Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Яфизова А.А. - заместителя руководителя, |
Членов Комиссии: |
Кучеевой А.С. - старшего государственного инспектора, |
|
Акперовой Л.А. - ведущего специалиста-эксперта, |
в присутствии представителя заказчика УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПО РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН - Николаева П.А. (доверенность N36 от 22.10.2021 г.), в присутствии представителя заявителя ООО "Ю-Трейд" - Юмагулова Ю.М. (доверенность Nб/н от 01.10.2021 г.), рассмотрев посредством видеоконференции жалобу заявителя ООО "Ю-Трейд" (вх. N15137/ж от 15.11.2021 г.) на действия заказчика УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПО РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН при проведении закупки N0111100009821000021 на предмет: "Приобретение общесистемного программного обеспечения - ОС Astra Linux Special Edition"
У С Т А Н О В И Л А:
Извещение о проведении электронного аукциона N0111100009821000021 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 26.10.2021 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 133 630,00 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства, а именно заявка заявителя была отклонена неправомерно.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации электронного аукциона приходит к следующим выводам.
Согласно нормам Закона о контрактной системе по итогам аукциона государственный контракт заключается с поставщиком (исполнителем, подрядчиком), подавшим заявку на участие в открытом аукционе, и указанное лицо должно соответствовать его предмету, так как ответственность за исполнение контракта перед заказчиком несет исполнитель.
Согласно части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается. Заявка на участие в электронном аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в связи с отсутствием в ней информации и электронных документов, предусмотренных пунктом 5 части 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, а также пунктом 6 части 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, за исключением случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 12.11.2021 N0111100009821000021-3 заявка заявителя ООО "Ю-Трейд" (N1659182) была признана несоответствующей требованиям аукционной документации по следующему основанию:
"Согласно пункта 23(8) Приказа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 9 октября 2015 г. N 686 "Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций территориальных управлений Россельхознадзора" имеется возможность приобретения ASTRA Linux Special Edition. Операционная система ОСНова в приказе о нормативных затратах не прописана".
Предметом рассматриваемой закупки является приобретение общесистемного программного обеспечения - ОС Astra Linux Special Edition.
В техническом задании были установлены одни из следующих требований к качественным характеристикам товара:
Наименование комплекта/ составляющих |
Основные характеристики |
Обоснование |
Операционная система для рабочих станций |
Программное обеспечение должно быть включено в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных согласно постановлению правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". |
Исполнение требований постановления Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N1236 |
Операционная система должна соответствовать требованиям нормативных документов "Требования безопасности информации к операционным системам" (ФСТЭК России, 2016) и "Профиль защиты операционных систем типа "А" не ниже четвёртого класса защиты ИТ.ОС.А4.ПЗ" (ФСТЭК России, 2016). |
Исполнение требований Приказа ФСТЭК России от 01 июня 2017 г. N119, Информационного сообщения ФСТЭК от 18 октября 2016 г. N240/24/4893 |
|
Операционная система должна соответствовать требованиям по безопасности информации, установленным в документах "Требования по безопасности информации, устанавливающие уровни доверия к средствам технической защиты информации и средствам обеспечения безопасности информационных технологий" (ФСТЭК России, 2018) по уровню доверия не ниже четвёртого. |
Исполнение требований Приказа ФСТЭК от 30 июля 2018 г. N131, Информационного сообщения ФСТЭК от 29 марта 2019 г. N240/24/1525. |
Из представленных пояснений и документов заявителем следовало, что к поставке участником была предложена операционная система "ОСНова" полностью эквивалентная по характеристикам операционной системе "Astra Linux Special Edition".
В подтверждение изложенного заявителем в составе заявки были дополнительно приложены декларация о включении ПО в ЕРРПО, информационное письмо, лицензионный договор N49/20-ЛД.
Согласно пояснениям заказчика отклонение заявки участника было обусловлено требованиями пункта 23(8) Приказа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 9 октября 2015 г. N 686 "Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций территориальных управлений Россельхознадзора", учитывая, что в указанном документе была отражена операционная система Astra Linux Special Edition, в связи с чем к поставке заказчику и требовалась операционная система именно Astra Linux Special Edition.
Вместе с тем, в аукционной документации отсутствовало требование о соблюдении внутренних нормативно-правовых актов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Кроме того, в аукционной документации не было отражено соответствующее обоснование необходимости поставки операционной системы конкретной марки.
Таким образом, отклонение заявки участника было осуществлено за пределами требований аукционной документации.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о нарушении заказчиком требований части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе при рассмотрении и отклонении заявки заявителя.
Довод заявителя признан обоснованным, в связи с чем Комиссия принимает решение о выдачи предписания об устранении нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой документарной проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией Татарстанского УФАС России установлено следующее.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Как было установлено ранее из анализа технического задания, Заказчиком в техническом задании была указана операционная системе конкретного товаропроизводителя без сопровождения в описании объектов закупки указания слова "или эквивалент".
Заказчиком было пояснено, что указав конкретного производителя в техническом задании, заказчик руководствовался требованиями пункта 23(8) Приказа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 9 октября 2015 г. N 686 "Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций территориальных управлений Россельхознадзора".
Между тем, соответствующее обоснование использования товара конкретного товаропроизводителя, в документации Заказчиком не отражено.
Таким образом, Заказчиком были не соблюдены требования пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33 при описании объекта закупки.
2. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
В соответствии с пунктом 3 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок), утвержденного Постановлением N 1236, обоснование должно содержать указание на:
а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 настоящего Порядка;
б) класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки;
в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение;
г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки, по каждому программному обеспечению (с указанием названия программного обеспечения), сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, являющееся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 настоящего Порядка).
В соответствии с пунктом 10 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация:
- информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с "ГОСТ 19781-90. Государственный стандарт Союза ССР. Обеспечение систем обработки информации программное. Термины и определения" под программным обеспечением понимается совокупность программ системы обработки информации и программных документов, необходимых для эксплуатации этих программ.
Объектом рассматриваемой закупки является поставка общесистемного программного обеспечения.
Учитывая изложенное, объект закупки подпадает под действие Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236.
Вместе с тем, заказчиком в извещении и документации не установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, происходящих из иностранных государств, в соответствии Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 либо не сформировано обоснование невозможности соблюдения указанного запрета для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, заказчиком нарушены требования части 3 статьи 14, пункта 10 статьи 42, части 1 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу заявителя ООО "Ю-Трейд" (вх. N15137/ж от 15.11.2021 г.) на действия заказчика УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПО РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН при проведении закупки N0111100009821000021 на предмет: "Приобретение общесистемного программного обеспечения - ОС Astra Linux Special Edition" обоснованной.
2. Признать заказчика - УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПО РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33, части 3 статьи 14, пункта 10 статьи 42, части 1 статьи 63, части 1 статьи 64, части 7 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику - УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПО РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Яфизов
Члены Комиссии А.С. Кучеева
Л.А. Акперова
Исп.: Акперова Л.А.,
(843)293-10-91
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 22 ноября 2021 г. N 016/06/69-2215/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2021