по содержанию технических средств организации дорожного движения городского округа город Рыбинск Ярославской области: светофоры, дорожные знаки по Контракту N 180 от 28.06.2021; вел информационное взаимодействие с заказчиком; между заказчиком и подрядчиком имеется гражданско - правовой спор об обстоятельствах исполнения / неисполнения заключенного контракта, разрешить который может только суд; подрядчик активно настаивает на правомерности своих действий и суждений, приводит убедительные доказательства последнего и т.д.) и представленные ООО "Автострада Плюс" доказательства и пояснения не подтверждают совершения им умышленных действий (бездействия), недобросовестного поведения со стороны участника закупки. Кроме того, в данном случае Инспекция полагает установленным тот факт, что подрядчиком в рамках заседания Инспекции представлена информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта. Иных доказательств, являющихся безусловным основанием для вывода о наличии оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений о подрядчике, заказчиком не представлено.
Осуществив проверку соблюдения заказчиком, МБУ г.о. г. Рыбинск ЯО "УГХ", порядка расторжения муниципального контракта N 180 от 28.06.2021, заключенного с ООО "Автострада Плюс", проверку соблюдения заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном подрядчике, для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, Инспекция нарушений в действиях заказчика не выявила.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные муниципальным бюджетным учреждением городского округа город Рыбинск Ярославской области "Управление городского хозяйства" (ИНН 7610077367, ОГРН 1077610006671) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Автострада Плюс" (ИНН 7610126670, ОГРН 1187627003552), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. При проведении Инспекцией проверки соблюдения заказчиком, муниципальным бюджетным учреждением городского округа город Рыбинск Ярославской области "Управление городского хозяйства", порядка расторжения контракта от 28.06.2021 N 180 на содержание технических средств организации дорожного движения городского округа город Рыбинск Ярославской области: светофоры, дорожные знаки (извещение N 0371300147321000036), заключенного с обществом с ограниченной ответственностью "Автострада Плюс", нарушений в действиях заказчика не обнаружено.
3. При проведении Инспекцией проверки соблюдения заказчиком, муниципальным бюджетным учреждением городского округа город Рыбинск Ярославской области "Управление городского хозяйства", порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) об обществе с ограниченной ответственностью "Автострада Плюс", для рассмотрения вопроса о включении сведений о последнем в реестр недобросовестных поставщиков нарушений в действиях заказчика не обнаружено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции: <_>
Члены инспекции: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 19 ноября 2021 г. N 05-03/236П-21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.11.2021