Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ИП Диброва Р.В. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Городская больница г. Кропоткина" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Поставка дезинфицирующих средств" (извещение N 0318300194221000267) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации.
Заказчиком представлены извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу доводов жалобы. Заказчик не согласен с доводами жалобы и считает, что аукционная документация составлена в соответствии Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГБУЗ "Городская больница г. Кропоткина" МЗ КК проводился электронный аукцион: "Поставка дезинфицирующих средств" (извещение N 0318300194221000267).
Начальная (максимальная) цена контракта - 418 935,48 руб.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу ч.1 ст.65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Согласно п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно Разделу 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации Заказчику требуется к поставке товар:
N п/п |
Наименование товара, входящего в объект закупки |
Код по ОКПД 2/Код позиции КТРУ** |
Товарный знак |
Ед. изм. |
Кол-во |
Требования, установленные в отношении закупаемого товара (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие) |
Обоснование необходимости использования дополнительных характеристик (пункт 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд") |
|
Наименование показателя, ед. изм. показателя |
Описание, значение |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Средство дезинфицирующее |
20.20.14.000/ 20.20.14.000-00000009 |
|
Килограмм |
159,75 |
Форма выпуска |
ТАБЛЕТКА |
Характеристика в соответствии с КТРУ. |
Назначение: |
для дезинфекции поверхностей помещений, дезинфекции санитарно-технического оборудования, дезинфекции одноразовых ИМН (отходы), дезинфекции медицинских отходов (перевязочные средства), для обеззараживания отходов классов Б и В. |
Назначение товара определено по эпидемиологическим показаниям в соответствии с учетом специфики деятельности ЛПУ, в соответствии с СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней, в соответствии с Федеральными клиническими рекомендациями по выбору химических средств дезинфекции и стерилизации для использования в медицинских организациях,. "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", Руководство Р 4.2.3676-20. В соответствии с ГОСТ Р 56994-2016 Дезинфектология и дезинфекционная деятельность. Термины и определения и соответствуют общим санитарно-эпидемиологические требованиям в соответствии с СП 2.1.3678-20. |
||||||
Средство обладает целевой активностью в отношении бактерицидных (грамположительных, грамотрицательных бактерий, в том числе в отношении возбудителей внутрибольничных инфекций (ВБИ)), вирулицидных (гепатит, ВИЧ, полиомиелит), фунгицидных (кандида), туберкулоцидных (тестировано на Mycobacterium terrae), возбудителей ООИ (чума, холера, туляремия, сибирская язва). |
соответствие |
Требования к целевой активности установлено на основании: |
||||||
Содержит в составе |
|
|||||||
Натриевая соль дихлоризоциануровой кислоты |
наличие |
Хлорактивные действующие вещества обладают высокой антимикробной активностью (п. 4.5.3 ФКР НАСКИ по выбору химических средств дезинфекции и стерилизации для использования в медицинских организациях 2015). МР 3.1.0170-20. 3.1. "Профилактика инфекционных болезней. Эпидемиология и профилактика COVID-19. Методические рекомендации", пункт 6.1.: "С целью профилактики и борьбы с COVID-19 проводят профилактическую и очаговую (текущую, заключительную) дезинфекцию. п.6.4: "Заключительную дезинфекцию проводят после выздоровления или убытия больного. Для обработки чаще используют средства из группы хлорактивных и кислородактивных соединений". Функциональные компоненты, способствующие быстрому растворению средства необходимы для сокращения времени при приготовлении рабочих растворов. |
||||||
Массовая доля "активного хлора" в одной таблетке, % |
45-60 |
|||||||
функциональные компоненты, способствующие быстрому растворению средства. |
наличие |
|||||||
Средство не содержит в составе поверхностно-активные вещества |
соответствие |
для избежания повышенного пенообразования |
||||||
Режимы обработки |
Выход рабочего раствора из 1 упаковки концентрированного средства по следующим режимам: Обеззараживание отходов классов Б и В. |
Для соблюдения санитарно-эпидемиологического режима ЛПУ |
||||||
Срок годности рабочего раствора, суток |
не менее 5 |
Требование о сроке годности рабочего раствора установлено в целях достижения максимального экономического эффекта при среднемесячном количестве использования средства, уменьшения времени контакта медицинского персонала с концентрированными дезинфицирующими средствами, а также снижения нагрузки на медицинский персонал. |
||||||
Рабочие растворы не оказывают коррозирующего действия, не повреждают изделия из металлов, включая изделия из алюминия. |
соответствие |
Для безопасности применения и хранения рабочих растворов. |
||||||
Форма выпуска |
полимерная емкость |
Для удобства хранения, учета и использования в работе, а также для более эффективной и своевременной доставки в нужном количестве в профильные кабинеты со складского помещения |
||||||
Объем, гр |
не менее 450 |
|||||||
2 |
Средство дезинфицирующее |
20.20.14.000/ 20.20.14.000-00000005 |
|
Литр;^кубический дециметр |
508 |
Форма выпуска |
ЖИДКОСТЬ |
Характеристика в соответствии с КТРУ |
Тип средства |
КОНЦЕНТРАТ |
Федеральные клинические рекомендации по выбору химических средств дезинфекции и стерилизации для использования в медицинских организациях", п. 4.6.2. |
||||||
Состав средства: комплекс ЧАС, % |
не менее 15 не более 25 |
п. 4.5.1 ФКР НАСКИ по выбору химических средств дезинфекции и стерилизации для использования в медицинских организациях 2015. |
||||||
Средство не содержит альдегиды, третичные амины, ферменты, производные гуанидинов и фенолов |
соответствие |
ФКР НАСКИ по выбору химических средств дезинфекции и стерилизации для использования в медицинских организациях 2015 |
||||||
Целевая активность |
бактерицид (грамположительные, грамотрицательные бактерии, в том числе в отношении возбудителей внутрибольничных инфекций), вирулицид (гепатит В, ВИЧ, полиомиелит), фунгицид (кандида, трихофитон), туберкулоцид |
Требования к целевой активности установлено на основании: |
||||||
Режимы обработки |
Выход рабочего раствора из 1 литра концентрированного средства: |
Для соблюдения санитарно-эпидемиологического режима ЛПУ |
||||||
Средство предназначено |
Дезинфекция уборочного инвентаря, сантехники, лабораторной посуды, ИМН и воздуха помещений. Обеззараживание отходов классов Б и В, загрязненных биологическими жидкостями. |
В соответствии с СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", "Федеральные клинические рекомендации по выбору химических средств дезинфекции и стерилизации для использования в медицинских организациях", п. 4.6.2. Руководствуясь данными рекомендациями, указывается требование с целью уточнения использования дезинфицирующего средства |
||||||
Срок годности рабочего раствора, суток |
не менее 21 |
Требование о сроке годности рабочего раствора установлено в целях достижения максимального экономического эффекта при среднемесячном количестве использования средства, уменьшения времени контакта медицинского персонала с концентрированными дезинфицирующими средствами, а также снижения нагрузки на медицинский персонал |
||||||
Форма выпуска |
полимерная емкость |
Для удобства хранения, учета и использования в работе, а также для более эффективной и своевременной доставки в нужном количестве в профильные кабинеты со складского помещения |
||||||
Объем, л |
не менее 1.0 |
Заявитель указывает, что совокупности характеристик, установленных в "Описании объекта закупки" подходит лишь товар единственного производителя: дезинфицирующее средство производства одного производителя ООО "Научно производственная компания "Альфа", г. Ростов-на-Дону, Россия "Форэкс-Хор Дисолид (50% а.х., таблетки)".
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Таким образом, в соответствии с Законом о контрактной системе в документации о закупке заказчик самостоятельно определяет и описывает объект закупки исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки. Данный вывод согласуется с позицией ФАС России, изложенной в письме от 19.06.2019 г. N МЕ/51304/19.
Вместе с тем, требования действующего законодательства не обязывают заказчика указывать в описании объекта закупки технические характеристики, которые бы соответствовали всем имеющимся на рынке товарам данного вида.
Заказчиком при описании объекта закупки в документации не использованы указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а указаны только необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара. Описание объекта закупки составлено с учетом потребностей Заказчика.
На Российском районе дезинфицирующих средств присутствуют минимум 2 дезинфицирующих средства, подходящие под данные требования:
- "Форэкс-Хлор Дисолид (50% а.х., таблетки), изготовитель ООО НПК "Альфа";
- средство дезинфицирующее "ДИМАКС хлор" (таблетки изготовитель (производитель): ООО "Интерсэн-плюс".
Заявитель указывает, что "Димакс хлор" отличаются по количеству выхода рабочего раствора.
Заказчиком пояснено, что в описании объекта закупки не установлено требование ни к граммовке таблеток, к количеству штук в упаковке. Установлено лишь требование к общему объему грамм не менее 450.
Согласно инструкции "Димакс-хлор" (таблетки) выпускаются в следующих вариантах: упаковка таблеток: полиэтиленовые емкости, содержащие 100, 300, 320 или 370 таблеток массой 2,7 грамма каждая или 200, 300, 500, 600, 640, 740 таблеток массой 1,35 грамма каждая. То есть под требование аукционной документации подходят:
2.7 грамма - 300, 320 и 370 таблеток
1,35 грамм - 500, 600, 640 и 740 таблеток.
Согласно Таблице 1 приготовления рабочих растворов из таблеток 2,7 грамм для получения концентрации 0,1% нужно 7 таблеток для получения 10 литров или 14 таблеток для получения 20 литров. То есть это 428,57 литров при фасовке 300 таблеток, 457,14 литров при фасовке 320 таблеток и 528,57 литров при фасовке 370 таблеток.
Или согласно таблице 2 при получении рабочих растворов из таблеток массой 1,35 грамм для получения концентрации 0,1% нужно 7 таблеток для получения 5 литров или 14 таблеток для получения 10 литров. То есть подходят фасовки 600 таблеток - получается 428,57 литров, 640 таблеток 457,14 литров и 740 таблеток - 528,57.
То есть Участник может предложить различные варианты выпуска продукции, подходящие под описание объекта закупки.
Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 04.05.2017 по делу N А08-1545/2016 "_Основой задачей норм, содержащихся в Законе о контрактной системе, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников определения поставщика, сколько выявление в результате такого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом товаре_".
В составе жалобы Заявителем не представлено документов, подтверждающих обоснованность данных доводов, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе. Кроме того, Заявителем не представлено доказательств того обстоятельства, что содержащиеся в аукционной документации требования необоснованно создали одним участникам размещения закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников размещения закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников размещения закупки.
Таким образом, установив вышеуказанные требования, Заказчик фактически обозначил конкретные характеристики товара, потребность в которых обусловлена спецификой его деятельности, следовательно, положения документации об электронном аукционе не противоречат Закону о контрактной системе.
По результатам внеплановой проверки установлено.
На основании ч.1 ст.67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч.3 ст.67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Согласно протоколу N 0318300194221000267-1 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 18.11.2021 г. на участие в электронном аукционе подано 6 заявок участников закупки, все заявки допущены.
По поз.1 Раздела "Описание объекта закупки" указано: "Средство дезинфицирующее":
Режимы обработки |
Выход рабочего раствора из 1 упаковки концентрированного средства по следующим режимам: Обеззараживание отходов классов Б и В. |
В силу п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В инструкции по заполнению заявки аукционной документации установлено:
"Если в описании объекта закупки в графе "Показатель, ед.изм." устанавливается диапазонный показатель (содержится слово "диапазон"), значение которого в графе "Значение" сопровождается фразой "не менее", участником должно быть предложено значение диапазона, равного или поглощающего установленный, но без сопровождения фразой "не менее".
В заявке N2 в первой части заявки по поз.1 предложено: средство дезинфицирующее "Форэкс-Хлор Дисолид" (50% а.х., таблетки) Россия - режим обработки "дезинфекция поверхностей по вирусному режиму 500 л при времени экспозиции 60 минут".
В заявке N6 в первой части заявки по поз.1 предложено: средство дезинфицирующее, Россия - режим обработки: дезинфекция одноразовых ИМН (отходы) по вирусному режиму 214 л при времени экспозиции 120 минут; дезинфекция медицинских отходов (перевязочные средства) по бактериальному (включая туберкулез), вирусному режиму 150 л при времени экспозиции 120 минут.
В заявке ИП Доброва Р.В. (заявка N4) в первой части заявки по поз.1 предложено "Средство дезинфицирующее "Юнит-кварт", Россия":
Режимы обработки |
Выход рабочего раствора из 1 литра концентрированного средства: |
Для соблюдения санитарно-эпидемиологического режима ЛПУ |
В данной заявке не указано, что дезинфицирующее средство не содержит ПАВ.
Таким образом, допуск заявок Участников с характеристиками, не соответствующими аукционной документации противоречит ч.1, ч.4 ст.57 Закона о контрактной системе.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Диброва Р.В. необоснованной.
2.По результатам внеплановой проверки в действиях Заказчика - ГБУЗ "Городская больница г. Кропоткина" МЗ КК (комиссии) установлено нарушение ч. 4, ч.5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ГБУЗ "Городская больница г. Кропоткина" МЗ КК (комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 23 ноября 2021 г. N 1621/2021-КС
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.11.2021