Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
при участии представителей сторон:
от заказчика - (директора учреждения), по доверенности б/н от 11.11.2021 г., по доверенности б/н от 11.11.2021 г.;
от уполномоченного органа - по доверенности N 36-04-06/198 от 26.01.2021 г.;
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "" по доверенности N1 от 01.04.2021 г.,
рассмотрев жалобу заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона N0104200003621000078 "Поставка IP Камер для нужд ГКУ КБР "Безопасная республика", руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба ООО "" на действия заказчика при проведении электронного аукциона "Поставка IP Камер для нужд ГКУ КБР "Безопасная республика".
Согласно доводам жалобы, заказчик при описании объекта закупки установил требования к товару, ограничивающие количество участников закупки.
Заказчик представил письменные пояснения по доводам жалобы.
Рассмотрев доводы заявителя, пояснения заказчика, изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В единой информационной системе в сфере закупок 01 ноября 2021 года было размещено извещение N0104200003621000078 о проведении электронного аукциона "Поставка IP Камер для нужд ГКУ КБР "Безопасная республика" с начальной (максимальной) ценой контракта - 5 626 633,20 рублей.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания подачи заявок - 10.11.2021 06:00; дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 11.11.2021; дата проведения аукциона в электронной форме - 12.11.2021.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 11.11.2021 г., на участие в электронном аукционе заявки подали 7 участников закупки, к участию в электронном аукционе допущены 7 участников закупки.
В ходе проведении электронного аукциона ценовые предложения подавали 6 участников аукциона. Минимальное предложение о цене контракта составило 3 706 004,90 рублей (снижение на 34,13 %).
В жалобе заявитель указывает, что в документации об аукционе по характеристике "Наличие моторизированного вариофокального объектива с изменением фокусного расстояния в диапазоне не уже от 2.8 до 12 мм" в карточке КТРУ 26.70.13.000-00000003 характеристика отсутствует; диапазон фокусного расстояния не соответствует по обеим границам; характеристика незначительно влияет на угол обзора по горизонтали.
- по характеристике "Наличие протоколов IPv4, ICMP, HTTP, FTP, DHCP, DNS, DDNS, RTP, RTSP, PPPoE, NTP, UPnP SMTP, IGMP, QoS, IPv6" в карточке КТРУ 26.70.13.000-00000003 характеристика отсутствует; в камере российских производителей отсутствует поддержка протоколов QoS, ICMP, IGMP; на функционал камеры, которая имеет поддержку стандарта ONVIF, отсутствие данных протоколов не влияет.
- по характеристике "Smart видеоаналитика: Обнаружение пересечения линии, вторжение в область, Классификация целей "Человек" / "ТС"" в карточке КТРУ 26.70.13.000-00000003 характеристика отсутствует; в камере российских производителей отсутствует поддержка функции Классификация целей "Человек" / "ТС"; наличие аналитического прикладного по управление системой видеонаблюдения полностью решает проблему видеоаналитики и делает систему безопасности более гибкой.
- по характеристике "Вес нетто: не менее 1,3 кг. Габариты IP камеры: не менее 100x300 мм" в карточке КТРУ 26.70.13.000-00000003 характеристика отсутствует; вес и габариты камеры российских производителей меньше требуемых, характеристика влияет только на внешний вид камеры.
- кроме того, система видеонаблюдения включена в приложение Постановления N 2014, в целях соблюдения минимальной доли в общем объеме закупок товар должен быть российского происхождения.
Согласно объяснениям заказчика, ввиду отсутствия необходимых позиций КТРУ, описание объекта закупки осуществлялось в соответствии с правилами описания статьи 33 Закона о контрактной системе, из положений которой следует, что при формировании технического задания заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению спецификации, параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 23 Закона о контрактной системе федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок обеспечиваются формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию каталога, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно документации об аукционе предметом закупки является поставка IP камер (код ОКПД2 26.70.13.000 "Видеокамеры цифровые").
Комиссией установлено, что на момент осуществления закупки код ОКПД2 26.70.13.000 включен в перечень товаров радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливается ограничения в соответствии с Постановлением N 878.
В отношении товара, являющегося предметом закупки, Приказом Минфина РФ N126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств.
В извещении о проведении электронного аукциона, документации об аукционе заказчиком установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Приказом Минфина РФ N126н, а также ограничения в соответствии с Постановлением N 878.
Согласно сведениям позиции КТРУ 26.70.13.000-00000003, информация включенная в данную позицию, является обязательной для применения с 16.11.2021 г., между тем, извещение о проведении рассматриваемой закупки было размещено в ЕИС 01.11.2021 г. Кроме того, в позицию КТРУ 26.70.13.000-00000003 включена информация в отношении камеры видеонаблюдения формата HD, между тем, предметом закупки являются камеры формата ID.
При этом, документация об аукционе содержит информацию, что по коду 26.70.13.000 - Видеокамеры цифровые КТРУ отсутствует.
В соответствии с частью 1.1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки, осуществляемой в целях выполнения минимальной доли закупок, указываются характеристики российского товара, в том числе содержащиеся в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 N 2014 (далее - Постановление N 2014) определена минимальная обязательная доля закупок российских товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) отдельных видов, при осуществлении закупок которых установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств.
Минимальная доля определена Постановлением N 2014 в процентном отношении к объему закупок товаров соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году.
Из буквального толкования части 1.1 статьи 33 Закона о контрактной системе и Постановления N 2014 следует, что указание характеристик российского товара при описании объекта закупки осуществляется при осуществлении закупки в целях выполнения минимальной доли закупок товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза только для достижения минимальной обязательной доли закупок.
Согласно Постановлению N 2014 размер такой минимальной доли по виду товара в 2021 году составляет 50 %. Между тем, из документов, представленных заказчиком следует, что указанная закупка проводится не в целях достижения минимальной обязательной доли закупок.
В разделе II документации об аукционе установлены требования к товару, в том числе, к техническим характеристикам Телевизионной цилиндрической IP камере. Совокупности установленных заказчиком характеристик приобретаемого товара соответствует модель одного производителя (Hikvision, Китай), что ограничивает число потенциальных участников электронного аукциона. Данный факт подтверждается тем, что все участники закупки предложили к поставке ID камеры производства Китайской Народной Республики.
Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе).
Согласно п.2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
Аналогичная позиция указана в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.05.2019 N Ф08-3495/2019 по делу NА63-6965/2017, Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.09.2018 N Ф08-7132/2018 по делу N А63-16468/2017.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, что не соответствует положению пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия учитывает конкретные фактические обстоятельства указанного дела, поскольку, согласно представленным материалам, на участие в аукционе было подано семь заявок, все участники закупки были допущены к участию в аукционе, шесть участников сделали ценовое предложение, снижение составило 34,13 процентов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО обоснованной в части установления требований с нарушением положений Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях заказчика, уполномоченного органа нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на результаты проведения электронного аукциона, предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Кабардино-Балкарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного дела.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 17 ноября 2021 г. N 007/06/64-1229/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.11.2021