Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
- <_> - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии,
- <_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии Управления,
- <_> - специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии Управления,
при участии:
со стороны уполномоченного органа - администрации города Кузнецка Пензенской области: <_> - представителя по доверенности,
со стороны муниципального заказчика - МБУ "МФЦ города Кузнецка": <_> - представителя по доверенности,
в отсутствии подателя жалобы ООО "Принт", уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Принт" на действия аукционной комиссии при проведении уполномоченным органом - администрацией города Кузнецка Пензенской области для нужд заказчика - МБУ "МФЦ города Кузнецка" аукциона в электронной форме "поставка МФУ для нужд МБУ "МФЦ города Кузнецка"" (извещение N 0155300017821000391 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 03.11.2021), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
16.11.2021 года в Пензенское УФАС России поступила жалоба ООО "Принт" на действия аукционной комиссии при проведении уполномоченным органом - администрацией города Кузнецка Пензенской области для нужд заказчика - МБУ "МФЦ города Кузнецка" аукциона в электронной форме "поставка МФУ для нужд МБУ "МФЦ города Кузнецка"" (извещение N 0155300017821000391 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 03.11.2021).
Лицам, участвующим в деле, направлены уведомления о дате рассмотрения жалобы. Заказчику направлено требование о приостановлении заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с требованиями статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба была принята и назначена к рассмотрению на 23.11.2021 в 15 часов 00 минут.
Согласно письму ФАС России от 03.04.2020 N ИА/27903/20 ЦА (ТО) ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрении жалоб при проведении закупок в порядке Закона о контрактной системе в дистанционном порядке посредством интернет-видеоконференции, без очного участия представителей субъектов контроля, заявителя, заинтересованных лиц.
По мнению заявителя, его заявка необоснованно отстранена аукционной комиссией от участия в электронном аукционе.
В рамках заседания Комиссии Управления представители заказчика и уполномоченного органа поддержали позиции, изложенные в отзывах на жалобу, просили признать жалобу необоснованной и отказать в удовлетворении заявленных требований.
В результате рассмотрения жалобы, материалов дела и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.
03.11.2021 уполномоченным органом для нужд муниципального заказчика на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение N 0155300017821000391, а также документация об электронном аукционе "поставка МФУ для нужд МБУ "МФЦ города Кузнецка"".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 240 000,00 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок - 11.11.2021 10:00.
Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 12.11.2021.
Дата проведения аукциона в электронной форме - 15.11.2021.
Идентификационный код закупки: 213580302460058030100100100012620244.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент опубликования извещения об осуществлении закупки) под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе);
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Часть 6 статьи 23 Закона о контрактной системе предусматривает порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 19 Правил формирования КТРУ в позиции каталога в соответствии со статьей 33 Федерального закона может включаться дополнительная информация о конкретных товарах, работах, услугах, в том числе информация о характеристиках таких товаров, их производителях, торговых наименованиях, наименованиях мест происхождения товаров, ценах за единицу количества товара, объема работы, услуги и (или) ценах за единицу измерения количества товара, объема работы, услуги, условиях поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Указанная информация формируется в том числе производителями и (или) поставщиками (подрядчиками, исполнителями). Основания и порядок формирования и включения такой информации в каталог определяются уполномоченным органом по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.
Объектом закупки является поставка МФУ.
В КТРУ присутствует позиция:
В состав описания входит, в том числе характеристика "Технология печати (характеристика является обязательной для применения)" со значением - "Электрографическая (лазерная, светодиодная)".
Во исполнение указанных выше норм заказчиком установлены характеристики товара, подлежащего поставке в рамках проводимой закупки (Техническое задание), которое содержит в том числе характеристику "Технология печати" - "Электрографическая (лазерная, светодиодная)".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлены требования к содержанию первой части заявки, также согласно пункту 26 информационной карты документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе (смотреть пункты 6, 9 части III "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ"), и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе предусмотрено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию: об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе; о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем; о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе; о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 12.11.2021 для участия в закупке было подано 5 (пять) заявок, 4 заявки допущены аукционной комиссией для участия в аукционе, заявка 1 участника (подателя жалобы) отклонена на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе: в заявке участника характеристика "Технология печати" (участник указал Электрографическая (лазерная)) не соответствует требованиям документации об электронном аукционе.
Как установлено Комиссией Управления в рамках рассмотрения жалобы, в показателе "Технология печати" в заявке ООО "Принт" указано "Электрографическая (лазерная)". В заявках иных участников закупки указана "Технология печати" "Электрографическая (лазерная, светодиодная)".
При этом, в Инструкции по заполнению первой част заявки (пункт 3.2 документации об электронном аукционе) указано следующее: "В случае указания в техническом задании перечислений характеристик через союз "и", знаки "," ";", "/" - участник указывает все перечисленные значения характеристик. В случае указания в техническом задании перечислений характеристик через союз "или" - участник указывает одно из значений характеристик (на выбор участника)".
При рассмотрении жалобы представитель уполномоченного органа указала, что в силу требований законодательства заказчиком при описании объекта закупки использована характеристика из КТРУ, которая содержит в позиции технология печати "Электрографическая" в скобках варианты, перечисленные через запятую - лазерная, светодиодная. При этом в инструкции по заполнению заявки указано, что при перечислении через знак "," - участник указывает все перечисленные значения.
Представитель заказчика указала, что заказчик в силу характеристик КТРУ вынужденно указал неоднозначно неизменяемую характеристику относительно технологии печати.
Податель жалобы представил сведения в заявке, которые не соответствуют требованиям документации о закупке, что предусмотрено инструкцией по заполнению заявки.
В силу части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Заявитель с учетом положений части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе имел возможность задать соответствующий вопрос в рамках запроса о разъяснении положений документации и получить необходимый ответ. Однако, ООО "Принт" своим правом не воспользовался.
В связи с изложенным, Комиссия Управления приходит к выводу о правомерности действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, и соответственно, о необоснованности доводов жалобы.
Вместе с тем, в рамках внеплановой проверки Комиссия Управления отмечает следующее.
Указание в КТРУ двух вариантов "лазерная" и "светодиодная" в показателе "Технология печати", может не означать их одновременного совмещения в одном устройстве.
Как указал заявитель в жалобе, есть принципиальное отличие светодиодного принтера от лазерного, которое заключается в механизме освещения светочувствительного вала. В случае лазерной технологии это делается одним источником света (лазером), который с помощью сканирующей системы призм и зеркал пробегает по всей поверхности вала. В светодиодных принтерах вместо лазера используется светодиодная линейка, расположенная вдоль всей поверхности вала.
Как указано ранее, документация о закупке в силу требований пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе должна содержать инструкцию по заполнению заявки.
В рассматриваемом случае такая инструкция есть, однако именно в данной конкретной ситуации положения инструкции могут повлечь за собой неоднозначные формулировки, показатели товара, которые затем должны перейти в проект контракта.
Комиссия Управления отмечает, что в силу требований Закона о контрактной системе участник закупки обязан указывать именно конкретные характеристики. При этом, именно характеристики товара, указанные в заявке участником, включаются в последующем заказчиком в проект контракта, и товара с такими характеристиками подлежит поставке и приемке соответственно.
Таким образом, участник закупки при подаче заявки должен конкретизировать и указать один из вариантов технологии печати. Так как, указывая в своей заявке одновременно два варианта, участник фактически должен затем обеспечить на этапе исполнения контракта одновременное соответствие предлагаемого товара обеим характеристикам и поставить соответствующий товар. А заказчик в свою очередь должен проверить такое соответствие и принять товар.
На основании изложенного, в рассматриваемом случае Комиссия Пензенского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком в нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе некорректно составлена инструкция по заполнению заявок на участие в электронном аукционе. Для устранения выявленного нарушения Комиссия считает целесообразным выдачу соответствующего предписания.
Изучив материалы дела, выслушав доводы Заказчика, руководствуясь частью 15 статьи 99, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Принт" на действия аукционной комиссии при проведении уполномоченным органом - администрацией города Кузнецка Пензенской области для нужд заказчика - МБУ "МФЦ города Кузнецка" аукциона в электронной форме "поставка МФУ для нужд МБУ "МФЦ города Кузнецка"" (извещение N 0155300017821000391 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 03.11.2021), необоснованной.
2. Признать заказчика МБУ "МФЦ города Кузнецка" нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу, оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы по жалобе уполномоченному должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Заказчик:
МБУ "МФЦ города Кузнецка"
442530, Пензенская область, г. Кузнецк,
ул. Гражданская, 85
kuznetck_city@mdocs.ru
Уполномоченный орган:
Администрация города Кузнецка Пензенской области
442530, Пензенская обл., г. Кузнецк,
ул. Ленина, 191,
kuzg_adm@sura.ru
kuz_adm@mail.ru
Заявитель:
ООО "Принт"
440000, г. Пенза, ул. Славы, д. 6
info@printpnz.com
Оператор электронной площадки:
АО "Сбербанк - АСТ"
ko@sberbank-ast.ru
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
по жалобе N 058/06/106-1048/2021
23 ноября 2021 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Управления) в составе:
- <_> - заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок,
- <_> - члена Комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
- <_> - члена Комиссии, специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
на основании решения от 23.11.2021 N 058/06/106-1048/2021, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО "Принт" на действия аукционной комиссии при проведении уполномоченным органом - администрацией города Кузнецка Пензенской области для нужд заказчика - МБУ "МФЦ города Кузнецка" аукциона в электронной форме "поставка МФУ для нужд МБУ "МФЦ города Кузнецка"" (извещение N 0155300017821000391 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 03.11.2021), на основании части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, уполномоченному органу в срок до 10.12.2021 устранить нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 31 Закона о контрактной системе, для чего необходимо:
- отменить процедуру заключения контракта (в случае направления проекта контракта на подпись участнику закупки),
- отменить протоколы, составленные в ходе закупки,
- возвратить участникам заявки на участие в закупке;
- внести изменения в положения документации и извещение об электронном аукционе в соответствии с решением по жалобе;
- продолжить осуществление закупки в соответствии с законодательством о контрактной системе;
- в срок до 15.12.2021 представить в Пензенское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания по электронной почте: to58@fas.gov.ru;
2. Оператору электронной площадки:
- в срок до 10.12.2021 обеспечить возможность исполнения указанных в пункте 1 настоящего предписания действий;
- в срок до 15.12.2021 представить в Пензенское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания по электронной почте: to58@fas.gov.ru.
За невыполнение в установленный срок предписания Пензенского УФАС России предусмотрена административная ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 23 ноября 2021 г. N 058/06/106-1048/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.11.2021