Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л.- заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителей государственного заказчика ГБУЗ АО "Городская больница ЗАТО Знаменск" Ломака Н.М. (доверенность от 19.11.2021 N109), Абдулаевой Ф.М. (доверенность от 19.11.2021 N108), в присутствии представителя уполномоченного учреждения - ГКУ АО "Управление по капитальному строительству Астраханской области" Мухтарова Р.Р. (доверенность от 18.11.2021 N05-4416), в отсутствие представителя прокуратуры г.Знаменск, на основании информации поступившей от прокуратуры г.Знаменск (исх.N33-2021/1060-21-20120019 от 29.10.2021 года), а также статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) провела внеплановую проверку соблюдения требований Закона о контрактной системе государственным заказчиком ГБУЗ АО "Городская больница ЗАТО Знаменск" (далее - Заказчик) и уполномоченным учреждением - ГКУ АО "Управление по капитальному строительству Астраханской области" (далее также Уполномоченное учреждение) при проведении открытого конкурса в электронной форме на капитальный ремонт поликлиники для обслуживания взрослого населения по адресу: Астраханская область, г. Знаменск, ул. Мира, 2а, Литер С (реестровый N 0325200006721000026).
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 12.11.2021 поступила информация прокуратуры г.Знаменск (исх.N33-2021/1060-21-20120019 от 29.10.2021 года), согласно которой Заказчиком при проведении открытого конкурса в электронной форме на капитальный ремонт поликлиники для обслуживания взрослого населения по адресу: Астраханская область, г. Знаменск, ул. Мира, 2а, Литер С (реестровый N 0325200006721000026) допущено нарушение Закона о контрактной системе, а именно в проекте контракта аукционной документации не установлено обязательное условие о передаче исключительных прав на разработанную документацию.
В ходе проведения внеплановой проверки было установлено следующее.
15.07.2021 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещены извещение о проведении открытого конкурса и документация о нем (далее - конкурсная документация).
В соответствии с частью 1 статьи 110.2 Закона о контрактной системе контракт, предметом которого является выполнение проектных и (или) изыскательских работ, должен содержать условие, согласно которому с даты приемки результатов выполнения проектных и (или) изыскательских работ исключительные права на результаты выполненных проектных и (или) изыскательских работ принадлежат Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик.
Согласно пункту 1 статьи 1229 Гражданского кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.
Из содержания приложения N1 к государственному контракту "Описание объекта закупки (техническое задание)" следует, что в рамках закупки подрядчику необходимо провести подрядные работы "под ключ" с разработкой проектно-сметной документации и выполнением строительно-монтажных работ по капитальномуремонту объекта здравоохранения. (Наименование и адрес объектауказаны в Приложении N1 к Техническому заданию).
Кроме того, согласно п.2.1.1 проекта контракта подрядчик обязуется выполнить работы по разработке сметной документации, в соответствии с Техническим заданием (приложение N 1 к Контракту), выполнению экспертизы сметной документации,проведению проверки достоверности определения сметной стоимости Объекта в соответствии с требованиями Градостроительного Кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N190 ФЗ и Постановления Правительства Российской Федерации от 5.03.2007 N145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы и проектной документации и результатов инженерных изысканий".
Между тем, в проекте государственного контракта отсутствует условие о переходе исключительных прав на результат работ, чем нарушены требования ч. 1 ст. 110.2 Закона, что образует признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Кроме того Комиссия считает необходимым отметить следующее.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает критерий квалификации участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Заказчиком в части IV конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в конкурсе:
- цена государственного контракта;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации .
Критерий оценки заявок: "Критерий оценки заявок: "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Показателями, раскрывающими содержание критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", установлены следующие показатели:
Номер показателя |
Наименование показателя |
Величина значимости показателя в % |
Коэффициент значимости показателя |
1. |
Общая стоимость исполненных контрактов (договоров) |
33% |
0,33 |
2. |
Общее количество исполненных контрактов (договоров) |
33% |
0,33 |
3. |
Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) |
34% |
0,34 |
|
Сумма значимостей показателей оценки заявок на участие в конкурсе |
100% |
1,0 |
Для оценки заявок (предложений) по данному показателю, учитываются при оценке контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по капитальному ремонту, относящихся к виду объекта капитального ремонта, выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которого является объектом закупки.
Для подтверждения сведений должны быть представлены в составе заявки следующие документы:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство).
Однако частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 данной статьи.
Согласно части 9 статьи 32 Закона о контрактной системе не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 данной статьи и в соответствии с частью 8 данной статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок
В соответствии с пунктом 3 Правил оценки заявок окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N1085 (далее - Правила оценки заявок) определено, что оценка - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил оценки заявок, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 27(2) Правила оценки заявок в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
б) общее количество исполненных контрактов (договоров);
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
Пунктом 27(3) Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) настоящих Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько следующих видов контрактов (договоров):
а) контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:
объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);
линейные объекты капитального строительства;
особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;
объекты культурного наследия;
б) контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов (договоров) относятся:
контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Федерального закона (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида;
контракт, предметом которого является проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Из содержания норм о контрактной системе в сфере закупок следует, что установление показателей, раскрывающих содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающих особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по таким критериям, и соответствующих им величин значимости является правом заказчика, но такое установление не должно быть произвольным или направленным на создание неравных условий для участников закупки.
Таким образом, установленный Заказчиком в конкурсной документации порядок оценки противоречит Правилам оценки заявок, поскольку Заказчик сократил предусмотренный пунктом 27(3) Правил оценки заявок перечень контрактов (договоров), которые могут быть приняты в подтверждение наличия опыта работ, а также не определил, что к объектам капитального строительства, в отношении которых могут быть представлены контракты (договоры), относятся все объекты капитального строительства, за исключением линейных объектов капитального строительства, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, объектов культурного наследия.
Заказчик, ненадлежащим образом установивший показатели к критериям оценки, признается Комиссией нарушившим пункт 8 часть 1 статьи 54.3 и части 8, 9 статьи 32, статьи 8 Закона о контрактной системе.
Допущенные Заказчиком нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Учитывая, что Заказчиком 06.09.2021 был заключен контракт, Комиссия предписание не выдает.
Кроме того Комиссия отмечает следующее.
Согласно ч.8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 ст.99 Закона о контрактной системе в отношении:
1) соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 Закона о контрактной системе, и обоснованности закупок;
2) соблюдения правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 Закона о контрактной системе;
3) обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;
4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
В соответствии с частью 9 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с Законом о контрактной системе, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:
1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд;
2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
На основании вышеизложенного обращение прокуратуры г.Знаменск (исх.N33-2021/1060-21-20120019 от 29.10.2021 года) подлежит направлению в адрес финансового управления администрации муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области".
Основываясь на изложенном, Инспекция
РЕШИЛА:
1. Признать государственного заказчика ГБУЗ АО "Городская больница ЗАТО Знаменск" нарушившим ч.1 ст.110.2, пункт 8 часть 1 статьи 54.3 и части 8, 9 статьи 32, статьи 8 Закона о контрактной системе при проведении открытого конкурса в электронной форме на капитальный ремонт поликлиники для обслуживания взрослого населения по адресу: Астраханская область, г. Знаменск, ул. Мира, 2а, Литер С (реестровый N 0325200006721000026).
2. Предписание не выдавать.
3. Передать материалы, собранные в ходе проведения внеплановой проверки должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
4. Передать обращение прокуратуры г.Знаменск (исх.N33-2021/1060-21-20120019 от 29.10.2021 года) в адрес финансового управления администрации муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области".
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Руководитель инспекции П.Л.Потылицын
Участники инспекции: Е.М.Балтыкова
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 19 ноября 2021 г. N 030/06/110.2-1510/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.11.2021