рассмотрев жалобу Заявителя на положения документации об электронном аукционе N зз-38517 - 2021 "поставка анализатора культуры крови ИВД, автоматического" (номер извещения в ЕИС - 0813500000121016028, далее - Аукцион), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон),
УСТАНОВИЛА:
17.11.2021 в Удмуртское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх.N7449).
Согласно жалобе, по совокупности характеристик объекта закупки, указанных в п. 1.2, п. 2.2, п. 1.12, п. 2.12 Технического задания Аукционной документации, описанию объекта закупки соответствует товар единственного производителя - BioMerieux, что нарушает требования ст. 33 Закона о контрактной системе, при этом, по мнению Заявителя, данные характеристики не являются значимыми для Заказчика, что не соответствует ст. 33 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии представители Заявителя поддержали довод жалобы и пояснили, что не согласны с указанными в жалобе характеристиками объекта закупки, считают, что данные характеристики ограничивают конкуренцию и не являются значимыми для Заказчика.
На заседании Комиссии представители Заказчика с жалобой не согласились и пояснили, что обжалуемые Заявителем характеристики товара имеют существенное значение для Заказчика, при формировании описания объекта закупки Заказчик руководствовался необходимостью использования оборудования при обследовании пациентов, находящихся в состояниях, угрожающих жизни, а также интересами пациентов, в интересах которых и будет использоваться закупаемый товар. Установление обжалуемых характеристик объясняется тем, что колометрический метод детекции микробного роста предназначен для исключения ложноотрицательных и ложноположительных результатов исследования. Колометрический метод обладает преимуществами перед флуоресцентным методом, т.к. колометрический метод имеет меньшую чувствительность, позволяет проводить детекцию за меньшее время, а также предоставляет меньше ложноотрицательных результатов, при этом установление меньшего количества ложноотрицательных результатов исследований непосредственно сказывается на интересах неопределенного круга лиц - пациентов учреждений здравоохранений, т.к. позволяет вовремя определить необходимое для пациента лечение. Второй обжалуемый Заявителем показатель (автоматическое качание платформы) также имеет важное значение для Заказчика, т.к. автоматизм в проведении отдельных этапов исследования направлено на сокращение количества мануальных процедур, минимизирует контакт персонала с материалом, находящимся во флаконах, что впоследствии приводит к ускорению получения и выдачи результатов исследования.
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного учреждения с жалобой не согласился, поддержал позицию Заказчика и пояснил, что обжалуемые Заявителем характеристики товара удовлетворяют потребностям Заказчика, доказательств нарушения прав и законных интересов Заявителя не имеется, описание объекта закупки соответствует положениям Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии представители ООО "Дельрус-ЗУРЦ" с жалобой не согласились, поддержали позицию Заказчика и Уполномоченного учреждения, и пояснили, что Аукционная документация не противоречит положениям Закона о контрактной системе; по мнению Общества, Заказчик вправе установить в том числе, характеристики, обжалуемые Заявителем, т.к. данные характеристики объясняются потребностями Заказчика, что полностью соответствует принципам и целям Закона о контрактной системе. Доказательств обратного со стороны Заявителя не представлено.
Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
01.11.2021 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок извещение и Аукционную документацию. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 16 342 310,04 рублей.
17.11.2021 - дата окончания срока подачи заявок.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 17.11.2021, поступила единственная заявка ООО "Дельрус-ЗУРЦ" на участие в Аукционе, признанная соответствующей требованиям Аукционной документации.
Рассмотрев довод жалобы о том, что по совокупности характеристик объекта закупки, указанных в п. 1.2, п. 2.2, п. 1.12, п. 2.12 Технического задания Аукционной документации, описанию объекта закупки соответствует товар единственного производителя - BioMerieux, что нарушает требования ст. 33 Закона о контрактной системе, данные характеристики не являются значимыми для Заказчика, Комиссия признает данный довод необоснованным на основании следующего.
В соответствии со ст. 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1.2 Информационных карт Аукционной документации, описание объекта закупки содержится в Техническом задании Аукционной документации.
В соответствии с Техническим заданием Аукционной документации установлено описание объекта закупки, в том числе, следующие характеристики:
N п/п |
Код позиции КТРУ ЕИС * / код ОКПД2 (ОК 034-2014 (КПЕС 2008)) |
Наименование Товара |
Характеристики объекта закупки, позволяющие определить соответствие закупаемого Товара установленным Заказчиком требованиям |
|
показатели объекта закупки |
значения показателей объекта закупки, которые не могут изменяться |
|||
показатель | ||||
1 |
26.60.12.119-00000188 |
Анализатор культуры крови ИВД, автоматический |
1.2. Метод детекции микробного роста |
Колориметрический |
1.12. Способ перемешивания флаконов |
Автоматическое качание платформы |
|||
2 |
26.60.12.119-00000188 |
Анализатор культуры крови ИВД, автоматический |
2.2. Метод детекции микробного роста |
Колориметрический |
2.12. Способ перемешивания флаконов |
Автоматическое качание платформы |
Комиссия Удмуртского УФАС России, изучив положения Аукционной документации, характеристики, обжалуемые Заявителем, представленные Заказчиком и Уполномоченным учреждением доказательства и пояснения, а также общедоступную информацию о товарах, имеющихся на товарном рынке, размещенную в сети "Интернет", приходит к выводу, что под описание объекта закупки, указанное в Техническом задании Аукционной документации, подходит товар единственного производителя - BioMerieux, при этом довод Заказчика о том, что проведение метода детекции микробного роста, указанного на официальном сайте производителя Юнона LABSTAR 100, характерно для колометрического метода, не подтвержден достаточными доказательствами, при этом на данном сайте и в открытых источниках не имеется доказательств, подтверждающих, что данный анализатор используется для колометрического метода исследования.
Основной задачей законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
Указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Из буквального толкования положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики при осуществлении закупок по правилам данного Закона при описании объекта закупки должны определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны обеспечить приобретение товара именно с необходимыми им характеристиками, соответствующими их потребностям, а с другой стороны - необоснованно не ограничить количество участников закупки.
При этом положения Закона о контрактной системе устанавливают особые запреты и ограничения только к единственному поставщику, а не единственному производителю. Установленные в описании объекта закупки характеристики товара позволяют любому лицу принять участие в аукционе, если это лицо обладает товаром с названными функциональными свойствами и желает принять участие в аукционе (данный вывод подтверждается Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.04.2021 по делу NА51-14222/2020, Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 14.09.2021 по делу NА65-141/2021 и др.).
Исходя из доказательств, представленных ООО "Дельрус-ЗУРЦ" (информационное письмо BioMerieux), у производителя BioMerieux имеется (по состоянию на 23.08.2021) более 20 официальных партнеров производителя на территории РФ.
Со стороны Заявителя не представлено доказательств, подтверждающих, что производитель BioMerieux либо его официальные партнеры (дилеры) отказали Заявителю в поставке товара, соответствующего описанию объекта закупки по Аукциону.
В соответствии с представленной Заказчиком научной статье "Связывание антимикробных препаратов и кинетика роста во флаконах" (авторы Д.Ловерн, Б.Катцин, К.Джонсон, Д.Бродуэлл, Э.Миллер, А.Гейтс, П.Деол и др., 2016 г.) указывается, что для всех комбинаций антибиотик/микроорганизм товар производства "Биомерье" демонстрирует более высокий уровень высеиваемости (80% против 46% у товара производителя "Бектор Дикинсон"), относительно времени детекции у товара производства "Биомерье" установлено проведение более быстрой детекции aureus с оксациллином и ванкомицином (различие в 4,6 и 13,7 часов), а также E faecalis с ванкомицином (различие в 3,6 ч) в сравнении с товаром производства "Бектор Дикинсон", также у товара "Биомерье" показана лучшая кинетика связывания. По мнению авторов статьи, улучшенная кинетика связывания товара "Биомерье" приводит к лучшей высеиваемости для различных антимикробных препаратов.
В отношении обжалуемых характеристик (п. 1.12, п. 2.12 Технического задания) Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к следующим выводам.
При этом увеличение числа действий, которые проводятся автоматически при исследованиях (например, при автоматическом качании платформы по п. 1.12, п. 2.12 Технического задания Аукционной документации), с минимизацией участия сотрудников учреждения здравоохранения, не может не привести к снижению временных и трудовых затрат, а также снижению возможности возникновения ошибки исполнителя при проведении исследований, что полностью соответствует объективным потребностям Заказчика и учреждений здравоохранения, которые фактически будут пользоваться приобретенным товаром, особенно в условиях необходимости увеличения количества и оперативности проводимых исследований.
Кроме этого, наличие обжалуемых Заявителем характеристик приводит не только к уменьшению временных и трудовых затрат, но и к минимизации возможности заражения сотрудников учреждений здравоохранения при проведении исследований вследствие взаимодействия с биологически опасным материалом, при этом характеристики, которые связаны с обеспечением безопасности персонала учреждений здравоохранения связаны со спецификой деятельности учреждений и не могут оцениваться как нарушающие законодательство о контрактной системе (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.03.2021 по делу NА56-62454/2020 и др.).
Со стороны Заявителя фактически не опровергнута необходимость установления в Техническом задании Аукционной документации обжалуемых характеристик объекта закупки, довод Заявителя о том, что данные характеристики не являются значимыми для Заказчика, является недоказанным. При этом Заявитель, не являясь учреждением здравоохранения, не может достоверно утверждать, что обжалуемые им характеристики объекта закупки не важны для учреждений здравоохранения и Заказчика при проведении исследований.
Со стороны Заявителя не представлено достаточных доказательств, опровергающих выводы Заказчика в отношении обоснования обжалуемых характеристик объекта закупки либо опровергающих выводы, сделанные в вышеуказанной научной статье.
При этом с учетом сжатых сроков рассмотрения жалобы по Закону о контрактной системе не представляется возможным однозначно согласиться с выводом Заявителя о необоснованности обжалуемых Заявителем характеристик описания объекта закупки.
Доказательств, подтверждающих объективную невозможность подачи заявки на участие в Аукционе, со стороны Заявителя также не представлено.
С учетом вышеизложенного, обжалуемые Заявителем характеристики товара не нарушают положений Закона о контрактной системе, их наличие объясняется объективными потребностями Заказчика и учреждений здравоохранения, которые будут использовать приобретаемые товары при проведении исследований.
С учетом изложенного, жалоба является необоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе по указанным обстоятельствам не установлено.
Руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Компания Аналитика" на положения документации об электронном аукционе N зз-38517 - 2021 "поставка анализатора культуры крови ИВД, автоматического" (номер извещения в ЕИС - 0813500000121016028) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 23 ноября 2021 г. N 018/06/106-1123/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.11.2021