Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> - начальник отдела контроля закупок;
члены Комиссии:
<_>, кворум соблюден,
на заседании Комиссии посредством видеоконференцсвязи
в отсутствие:
представителей заказчика - МБОУ "Камбарская средняя общеобразовательная школа N2" (далее - Заказчик), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (уведомление от 15.11.2021 NОП01-17-05/6361э),
ИП <_>, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (уведомление от 15.11.2021 NОП01-17-05/6361э),
представителей уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" (далее - Уполномоченное учреждение), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (уведомление от 15.11.2021 NОП01-17-05/6361э),
в результате рассмотрения обращения Заказчика о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении участника закупки - ИП <_> (ИНН 182705398451) в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона N зз-17244-2021 "Текущий ремонт помещений (Национальный проект "Образование", "Точка роста") МБОУ "Камбарская СОШ N2" (номер извещения в ЕИС - 0813500000121004884, далее - Аукцион), в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
22.04.2021 Уполномоченное учреждение разместил в ЕИС извещение и Аукционную документацию.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 450 000,00 рублей.
30.04.2021 - дата окончания срока подачи заявок.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 30.04.2021, поступила единственная заявка ИП <_> на участие в Аукционе, признанная соответствующей требованиям Аукционной документации.
По результатам проведения Аукциона между Заказчиком и ИП <_> заключен контракт от 17.05.2021 (далее - Контракт) на выполнение работ по выполнению работ по текущему ремонту помещений Заказчика.
14.09.2021 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с тем, что ИП <_> выполнил работы по Контракту частично.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, представленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу абз. 4 п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с ч. 2 ст. 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Согласно п. 3.2 Контракта, срок завершения работ установлен по 30.06.2021.
В соответствии с пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.
Согласно ч. 2 ст. 453 ГК РФ, при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 452 ГК РФ, соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.
Согласно ч. 3 ст. 453 ГК РФ, в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора.
В соответствии с ч. 1 ст. 433 ГК РФ, договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
Согласно ч. 1 ст. 438 ГК РФ, акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Согласно п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок поставщиком (подрядчиком, исполнителем):
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно письменным пояснениям ИП <_>, Контракт фактически был расторгнут по соглашению сторон 24.08.2021, однако 18.10.2021 МБОУ "Камбарская СОШ N2" внесла в ЕИС недостоверные сведения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с письменными пояснениями Заказчика от 08.11.2021 исх.N306, в связи с нарушением ИП <_> сроков выполнения работ по Контракту Заказчик направил в адрес ИП <_> дополнительное соглашение от 24.08.2021 о расторжении Контракта, однако с 24.08.2021 в адрес Заказчика не поступил второй экземпляр дополнительного соглашения, подписанный со стороны ИП <_>.
Согласно письменным пояснениям ИП <_> от 12.11.2021 исх.N65, 25.08.2021 ИП <_> получил дополнительное соглашение от 24.08.2021 о расторжении Контракта по соглашению сторон, 03.09.2021 ИП <_>подписал оба экземпляра дополнительных соглашений в присутствии сотрудников Заказчика.
Как указано выше, согласно ст. 438, ст. 453 ГК РФ, дополнительное соглашение считается вступившим в силу только с момента получения Заказчиком второго экземпляра дополнительного соглашения, подписанного ИП <_>. Согласно пояснениям Заказчика, второй экземпляр дополнительного соглашения, подписанного ИП <_>, Заказчик не получил; со стороны ИП <_> доказательств направления в адрес Заказчика второго экземпляра дополнительного соглашения, подписанного с его стороны, также не представлено, следовательно, у Удмуртского УФАС России фактически остаются неразрешенными сомнения в том, заключили ли стороны дополнительное соглашение о расторжении Контракта по обоюдному согласию.
Участие сторон на рассмотрение настоящего дела не обеспечено ни Заказчиком, ни ИП <_>, следовательно, в настоящее время у Удмуртского УФАС России остались сомнения в недобросовестности поведения ИП <_> при исполнении Контракта и в правомерности расторжения Контракта, с учетом наличия спора относительно заключения дополнительного соглашения о расторжении Контракта по обоюдному согласию сторон. При этом наличие у антимонопольного органа сомнений в недобросовестности участника исключает возможность включения сведений о таком участнике в РНП, поскольку включение в РНП является исключительной мерой ответственности и применяется только к тем недобросовестным поставщикам, вина которых однозначно доказана, что подтверждается судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.10.2021 по делу NА40-177069/2020, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.04.2019 по делу NА05-4547/2018, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.04.2017 по делу NА43-6129/2016 и др.). Кроме этого, учитывается, что Заказчик признает, что ИП <_> выполнил частично работы по Контракту, которые приняты Заказчиком, что указано в решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Установленные обстоятельства исключают возможность включения в РНП сведений об ИП <_>, т.к. возложение ответственности в виде включения сведений об в РНП нельзя считать в данной ситуации справедливым и соразмерным.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ИП <_> (ИНН 182705398451) в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона N зз-17244-2021 "Текущий ремонт помещений (Национальный проект "Образование", "Точка роста") МБОУ "Камбарская СОШ N2" (номер извещения в ЕИС - 0813500000121004884) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ <_>
___________ <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 18 ноября 2021 г. N 018/06/104-1083/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2021