резолютивная часть решения объявлена 22.11.2021 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе: при участии представителя индивидуальный предприниматель (далее - ИП) ____, действующего на основании доверенности,
в отсутствии представителей заявителя надлежащим образом извещенных о времени, дате и месте рассмотрения,
рассмотрев, в режиме видео-конференц связи, обращение заявителя о включении сведений об ИП в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП), в связи с неисполнением последним обязательств, принятых контрактом N41/2021 от 04.10.2021 года (далее - контракт), заключенного по итогам проведенной закупки способом электронного аукциона N0104300000621000049 "Приобретение готового жилого помещения (квартиры) на вторичном рынке на территории г. Прохладный, Кабардино-Балкарской Республики, для граждан Швецова В.Г., Швецовой С.В., Швецовой Н.Д., Швецова С.В., Швецова Д.В., переселяемых из аварийного жилищного фонда с общей площадью жилого помещения 58,5 кв. м. на территории населенного пункта сельского поселения Красносельское Прохладненского муниципального района КБР в рамках реализации адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда" (далее - аукцион, закупка), а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии со ст.ст.99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП РФ N1078), Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 г. N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Правила), приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по КБР,
Установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России 15 ноября 2021 года поступило обращение заявителя о включении сведений об ИП в РНП, в связи с неисполнением обязательств, принятых контрактом, заключенным по итогам аукциона.
Для установления факта неисполнения ИП обязательств, принятых контрактом, в адрес заказчика и ИП было направлено уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором указывались о необходимости предоставления материалов и документов по аукциону, включая письменные пояснения причины факта неисполнения ИП обязательств, принятых контрактом.
На заседаниях Комиссии, состоявшихся 19.11.2021 г. и 22.11.2021 г. представителем ИП пояснено, что решение об одностороннем расторжении контракта в адрес ИП не поступало, а также помещение (многоквартирного дома), являющееся объектом закупки, соответствует нормам, установленным действующим законодательством.
Рассмотрев доводы, изложенные в обращении заявителя, проанализировав письменные возражения ИП, выслушав представителя ИП, исследовав материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
10.09.2021 на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) (сайт оператора электронно-торговой площадки - АО "Единая электронная торговая площадка"), был размещен аукцион N0104300000621000049 "Приобретение готового жилого помещения (квартиры) на вторичном рынке на территории г. Прохладный, Кабардино-Балкарской Республики, для граждан Швецова В.Г., Швецовой С.В., Швецовой Н.Д., Швецова С.В., Швецова Д.В., переселяемых из аварийного жилищного фонда с общей площадью жилого помещения 58,5 кв. м. на территории населенного пункта сельского поселения Красносельское Прохладненского муниципального района КБР в рамках реализации адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда" с начальной (максимальной) ценой контракта 1 820 988,00 руб. В извещении указано: дата и время начала срока подачи заявок - 10.09.2021 г. 20:26 ч.; дата и время окончания подачи заявок - 22.09.2021 г. 12:00 ч.; дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 22.09.2021 г.; дата проведения аукциона в электронной форме - 23.09.2021 г.
На участие в электронном аукционе было подано 2 заявки, в результате рассмотрения первых частей, заявки признаны соответствующими требованиям документации об аукционе и положениям Закона о контрактной системе в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 22.09.2021 г. N0104300000621000049-1.
Участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта, и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона (ч.10 ст.69 Закона о контрактной системе).
Наиболее низкая цена контракта при проведении электронного аукциона предложена ИП, который в последующем в силу ч.10 ст.69 Закона о контрактной системе признан победителем, согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 23.09.2021 г. N0104300000621000049-3.
Согласно ч.1 ст.104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе).
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со ст.26 Закона о контрактной системе, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с Законом о контрактной системе участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе (ч.4 ст.104).
В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в ч.4 ст.104 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения (ч.7 ст.104).
П.13 ПП РФ N1078 предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет рассмотрение обращения, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п.5 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе.
По результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" п.13 ПП РФ N1078, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных п.п.14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (п.п. "б" п.13 ПП РФ N1078 от 30.06.2021 г.).
По результатам аукциона, 04.10.2021 г. между заявителем и ИП заключен контракт.
Законом о контрактной системе установлено, что исполнение контракта должно происходить в соответствии с условиями, предусмотренными извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. При этом изменение существенных условий контракта возможно только в случаях, предусмотренных ст.ст.34 и 95 Закона о контрактной системе.
Сохранение условий государственных и муниципальных контрактов в том виде, в котором они были изложены, и исполнение контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов и в целом призваны реализовать закрепленные в ст.6 Закона о контрактной системе принципы контрактной системы в сфере закупок.
Системное толкование норм Закона о контрактной системе свидетельствует о том, что государственные и муниципальные контракты преследуют публичный интерес и направлены на удовлетворение публичных нужд за счет использования бюджетных средств.
Исполнение принятых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств должно осуществляться исключительно на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключен контракт.
В соответствии с п.3.2 контракта срок передачи жилого помещения и документов, необходимых для его государственной регистрации: в течение 20 (двадцати) календарных дней со дня заключения контракта.
По состоянию на 25.10.2021 г. ИП не выполнил обязательства, установленные контрактом.
Ч.12 ст.95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований указанной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Межведомственной комиссией, назначенной постановлением главы местной администрации с.п. Красносельское Прохладненского муниципального района от 22.10.2021 г. N36 помещение (многоквартирного дома) признано не соответствующим требованиям Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. N47 "Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 27.07.2020) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" (Акт обследования помещения от 22.10.2021 г. N42).
Распоряжением от 25.10.2021 г. N94 было принято решение о расторжении контракта в одностороннем порядке, на основании непригодности помещения, являющегося предметом контракта, для постоянного проживания граждан.
Уведомление об одностороннем отказе заявителя от исполнения контракта от 25.10.2021 г. N933 было вручено нарочно гражданину Рябоконь Д.П. 27.10.2021 г.
Между тем, в материалы дела не представлены сведения о вручении поставщику - ИП, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчиком в адрес ИП указанное решение также не направлялось.
Более того, гражданин Рябоконь Д.П. не является представителем ИП, а также стороной исполнения контракта.
28.10.2021 г. заявителем в ЕИС размещено распоряжение от 25.10.2021 г. N94 и уведомление об одностороннем отказе заявителя от исполнения контракта от 25.10.2021 г. N933.
Таким образом, в ходе рассмотрения обращения установлено, что ИП надлежащим образом не был уведомлен о расторжении контракта.
Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В силу п.п. "а" п.15 ПП РФ 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе.
Следовательно, в силу отсутствия надлежащего извещения ИП, Комиссия Управления не имеет законных оснований для включения сведений об ИП в РНП.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Таким образом, из материалов дела следует, что заявителем не пройдена надлежащим образом процедура расторжения контракта в одностороннем порядке.
Более того, при отсутствии основания для расторжения контракта материалы дела должны быть направлены в органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля для осуществления проверки действий заказчика по исполнению обязательств по контракту и принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (Письмо ФАС России от 12.03.2019 N ИА/18794/19).
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание письменные пояснения заявителя, произведя анализ всех документов, всесторонне исследовав все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника закупки, ущербу, нанесенному государственному заказчику, и руководствуясь ст.ст.99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия,
Решила:
Сведения об ИП в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 24 ноября 2021 г. N 007/06/104-1257/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.11.2021