Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Управления) в составе:
- <_> - заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок;
- <_> - члена Комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
- <_> - члена Комиссии, специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
при участии
со стороны заказчика - администрации рабочего поселка Беково Бековского района Пензенской области - <_>;
со стороны уполномоченного органа - администрации Бековского района Пензенской области - <_>;
в отсутствие заявителя - представителя ООО "МОНОЛИТ", надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "МОНОЛИТ" на положения документации при проведении уполномоченным органом - администрацией Бековского района Пензенской области для нужд заказчика - администрации рабочего поселка Беково Бековского района Пензенской области аукциона в электронной форме "Восстановление тротуара по ул. Элеваторная, ул. Макаровка, ул. Подбеково, в рабочем поселке Беково Бековского района Пензенской области" (извещение N 0155300031121000045 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 26.10.2021), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
10.11.2021 в Пензенское УФАС России поступила жалоба ООО "МОНОЛИТ" на положения документации при проведении уполномоченным органом - администрацией Бековского района Пензенской области для нужд заказчика - администрации рабочего поселка Беково Бековского района Пензенской области аукциона в электронной форме "Восстановление тротуара по ул. Элеваторная, ул. Макаровка, ул. Подбеково, в рабочем поселке Беково Бековского района Пензенской области" (извещение N 0155300031121000045 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 26.10.2021).
По мнению заявителя, в документации об электронном аукционе неправомерно не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям", поскольку начальная (максимальная) цена контракта превышает 5 млн. рублей.
В соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе жалоба принята и назначена к рассмотрению на 17.11.2021 в 10 часов 05 минут.
Заседание Комиссии проведено в дистанционном режиме в порядке, предусмотренном письмом ФАС России от 03.04.2020 N ИА/27903/20, при участии представителя заказчика, уполномоченного органа.
На рассмотрении жалобы представитель заказчика, уполномоченного органа поддержал доводы, изложенные в отзыве на жалобу от 16.11.2021 N 4065, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системы внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.
26.10.2021 администрацией Бековского района Пензенской области на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0155300031121000045 о проведении аукциона в электронной форме "Восстановление тротуара по ул. Элеваторная, ул. Макаровка, ул. Подбеково, в рабочем поселке Беково Бековского района Пензенской области" для нужд заказчика - администрации рабочего поселка Беково Бековского района Пензенской области.
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 599 796,20 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок - 11.11.2021 10:00.
Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 11.11.2021.
Дата и время проведения аукциона - 12.11.2021 12:05.
ИКЗ 213580800198158080100100630014211243.
КБК 9010503060F255550243.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент размещения извещения о закупке), под электронным аукционом понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установленным в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (часть 5 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Постановлением Правительства Российской Федерации N 99 от 04.02.2015 (далее - Постановление N 99) установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
В соответствии с Постановлением N 99 к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
В соответствии с пунктом 2.3 приложения N 1 к Постановлению N 99, в случае проведения закупки на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей, к участникам закупки устанавливается требование о наличии за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В силу пункта 2.5 приложения N 1 к Постановлению N 99, в случае проведения закупки на выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей, к участникам закупки устанавливается требование о наличии за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Как установлено Комиссией Управления, в извещении о проведении электронного аукциона N 0155300031121000045, документации об электронном аукционе не установлены дополнительные требования, предусмотренные Постановлением N 99.
Из пояснений, представленных заказчиком, уполномоченным органом следует, что рассматривая вопрос об установлении требований к участникам закупки, необходимо руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации и исходить из сформированного объекта закупки.
Предметом аукциона являлись работы по восстановлению тротуара по ул. Элеваторная, ул. Макаровка, ул. Подбеково в рабочем поселке Беково Бековского района Пензенской области.
В соответствии с проектной документацией на восстановление тротуара, являющейся приложением к проекту муниципального контракта, а также положительным экспертным заключением N 0901-21 от 01.09.2021, выданным ГАУ "РЦЭЦС" (пункт 1.4), работы по восстановлению тротуара отнесены по видам работ к капитальному ремонту.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", элементы благоустройства автомобильных дорог, к которым относятся в том числе тротуары, включены в состав автомобильной дороги.
Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Исходя из объекта закупки в виде осуществления работ по капитальному ремонту, уполномоченный орган не установил дополнительные требования, предусмотренные пунктом 2.3 Приложения N 1 к Постановлению N 99 в отношении работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог.
При этом в отдельный пункт 2.5 Приложения N 1 к Постановлению N 99 вынесены дополнительные требования к выполнению работ по капитальному ремонту линейного объекта.
В соответствии с пунктом 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Таким образом, действующим законодательством в градостроительной сфере, непосредственно регламентирующим вопросы строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, автомобильные дороги отнесены к линейным объектам.
При этом линейные объекты относятся также и к объектам капитального строительства с особым статусом (пункты 14, 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ), по которому отдельно регламентируются вопросы их реконструкции и капитального ремонта.
Вместе с тем, в силу специального указания в пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, неотделимые улучшения земельного участка (замощение, покрытие и другие), которыми и является тротуар, не относятся к объектам капитального строительства, а, следовательно, и к линейным объектам.
В письме Минпромторга России от 10.10.2019 N ПГ-12-8457 "Об отнесении земельного участка, находящегося на территории предприятия и покрытого асфальтом, к движимому или недвижимому имуществу для целей налогообложения" закреплено, что замощение земельного участка, согласно Определению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 12.01.2016 N 18-КГ15-222, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью (пункт 1 статьи 133 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Кроме того, в результате восстановления тротуаров по улицам Элеваторная, Макаровка, Подбеково в рабочем поселке Беково Бековского района Пензенской области улучшаются самостоятельные земельные участки, непосредственно не связанные с автомобильными дорогами на указанных улицах, что подтверждается сведениями ЕГРН и представленными Комиссии Пензенского УФАС России выписками на земельные участки.
На основании изложенного заказчик, уполномоченный орган считают, что в настоящем случае неустановление дополнительных требований к участникам закупки соответствует действующему законодательству.
Вместе с тем, рассмотрев представленные документы и информацию, изучив объект настоящей закупки, Комиссия Управления полагает, что неустановление дополнительных требований к участникам закупки в настоящем случае неправомерно.
Комиссия обращает внимание на то, что, как указано заказчиком, уполномоченным органом элементы благоустройства автомобильных дорог, к которым относятся в том числе тротуары, включены в состав автомобильной дороги.
Заказчиком, уполномоченным органом указано, что работы по восстановлению тротуаров определены проектной документацией, заключением о проверке сметной стоимости работ как работы по капитальному ремонту.
Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" перечислены работы, составляющие капитальный ремонт автомобильной дороги (пункт 3 раздела II "Классификация работ по капитальному ремонту автомобильных дорог замена ограждений, перил и тротуаров"), среди которых, в том числе, названы работы по замене ограждений, перил и тротуаров (по искусственным и защитным дорожным сооружениям).
Работы по ремонту автомобильных дорог (пункт 5 раздела III "Классификация работ по ремонту автомобильных дорог" также включают в себя работы, связанные с тротуарами, в том числе, замена бордюров, устройство недостающих и ремонт бордюров по краям усовершенствованных покрытий и тротуаров, восстановление покрытий на укрепительных полосах и обочинах (по дорожным одеждам); замена ограждений, перил и тротуаров (по искусственным и защитным дорожным сооружениям); восстановление пешеходных переходов и ремонт тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек (по элементам обустройства автомобильных дорог).
Вместе с тем, учитывая, довод заказчика, уполномоченного органа о том, что восстанавливаемый тротуар не расположен на землях, занятых автомобильными дорогами, а является частью отдельных земельных участков (земельных участков (территорий) общего пользования), что подтверждается представленными выписками на данные участки, Комиссия отмечает следующее.
Согласно пункту 2.2 приложения N 1 к Постановлению N 99, в случае проведения закупки на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей, к участникам закупки устанавливается требование о наличии за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В соответствии с пунктом 36 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ благоустройство территории - это деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Работы по разборке тротуаров, их устройству (строительству) включены в СП 82.13330.2016. Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75 (утв. приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 972/пр), должны выполняться с учетом норм указанного свода правил, то есть охватываются понятием благоустройство территории.
Работы по ремонту тротуаров включены в Правила благоустройства территории рабочего поселка Беково Бековского района Пензенской области (утв. решением Комитета местного самоуправления рабочего поселка Беково Бековского района Пензенской области шестого созыва от 12.10.2017 N 378-83/VI).
Комиссия Управления исходит из понимания того, что, поскольку восстанавливаемые тротуары не отнесены заказчиком, уполномоченным органом к автомобильным дорогам, работы по тротуарам, расположенным на земельных участках - территориях общего пользования, охватываются понятием благоустройство территории. При этом дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением N 99 и в том, и в другом случае подлежат установлению.
Однако, дополнительные требования заказчиком, уполномоченным органом установлены не были, что является нарушением частей 4, 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.
При этом довод жалобы ООО "МОНОЛИТ" о необходимости установить дополнительные требования на основании того, что начальная (максимальная) цена контракта превышает 5 млн. рублей, не имеет под собой оснований, т.к. в рассматриваемом случае определяющим фактором установления/неустановления дополнительных требований является объект закупки, а не начальная (максимальная) цена контракта.
Учитывая, что предписание об устранении допущенных нарушений выдано заказчику, уполномоченному органу, оператору электронной площадки по результатам рассмотрения жалобы ИП Меньшикова Р.А. (решение N 058/06/106-1036/2021 от 17.11.2021), Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии целесообразности выдачи предписания по рассматриваемой жалобе.
Оценив материалы дела, выслушав доводы и объяснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МОНОЛИТ" на положения документации при проведении уполномоченным органом - администрацией Бековского района Пензенской области для нужд заказчика - администрации рабочего поселка Беково Бековского района Пензенской области аукциона в электронной форме "Восстановление тротуара по ул. Элеваторная, ул. Макаровка, ул. Подбеково, в рабочем поселке Беково Бековского района Пензенской области" (извещение N 0155300031121000045 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 26.10.2021), необоснованной.
2. Признать заказчика/уполномоченный орган нарушившим требования частей 4, 5 статьи 31 Закона о контрактной системе (с учетом уточнения ответственного при рассмотрении вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении).
1. Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
2. Передать материалы по жалобе должностному лицу Управления для решения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 17 ноября 2021 г. N 058/06/106-1040/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.11.2021