Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М.- начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в отсутствие ИП Меньшикова Р.А., надлежащим образом извещенного, в присутствии представителя государственного заказчика - Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Астраханской области "Астраханский государственный колледж профессиональных технологий" - Дрозда Егора Викторовича (действующий по доверенности Nб/н от 22.11.2021 года), надлежащим образом извещенного в присутствии представителя уполномоченного органа - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Служба единого заказчика в сфере образования" - Катмакова А.А. (действующий по доверенности Nб/н от 22.11.2021 года), надлежащим образом извещенного, рассмотрев жалобу ИП Меньшикова Р.А. на действия государственного заказчика - Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Астраханской области "Астраханский государственный колледж профессиональных технологий" и уполномоченного органа - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Служба единого заказчика в сфере образования" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по замене окон в Наримановском филиале ГБПОУ АО "АГКПТ" (реестровый N 0325200021221000088), на основании ст.99, ст.105, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 17.11.2021 поступила жалоба ИП Меньшикова Р.А. (далее - Заявитель) на действия государственного заказчика - Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Астраханской области "Астраханский государственный колледж профессиональных технологий" (далее также - Заказчик) и уполномоченного органа - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Служба единого заказчика в сфере образования" (далее также - уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по замене окон в Наримановском филиале ГБПОУ АО "АГКПТ" (реестровый N 0325200021221000088) (далее - электронный конкурс).
По мнению Заявителя, конкурсная документация на выполнение работ по замене окон в Наримановском филиале ГБПОУ АО "АГКПТ" (реестровый N 0325200021221000088) (далее - конкурсная документация) не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Рассмотрение жалобы назначено на 23 ноября 2021 года в 10 часов 00 минут по адресу: г.Астрахань, ул.Шаумяна,47, каб.402.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
20.10.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) уполномоченным органом размещены извещение о проведении электронного конкурса и документация о нем.
Заказчиком электронного конкурса является Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Астраханской области "Астраханский государственный колледж профессиональных технологий".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 5 159 682,98 рублей.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего порядок оценки заявок в конкурсной документации.
Пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает критерий квалификации участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Однако частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 данной статьи.
Согласно части 9 статьи 32 Закона о контрактной системе не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 данной статьи и в соответствии с частью 8 данной статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок
В соответствии с пунктом 3 Правил оценки заявок окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N1085 (далее - Правила оценки заявок) определено, что оценка - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил оценки заявок, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 27 Правила оценки заявок показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Из содержания норм о контрактной системе в сфере закупок следует, что установление показателей, раскрывающих содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающих особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по таким критериям, и соответствующих им величин значимости является правом заказчика, но такое установление не должно быть произвольным или направленным на создание неравных условий для участников закупки.
Согласно Конкурсной документации нестоимостный критерий "Квалификация участника закупки, в том числе наличие у него финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом государственного контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее также - Критерий) содержит показатель N1 "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" (далее также - Показатель N1), в рамках которого установлен следующий порядок оценки:
"Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", определяется по показателю:
- "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
Заказчиком будет оцениваться суммарный объем исполненных обязательств по контрактам (договорам), связанных с предметом конкурса, исчисляемый в рублях, за последние 5 лет предшествующих дате окончания подачи заявок на участие в настоящем открытом конкурсе в электронной форме, заключенных с данным участником, подтверждающих опыт успешного*(1) выполнения работ.
Лучшим условием исполнения контракта по показателю является наибольшая сумма исполненных обязательств по контрактам (договорам), сопоставимого по характеру и объему.
Под работами сопоставимого характера понимаются работы по капитальному ремонту объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов (под линейными объектами понимаются: линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения согласно п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
Под работами сопоставимого объема понимаются работы по исполненному контракту/договору, стоимость которого составляет не менее 90% от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится закупка.
Соответствие сопоставимому объему применяется к каждому исполненному участником закупки контракту, а не к совокупности представленных исполненных контрактов.
Опыт участника по выполнению работ сопоставимого характера и объема (по каждому исполненному контракту/договору) подтверждается следующими документами:
1. Копия (копии) ранее полностью (по суммам актов) исполненного (исполненных) контракта(ов), по выполнению работ;
2. копия акта(ов) приемки работ подтверждающего(их) приемку работ по исполнению контракта в полном объеме;
Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью, в том числе дополнительными соглашениями (в том числе приложения к дополнительным соглашениям, являющиеся их
неотъемлемой частью).
В случае, если у заказчика при рассмотрении предоставленных участником конкурса копий документов, подтверждающих квалификацию, возникают затруднения с отнесением актов приемки работ, заказчик не учитывает такие документы при оценке. Затруднением считается случай, когда невозможно сопоставить документы, подтверждающие опыт участника, и сверить информацию, содержащуюся в данных документах, по причине нечитаемого текста на таких документах.
Датой исполнения контракта считается дата акта приемки работ или итогового акта приемки работ, подтверждающего приемку работ по исполнению контракта в полном объеме.
Представленные участником закупки контракты, исполнение которых не подтверждено документально, не учитываются при оценке.
Оцениваются представленные участником закупки контракты, которые подтверждены документально и указаны в заявке на участие в конкурсе в составе вторых частей заявки на участие в конкурсе (Рекомендованная Форма 1 Предложение по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема").
По выполнению работ участник закупки декларирует в заявке на участие в конкурсе (Рекомендованная Форма 1 Предложение по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема")) исполнение им контрактов, представленных по показателю критерия оценки, а также исполнение контракта в полном объеме и в соответствии с условиями (в том числе условия по сроку выполнения работ, объему выполнения работ (по предмету, видам работ и стоимости выполненных работ в рублях), предусмотренными таким контрактом".
Комиссия Управления, изучив конкурсную документацию, установила, что порядок оценки заявок участников закупки по нестоимостному критерию "Квалификация участника закупки, в том числе наличие у него финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом государственного контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" является ненадлежащим по следующим основаниям:
1)под работами сопоставимого характера понимаются работы по капитальному ремонту объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов (под линейными объектами понимаются: линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения согласно п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). При этом объектом закупки является выполнение работ по текущему ремонту, что подтверждается данными с ЕИС. То есть, заявки на участие в Конкурсе, содержащие договоры (контракты) на выполнение работ по техническому ремонту объектов капитального строительства не могут быть оценены Конкурсной комиссией по Критерию, что в свою очередь, ограничивает количество участников закупки и противоречит требованиям Закона о контрактной системе и Правил;
2)под работами сопоставимого объема понимаются работы по исполненному контракту/договору, стоимость которого составляет не менее 90% от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится закупка. Таким образом, заявки на участие в Конкурсе, содержащие договоры (контракты) на выполнение работ сопоставимого характера, цена которых составляет менее 90% начальной (максимальной) цены контракта, не могут быть оценены Конкурсной комиссией по Показателю N1 Критерия, вследствие наличия ограничения цены указанных контрактов (договоров), что не соответствует Правилам;
3) по предоставленным контрактам (договорам) должны отсутствовать судебные разбирательства и судебные решения, вынесенные не в пользу участника закупки, а также в рамках исполнения которых не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных таким контрактом договорам. Вместе с тем, наличие судебных разбирательств и неустоек не свидетельствует об отсутствии у участника закупки опыта выполнения работ сопоставимого характера и объема и о невозможности участником закупки исполнить контракт, ограничивая количество участников такой закупки.
4) Документы в подтверждение опыта - контракты (договора) должны быть представлены со всеми приложениями к ним. При этом, непредоставление участником закупки приложений к контрактам (договорам) не свидетельствует об отсутствии у него необходимого опыта.
Заказчик, ненадлежащим образом установивший показатели к критериям оценки, признается Комиссией нарушившим пункт 8 части 1 статьи 54.3 и части 8, 9 статьи 32, статью 8 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, а также в связи с тем, что указанные нарушения являются существенными, необоснованно ограничивают возможность победы в конкурсе лиц, не имеющих контрактов (договоров), необходимых в подтверждение опыта в соответствии с конкурсной документацией, а следовательно, создают возможность отказа неопределенного круга лиц от участия в конкурсе, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
На основании вышеизложенного, в соответствии с ч.8 ст.106, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Меньшикова Р.А. на действия государственного заказчика - Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Астраханской области "Астраханский государственный колледж профессиональных технологий" и уполномоченного органа - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Служба единого заказчика в сфере образования" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по замене окон в Наримановском филиале ГБПОУ АО "АГКПТ" (реестровый N 0325200021221000088) обоснованной.
2. Признать государственного заказчика Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Астраханской области "Астраханский государственный колледж профессиональных технологий" нарушившим части 8, 9 статьи 32, пункт 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по замене окон в Наримановском филиале ГБПОУ АО "АГКПТ" (реестровый N 0325200021221000088).
3. Выдать государственному заказчику Государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Астраханской области "Астраханский государственный колледж профессиональных технологий" предписание при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по замене окон в Наримановском филиале ГБПОУ АО "АГКПТ" (реестровый N 0325200021221000088).
4. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
К.В.Родина
-------------------------------------------
*(1) Под опытом успешного выполнения работ (оказания услуг) в целях использования в рамках настоящего показателя понимается - контракт (-ы) (договор (-ы)), обязательства по которому (-ым), в соответствии с его (их) условиями, полностью исполнены участником закупки, в рамках исполнения по которому (-ым) отсутствуют судебные разбирательства и отсутствуют судебные решения, вынесенные не в пользу участника закупки, а также в рамках исполнения которого (-ых) не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных таким (-и) контрактом (-и) (договором (-и)).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 23 ноября 2021 г. N 030/06/54.3-1526/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.11.2021