рассмотрев жалобу ООО "Монолит" (вх.N7355э от 15.11.2021) на положения документации при проведении аукциона в электронной форме по закупке "Капитальный ремонт общежитие N 2 (с 1 по 9 этажи 1-й блок-секции)" (номер извещения в ЕИС - 0313100008821000068, далее - Аукцион), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон),
на заседании комиссии по видеоконференцсвязи,
в присутствии представителей:
заказчика - ФГБОУ ВО ИГМА Минздрава России (ИНН 1831032733, далее - Заказчик): *
участника закупки - ООО "Контроль-Н" (ИНН 1831165109, далее - Участник): *
в отсутствие представителей:
заявителя - ООО "Монолит" (ИНН 9721080143, далее - Заявитель), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (уведомление от 16.11.2021 NОП01-17-05/6382),
УСТАНОВИЛА:
15.11.2021 в Удмуртское УФАС России поступила жалоба ООО "Монолит".
По мнению Заявителя, Аукционная документация составлена с нарушениями требований Закона о контрактной системе, а именно в части:
- отсутствия установления дополнительных требований к участникам закупок;
- содержания условия об обеспечении исполнения контракта;
- положения проекта контракта об изменении срока его исполнения.
На заседание Комиссии Заявитель явку представителя не обеспечил.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя, пояснил, что Заказчиком хотя и допущены ошибки в Аукционной документации, но они не являются существенными, а носят формальный характер, поскольку такие ошибки не привели к нарушению законных прав и интересов Заявителя, третьих лиц, не повлекли ограничение конкуренции.
Представитель Участника закупки пояснил, что несоответствие положений Аукционной документации Закону о контрактной системе не повлияло на решение об участии его в Аукционе.
Рассмотрев жалобу, устные и письменные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, информацию, находящуюся в открытом доступе в единой информационной системе в сфере закупок, осуществив в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
03.11.2021 Заказчик разместил в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение и Аукционную документацию.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 9 401 481,6 рублей.
Дата начала срока подачи заявок 03.11.2021.
08.11.2021 внесены изменения в Аукционную документацию о требованиях к содержанию, составу второй части заявки на участие в электронном аукционе и о продлении срока подачи заявок на участие.
Дата окончания срока подачи заявок 16.11.2021.
Дата проведения аукциона 17.11.2021.
Объектом закупки является выполнение капитального ремонта общежития N 2 (с 1 по 9 этажи 1-й блок-секции).
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 16.11.2021 на участие в Аукционе было подано 3 заявки, все участники допущены к участию в нем.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 22.09.2021 были рассмотрены вторые части заявок, принявших участие в аукционе: ООО "Контроль-Н" и ООО "Ф-Строй", в отношении которых принято решение о соответствии их требованиям Аукционной документации. Победителем был признан участник ООО "Контроль-Н" с наименьшим предложением о цене контракта в размере 7 814 237,07 рублей.
1. Рассмотрев доводы жалобы Заявителя, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к следующим выводам.
1.1 По доводу Заявителя об отсутствии установления дополнительных требований к участникам закупок, Комиссия признает необоснованным ввиду следующего.
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.2 и 2.1 ст.31 Закона дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В силу ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее -Постановления N99) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения в т.ч. аукционов, предъявляются дополнительные требования, а также соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N1.
Установленные в Постановлении N99 дополнительные требования к участникам закупки разнятся в зависимости от вида объекта закупки.
Так, п. 2(4) Приложения N1, содержит положение о дополнительном требовании к участнику закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей - наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
В п. 2(1) Приложения N1, установлено дополнительное требование к участнику закупки на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей: наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Законом о контрактной системе или Законом о закупках (от 18.07.2011 N223-ФЗ), на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Согласно извещения о проведении Аукциона в электронной форме, размещенного в ЕИС, в разделе "Информация об источниках финансирования" указан источник финансирования как средства бюджетных учреждений по коду вида расходов 243. Объект закупки относится к форме собственности- федеральная собственность (код 12).
Начальная (максимальная) цена контракта не превышает 10 млн.рублей.
Следовательно, при установлении Заказчиком дополнительных требований к участникам закупки в аукционной документации им правомерно не применен п.2(4) Постановления N99.
1.2 В отношении второго довода Заявителя о содержании условия об обеспечении исполнения контракта, Комиссия признает его обоснованным по следующим основаниям.
Согласно п.1 ст.44 Закона о контрактной системе Заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает пять миллионов рублей, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
В силу п.2 ст.44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки.
В соответствии с ч.18 ст.44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в электронном аукционе возможно путем блокирования денежных средств при наличии на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере, предусмотренном документацией о закупке, либо путем предоставления банковской гарантии в порядке, определенном в соответствии с ч.29 ст.44 Закона, информация о которой включена в реестры банковских гарантий, предусмотренные ст.45 Закона.
При этом ч.8 ст.44 Закона о контрактной системе предусмотрено, что денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, в установленных законом случаях, подлежат возврату участнику закупки, а именно прекращается блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки, осуществленное в соответствии с ч.20 ст.44.
Согласно ч.1 ст.96 Закона о контрактной системе Заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.96 Закона, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
На основании ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийных обязательств может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст.45 Закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Из содержания п. 11.1 части IV "Проект государственного контракта" Аукционной документации, следует, что в целях обеспечения исполнения своих обязательств по настоящему Контракту Исполнитель до заключения Контракта предоставляет Заказчику безотзывную банковскую гарантию, выданную банком или иной кредитной организацией (срок действия гарантии до 26.01.2022 включительно), либо передает заказчику в залог денежные средства, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в пункте 11.2.
Указанное положение о внесении денежных средств в залог, в том числе в форме вклада (депозита) содержалось в п.4 ст.29 Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", утратившего силу с 01.01.2014. Законом о контрактной системе такой способ внесения обеспечения исполнения контракта не предусмотрен.
Таим образом, Заказчиком нарушено требование ч.1,3 ст.96 Закона о контрактной системе.
1.3 В отношении довода Заявителя о положении проекта контракта об изменении срока его исполнения, Комиссия признает его обоснованным ввиду следующего.
В силу пп.9 ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе, среди прочего, изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае, если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта.
П.9.4 части IV "Проект государственного контракта" Аукционной документации установлено следующее: "Если, по мнению сторон, исполнение Контракта может быть продолжено в порядке, действовавшем до возникновения обстоятельств непреодолимой силы, то срок исполнения обязательств по Контракту продлевается соразмерно времени, которое необходимо для учета действия этих обстоятельств и их последствий.". Такая формулировка о продлении срока исполнения обязательств противоречит положению Закона о контрактной системе.
Следовательно, Заказчиком нарушено требование пп.9 ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе.
При таких обстоятельствах, Комиссия Удмуртского УФАС России, признает доводы жалобы обоснованными в части.
2. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе по указанным обстоятельствам установлены следующие нарушение.
2.1. В соответствии со ст.42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В силу п.6 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 Закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п.1 ч.1, ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с ч.1.1 (при наличии такого требования) ст.31 Закона.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, 08.11.2021 размещены разъяснения положений документации об электронном аукционе от 08.11.2021 NРД1, на основании которых Заказчиком было принято решение внести изменения в Аукционную документацию о требованиях к содержанию, составу второй части заявки на участие в электронном аукционе.
Таким образом, в п.16.6 документации включено требование о представлении документов и информации в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе, а именно документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе: требуется действующая выписка из реестра членов СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выданная в соответствии с ч.5 ст.55.17 ГрК РФ. Наряду с этим, извещение, размещенное в ЕИС не дополнено соответствующим требованием, что нарушает положение п.6 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе.
2.2. Согласно п.5 ч.2 ст.45 Закона, установлено, что банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать, среди прочего, срок действия банковской гарантии с учетом требований ст. 44 и 96 Закона.
Ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе содержит условие об исполнении контракта, гарантийных обязательств, которые могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст.45 Закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Во исполнение указанной ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со ст.95 Закона.
Согласно п.7.3 части IV "Проект государственного контракта" Аукционной документации, гарантийный срок на выполненные работы устанавливается не менее 24 месяцев с даты подписания сторонами акта о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3.
При этом в п.7.7 указанного проекта контракта требование об обеспечении гарантийных обязательств изложено следующим образом:
"Поставщик обязан предоставить обеспечение гарантийных обязательств по Контракту в размере 94 014,82 руб. при передаче объекта.
Оформление документа о приемке выполненных работ осуществляется только после предоставления Подрядчиком обеспечения гарантийных обязательств по Контракту в виде банковской гарантии, соответствующей требованиям ст. 45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, или внесения денежных средств на счет Заказчика.
Способ обеспечения гарантийных обязательств по Контракту определяются Поставщиком самостоятельно.
В случае предоставления Поставщиком банковской гарантии в качестве обеспечения гарантийных обязательств по Контракту срок ее действия должен превышать предусмотренный Контрактом срок гарантийных обязательств не менее чем 24 месяца."
Таким образом, во исполнение требований ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе Заказчику надлежало корректно изложить формулировку способа предоставления обеспечения гарантийных обязательств, а в случае предоставления такого обеспечения в виде банковской гарантии со сроком действия, превышающим не менее чем на один месяц срока исполнения обязательств (т.е. в данном случае не менее 25 месяцев).
Указанное несоответствие свидетельствует о нарушении ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе.
3. Так же Комиссией рассмотрена жалоба ИП Меньшикова Р.А. (вх.N7402э от 16.11.2021) на положения документации при проведении указанного аукциона по доводам о нарушении Заказчиком требований Закона о контрактной системе, в части:
- установления требований к информации в составе второй части заявки;
- содержания требований к участникам закупки;
- установления даты проведения аукциона.
Комиссия Удмуртского УФАС России, признала доводы жалобы обоснованными.
Установлено нарушение требований п.1 ч.5 ст.66, ч.3 ст.64, ч.3 ст.68 Закона о контрактной системе.
В полном объеме выводы Комиссии изложены в решении по делу N 018/06/106-1098/2021.
С учетом вышеизложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания по устранению выявленных нарушений.
Комиссией Удмуртского УФАС России также при вынесении решения учтено, что на участие в аукционе было подано 3 заявки, снижение цены контракта составило 16,88%, в связи в чем, Комиссия считает возможным внести изменения в проект контракта на стадии его заключения с победителем.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 105, 106, частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Монолит" на положения документации при проведении аукциона в электронной форме по закупке "Капитальный ремонт общежитие N 2 (с 1 по 9 этажи 1-й блок-секции)" (номер извещения в ЕИС - 0313100008821000068) обоснованной в части.
2. Признать в действиях Заказчика - ФГБОУ ВО ИГМА Минздрава России нарушение ч.1,3 ст.96, пп.9 ч.1 ст.95, п.1 ч.5 ст.66, ч.3 ст.64, ч.3 ст.68, п.6 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику - ФГБОУ ВО ИГМА Минздрава России предписание об устранении допущенных нарушений требований Закона о контрактной системе, путем внесения изменений в п.7.7, 9.4, 11.1 проекта контракта на стадии его заключения в соответствии с мотивировочной частью настоящего решения; направить проект контракта победителю закупки, соответствующий требованиям Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для принятия решения о возбуждении административного производства статьи 7.30 КоАП РФ в отношении Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председатель Комиссии |
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 19 ноября 2021 г. N 018/06/106-1089/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.11.2021