Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее - Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в отсутствие индивидуального предпринимателя Чащиной М.Е., в присутствии представителя государственного заказчика ГБУЗ АО "Наримановская районная больница" Финогенова П.С. (доверенность от 02.03.2021 N1), в присутствии представителя уполномоченного органа ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" Сахтапергеновой Л.Ж. (доверенность от 06.10.2021 N01-06-14), рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Чащиной М.Е. (далее также Заявитель, ИПЧащина М.Е.) на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Наримановская районная больница" (далее также аукционная комиссия Заказчика) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку сплит-систем (реестровый N 0825500000721000719) (далее - электронный аукцион), содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 15.11.2021 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку сплит-систем (реестровый N 0825500000721000719).
По мнению Заявителя, в описание объекта закупки включены характеристики товара, не предусмотренные КТРУ, обоснование включения дополнительных характеристик не соответствует законодательству, а также включены характеристики, не относящиеся к товару - "охватываемая площадь помещения", и показатели, не позволяющие предложить товар с улучшенными характеристиками, кроме того, по мнению Заявителя, Заказчик ограничил конкуренцию.
На основании изложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать аукционной комиссии предписание об устранении выявленных нарушений.
В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 10:30 22.11.2021. После перерыва Комиссия продолжила рассмотрение дела в составе: председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М.- начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в отсутствие индивидуального предпринимателя Чащиной М.Е., в присутствии представителя государственного заказчика ГБУЗ АО "Наримановская районная больница" Финогенова П.С. (доверенность от 02.03.2021 N1), в присутствии представителя уполномоченного органа ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" Сахтапергеновой Л.Ж. (доверенность от 06.10.2021 N01-06-14).
В связи с необходимостью представления дополнительных материалов по жалобе, в рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15:30 22.11.2021. После перерыва Комиссия продолжила рассмотрение дела в составе: председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М.- начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в отсутствие индивидуального предпринимателя Чащиной М.Е., в присутствии представителя государственного заказчика ГБУЗ АО "Наримановская районная больница" Финогенова П.С. (доверенность от 02.03.2021 N1), в присутствии представителя уполномоченного органа ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" Сахтапергеновой Л.Ж. (доверенность от 06.10.2021 N01-06-14).
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
15.11.2021 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещены извещение о проведении аукциона на право заключить государственный контракт на поставку сплит-систем (реестровый N 0825500000721000719) и документация об электронном аукционе на право заключить государственный контракт на поставку сплит-систем (реестровый N 0825500000721000719) (далее - аукционная документация).
Как следует из указанных документов, начальная (максимальная) цена контракта составила 1 700 446,65 руб.
В ходе рассмотрения жалобы было установлено следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обо-значения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 г. N 145 "Об утверждении правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила, КТРУ), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога.
Пунктом 5 Правил предусмотрено право заказчика указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно пункту 6 Правил использования каталога, в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Исходя из совокупности вышеизложенных положений, при формировании объекта закупки на поставку товара по позициям, предусмотренных каталогом товаров, работ, услуг, Правила обязывает Заказчика применять информацию, включенную в позицию каталога, а также обосновать использование иных, не предусмотренных позицией каталога, характеристик.
Согласно с пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг должна содержать наименование страны происхождения товара, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
Заказчик в техническом задании аукционной документации установил следующие характеристики требуемого к поставке товара:
N п/п |
Наименование показателя и (или) характеристики (участник закупки указывает наименование показателя и (или) характеристики так, как указано заказчиком) Товара |
Единица измерения |
Значение показателя и (или) характеристики. |
Обоснование включения показателя* |
Инструкция участникам закупки по заполнению первой части заявки |
1. |
Сплит система (1) |
||||
1.1 |
Вид кондиционера |
|
Сплит-система |
В соответствии с позицией КТРУ |
(Участник закупки указывает значение показателя и (или) характеристики с точно таким же значением показателя и (или) характеристики) |
1.2 |
Дополнительные функции |
|
Режим осушения |
|
(Участник закупки указывает значение показателя и (или) характеристики с точно таким же значением показателя и (или) характеристики) |
1.3 |
Класс энергоэффективности |
|
A |
|
(Участник закупки указывает значение показателя и (или) характеристики с точно таким же значением показателя и (или) характеристики) |
1.4 |
Мощность в режиме обогрева |
Киловатт |
|
|
(Участник закупки указывает значение показателя и (или) характеристики с точно таким же значением либо значением, "превышающем" заданный показатель, но без сопровождения знаком " |
1.5 |
Мощность в режиме охлаждения |
Киловатт |
|
|
(Участник закупки указывает значение показателя и (или) характеристики с точно таким же значением либо значением, "превышающем" заданный показатель, но без сопровождения знаком " |
1.6 |
Тип внутреннего блока |
|
Настенный |
|
Участник закупки указывает значение показателя и (или) характеристики с точно таким же значением показателя и (или) характеристики) |
Дополнительные характеристики (показатели) Товара | |||||
1.7 |
Обслуживаемая площадь |
квадратных метров |
|
(Для уточнения оптимальной мощности сплит-системы для предотвращения работы оборудования на износ ввиду превышения рекомендуемой площади помещения) |
(Участник закупки указывает значение показателя и (или) характеристики с точно таким же значением либо значением, "превышающем" заданный показатель, но без сопровождения знаком " |
2. |
Сплит система (2) |
||||
2.1 |
Вид кондиционера |
|
Сплит-система |
|
(Участник закупки указывает значение показателя и (или) характеристики с точно таким же значением показателя и (или) характеристики) |
2.2 |
Дополнительные функции |
|
Режим осушения |
|
(Участник закупки указывает значение показателя и (или) характеристики с точно таким же значением показателя и (или) характеристики) |
2.3 |
Класс энергоэффективности |
|
A |
|
(Участник закупки указывает значение показателя и (или) характеристики с точно таким же значением показателя и (или) характеристики) |
2.4 |
Мощность в режиме обогрева |
Киловатт |
|
|
(Участник закупки указывает значение показателя и (или) характеристики с точно таким же значением либо значением, "превышающем" заданный показатель, но без сопровождения знаком " |
2.5 |
Мощность в режиме охлаждения |
Киловатт |
|
|
(Участник закупки указывает значение показателя и (или) характеристики с точно таким же значением либо значением, "превышающем" заданный показатель, но без сопровождения знаком " |
2.6 |
Тип внутреннего блока |
|
Настенный |
|
Участник закупки указывает значение показателя и (или) характеристики с точно таким же значением показателя и (или) характеристики) |
Дополнительные характеристики (показатели) Товара | |||||
2.7 |
Обслуживаемая площадь |
квадратных метров |
|
(Для уточнения оптимальной мощности сплит-системы для предотвращения работы оборудования на износ ввиду превышения рекомендуемой площади помещения) |
(Участник закупки указывает значение показателя и (или) характеристики с точно таким же значением либо значением, "превышающем" заданный показатель, но без сопровождения знаком " |
3. |
Сплит система (3) |
||||
3.1 |
Вид кондиционера |
|
Сплит-система |
|
(Участник закупки указывает значение показателя и (или) характеристики с точно таким же значением показателя и (или) характеристики) |
3.2 |
Дополнительные функции |
|
Режим осушения |
|
(Участник закупки указывает значение показателя и (или) характеристики с точно таким же значением показателя и (или) характеристики) |
3.3 |
Класс энергоэффективности |
|
A |
|
(Участник закупки указывает значение показателя и (или) характеристики с точно таким же значением показателя и (или) характеристики) |
3.4 |
Мощность в режиме обогрева |
Киловатт |
|
|
(Участник закупки указывает значение показателя и (или) характеристики с точно таким же значением либо значением, "превышающем" заданный показатель, но без сопровождения знаком " |
3.5 |
Мощность в режиме охлаждения |
Киловатт |
|
|
(Участник закупки указывает значение показателя и (или) характеристики с точно таким же значением либо значением, "превышающем" заданный показатель, но без сопровождения знаком " |
3.6 |
Тип внутреннего блока |
|
Настенный |
|
Участник закупки указывает значение показателя и (или) характеристики с точно таким же значением показателя и (или) характеристики) |
Дополнительные характеристики (показатели) Товара | |||||
3.7 |
Обслуживаемая площадь |
квадратных метров |
|
(Для уточнения оптимальной мощности сплит-системы для предотвращения работы оборудования на износ ввиду превышения рекомендуемой площади помещения) |
(Участник закупки указывает значение показателя и (или) характеристики с точно таким же значением либо значением, "превышающем" заданный показатель, но без сопровождения знаком " |
4. |
Сплит система (4) |
||||
4.1 |
Вид кондиционера |
|
Сплит-система |
|
(Участник закупки указывает значение показателя и (или) характеристики с точно таким же значением показателя и (или) характеристики) |
4.2 |
Дополнительные функции |
|
Режим осушения |
|
(Участник закупки указывает значение показателя и (или) характеристики с точно таким же значением показателя и (или) характеристики) |
4.3 |
Класс энергоэффективности |
|
A |
|
(Участник закупки указывает значение показателя и (или) характеристики с точно таким же значением показателя и (или) характеристики) |
4.4 |
Мощность в режиме обогрева |
Киловатт |
|
|
(Участник закупки указывает значение показателя и (или) характеристики с точно таким же значением либо значением, "превышающем" заданный показатель, но без сопровождения знаком " |
4.5 |
Мощность в режиме охлаждения |
Киловатт |
|
|
(Участник закупки указывает значение показателя и (или) характеристики с точно таким же значением либо значением, "превышающем" заданный показатель, но без сопровождения знаком " |
4.6 |
Тип внутреннего блока |
|
Настенный |
|
Участник закупки указывает значение показателя и (или) характеристики с точно таким же значением показателя и (или) характеристики) |
Дополнительные характеристики (показатели) Товара | |||||
4.7 |
Обслуживаемая площадь |
квадратных метров |
|
(Для уточнения оптимальной мощности сплит-системы для предотвращения работы оборудования на износ ввиду превышения рекомендуемой площади помещения) |
(Участник закупки указывает значение показателя и (или) характеристики с точно таким же значением либо значением, "превышающем" заданный показатель, но без сопровождения знаком " |
Заказчик, исходя из своих потребностей, включил в аукционную документацию дополнительные характеристики товаров (обслуживаемая площадь) с обоснованием их необходимости, что не противоречит Правилам N145.
Вместе с тем действующее законодательство не предусматривает каких-либо требований к форме и содержанию обоснования включения дополнительных характеристик в описание объекта закупки.
Аналогичная позиция отражена в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.06.2020 NФ04-2017/2020 по делу NА46-12288/2019.
Также, в ходе рассмотрения представителем Заказчика были представлены документы, свидетельствующие о том, что характеристикам требуемых к поставке товаров соответствует товар двух производителей.
Кроме того, по мнению Заявителя, Заказчик нарушил требования ст.65 Закона о контрактной системе так как не ответил на запрос Заявителя о даче разъяснений.
Между тем данный довод является несостоятельным ввиду того, что Заявитель не смог представить Комиссии подтверждение направления запроса о даче разъяснений в части "требований по монтажу", тогда как именно на него в силу ст.105 Закона о контрактной системе возложена данная обязанность.
В силу вышеизложенного, Комиссия признает жалобу Заявителя необоснованной.
Таким образом, основания для выдачи предписания отсутствуют.
На основании вышеизложенного, в соответствии с ч.8 ст.106, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Чащиной М.Е. на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Наримановская районная больница" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку сплит-систем (реестровый N 0825500000721000719) необоснованной.
2.Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 22 ноября 2021 г. N 030/06/64-1513/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.11.2021