Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Врио руководителя Управления;
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления;
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
при участии в формате ВКС:
от Заявителя - представителя по доверенности;
от Заказчика представителя по доверенности:
рассмотрев жалобу ООО "ИТК-Групп" (ИНН: 7453296214) на действия Заказчика МКУ "Управление организации строительства" (ИНН: 8913007850), при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство объекта: Светомузыкальный пешеходный фонтан "Концертный"", начальная (максимальная) цена контракта - 580 000,00 рублей (извещение N 0190300001921000498) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, Официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя (вход. N 7170 от 16.11.2021) на действия Заказчика.
Заявитель считает, что положения аукционной документации противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на Официальном сайте;
2) дата и время начала подачи заявок - 29.10.2021 14:35;
3) дата и время окончания подачи заявок - 16.11.2021 09:00;
4) дата окончания срока рассмотрения заявок - 17.11.2021;
5) дата проведения аукциона в электронной форме - 18.11.2021;
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что
1. Заказчик нарушил п. 11 Приказа Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр (ред. от 21.07.2021) "Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства", где указано, что НМЦК при осуществлении закупок подрядных работ по инженерным изысканиям и (или) подготовке проектной документации определяется с учетом стоимости сопутствующих работ, выполняемых одновременно с инженерными изысканиями и (или) подготовкой проектной документации, и иных видов работ, и связанных с ними затрат, в случае если такие работы предусмотрены контрактом и (или) заданием на проектирование. Так как такой вид работ, как инженерные изыскания предусмотрен контрактом, НМЦК должна была быть определена с учетом стоимости таких работ.
2. В документации об электронном аукционе имеются нарушения, не устранение которых повлечёт невозможность правильного определения предмета закупки и объёма прав и обязанностей сторон.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. Относительно правомерности установления Н(М)ЦК и в целом формирования цены контракта Комиссия поясняет следующее.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги с осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Таким образом, соблюдение заказчиком порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта не относится к полномочиям ФАС России.
На основании вышеизложенного Комиссия оставляет данный довод Заявителя без рассмотрения.
2. Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из смысла ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Согласно п. 19 Раздела 3 "Техническое задание" Инженерные изыскания земельного участка и внеплощадочных инженерных сетей в точках подключения Заказчиком указано, что необходимость определяется проектом, с учетом существующих данных по зданию, МБУ ДО "ГДШИ им. Г.В. Свиридова".
Согласно п. 1.3 проекта Контракта Заказчиком указано, что на условиях настоящего контракта Заказчик поручает, а Подрядчика принимает на себя обязательства в соответствии с заданием заказчика и в сроки, установленные контрактом выполнить инженерные изыскания и осуществить подготовку проектной документации в целях строительства объекта: Светомузыкальный пешеходный фонтан "Концертный".
На заседании Комиссии в формате ВКС Заявитель сообщил, что проект контракта содержит положение, обязывающее подрядчика выполнить инженерные изыскания. Таким образом, заказчик вводит в заблуждение участников закупки. Так как проект контракта содержит условие о необходимости выполнения инженерных изысканий, следовательно данное обязательство накладывается на подрядчика.
В своих возражениях Заказчик пояснил, что в Разделе 4 документации об аукционе "Проект муниципального контракта" в п 1.3. верно указано требование к выполнению инженерных изысканий, так как они могут выполняться специализированными организациями при необходимости расчетов подтвержденными проектными организациями. Так как светомузыкальный пешеходный фонтан "Концертный" не является объектом капитального строительства, а является объектом благоустройства, на что Статья 5 Федерального закона от 50.12.2009 N 584-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" отношения не имеет, а привязку к требованиям может обосновать только проектная организация. Указание Заказчиком в Разделе 3 документации об аукционе "Техническое задание" обязательного требования выполнения инженерных изысканий приведет к ограничению участников аукциона.
Так как некоторые изыскания выполняются методом запроса в специализированные учреждения (инженерно-гидрометеорологические, инженерно-экологические, историко-культурные) в пятидневный срок, и выдаются в виде справок. Инженерно-геотехнические, инженерно-геодезические, инженерно-геологические, локальные обследования загрязнения грунтов и грунтовых вод, локальный мониторинг компонентов окружающей среды выполняются организациями имеющие специализированную лицензию, а стоимость и сроки устанавливаются по соглашению.
Исходя из вышеизложенного, считает жалобу Заявителя необоснованной, так как в п.19 Раздела 3 документации об аукционе "Техническое задание" указаны условия выполнения инженерных изысканий. Принуждение к включению в Техническое задание обязательного условия выполнения инженерных изысканий без обоснования необходимости считает нарушением в части нецелевого расходования бюджетных средств, а также включения необоснованных работ и требований (специализированных лицензий на инженерные изыскания), что влияет на потенциальное количество участников электронного аукциона.
Изучив доводы сторон Комиссия считает, что требования, установленные в п. 19 Технического задания и в п 1.3 проекта контракта предъявляются к исполнителю контракта, а не к участнику Закупки.
Кроме того, изучив техническое задание Заказчика Комиссией не установлено условий о необходимости выполнения инженерных изысканий, следовательно, данное условие не накладывается на подрядчика.
На заседании Комиссии не представлено доказательств о том, что положения аукционной документации противоречат положениям Закона о контрактной системе, требования Заказчика создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом необоснованно повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
Таким образом, Заявителем ограничивающий характер данного условия в рассматриваемом случае доказан не был. Само по себе несогласие Заявителя не может быть признано фактором ограничения конкуренции и злоупотреблением права со стороны Заказчика.
При таких обстоятельствах довод жалобы не нашел своего правового подтверждения и является необоснованным.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ИТК-Групп" (ИНН: 7453296214) на действия Заказчика МКУ "Управление организации строительства" (ИНН: 8913007850), при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство объекта: Светомузыкальный пешеходный фонтан "Концертный"", начальная (максимальная) цена контракта - 580 000,00 рублей (извещение N 0190300001921000498), необоснованной.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 23 ноября 2021 г. N 089/06/33-672/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.11.2021