Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
_
с участием представителей сторон:
от заказчика ГКУ ТО "Тура" (далее -заказчик) _ по доверенности,
от уполномоченного органа: Управления государственных закупок Тюменской области (далее-уполномоченный орган) _ по доверенности,
от заявителя ООО ЧОО "Илир" (далее также - заявитель, участник закупки) _ по доверенности,
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 37 от 05.02.2020 г. жалобу ООО ЧОО "Илир" на действия Заказчика - ГБУЗ ТО "Областная больница N4" при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по физической охране, реестровый номер закупки (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167200003421005705),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 07.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении указанного открытого конкурса в электронной форме.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика, уполномоченного учреждения и заявителя. Информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Из содержания жалобы следует, следующее:
1. В описании объекта закупки являющегося приложением N 1 к конкурсной документации установлено требование о том, что охранная организация должна иметь разрешение на использование выделенных радиочастот. Данное требование заявитель считает не правомерным и не обоснованным.
2. В описании объекта закупки являющегося приложением N 1 к конкурсной документации установлено требование о том, что ГБР участника должна состоять из 4 -ех человек. Данное требование заявитель считает не правомерным и не обоснованным.
3. В описании объекта закупки являющегося приложением N 1 к конкурсной документации установлено требование о том, что сотрудники должны быть вооружены именно боевым ручным стрелковым оружием. Данное требование заявитель считает не правомерным и не обоснованным.
4. В пункте 4.1.4 раздела 4 главы 1 Закупочной документации (Информационная карта) указано, что наличие специалистов подтверждается предоставлением копий трудовых книжек. Данное требование заявитель считает не правомерным и не обоснованным.
5. В пункте 4.1.4 раздела 4 главы 1 Закупочной документации (Информационная карта) указано, что опыт оказанных услуг подтверждается участником только копиями контрактов, заключенных в рамках Закона 44-ФЗ и Закона 223-ФЗ. Данное требование заявитель считает не правомерным и не обоснованным.
Представитель заказчика не согласился с доводами заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях, указал, что положения конкурсной документации не противоречат требованиям законодательства о контрактной системе, считает жалобу необоснованной.
Представитель уполномоченного органа позицию заказчика поддержал, с доводами заявителя не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заказчика, уполномоченного органа, заявителя, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок, являясь уполномоченным органом, в интересах заказчика, выступило организатором проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по физической охране.
Заказчик - ГКУ ТО "Тура".
Информация о конкурсе была размещена 08.10.2021 г. на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003421005705.
НМЦК- 12 899 625,60 руб.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного закона.
Статьей 33 Закона о контрактной системе установлены правила описания объекта закупки, которыми должен руководствоваться заказчик и уполномоченный орган при описании объекта закупки в документации о закупки.
Так, пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
1. Довод заявителя, в части "Требование к оказанию услуг" Описания объекта закупки являющегося приложением N 1 к конкурсной документации установлено требование о том, что охранная организация должна иметь разрешение на использование выделенных радиочастот Комиссия признает несостоятельным, учитывая следующее.
Комиссией установлено, что в описания объекта закупки являющегося приложением N1 к конкурсной документации, содержится текст следующего содержания:
Обязательные требования к оказанию услуг:
- применение сертифицированных средств и устройств связи, разрешения на использование радиочастот, порядок использования которых регламентируется действующим законодательством РФ (Федеральный закон от 07.07.2003 N126-ФЗ "О связи") и соответствующими подзаконными актами и инструкциями;
А ниже, в этом же разделе, в пункте "Особые условия оказания услуг". Заказчик конкретизировал:
каждый сотрудник Исполнителя (далее - сотрудник охраны) при оказании услуг на Объекте охраны (посту охраны) обязан:
3. Иметь средства радиосвязи и (или) мобильной связи, обеспечивающие бесперебойную связь на территории и в помещениях Объекта_охраны между всеми сотрудниками охраны, дежурной смены и ответственным работником от администрации Заказчика по вопросам обеспечения безопасности (за счет Исполнителя).
Таким образом из указанного текста не следует, что заказчик ограничил участников использованием только средствами радиосвязи, возможность пользоваться мобильной связью имеется. При этом если исполнитель будет намерен использовать средства радиосвязи, то разрешение на использование выделенных радиочастот устанавливается в соответствии Федеральным законом от 07.07.2003 N126-ФЗ "О связи".
2. Довод заявителя, в части незаконности требования о том, что ГБР участника должна состоять из 4 -ех человек, Комиссия признает несостоятельным, учитывая следующее.
В заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что ГОСТ Р 59044-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Охранная деятельность. Оказание охранных услуг, связанных с принятием соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны. Общие требования (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 24.09.2020 N 674-ст), установлено требование к количественному составу ГБР "не менее двух охранников", но формулировка Заказчика "не менее четырех" и не противоречит этой норме.
Устанавливая данное требование, Заказчик принимал во внимание площадь территории, занимаемой объектом охраны (98 215-м), а также его расположение в лесном массиве, что безусловно затрудняет работу малочисленных групп реагирования.
При этом Комиссия принимает во внимая, что заявителем не опровергнута потребность заказчика в таком количественном составе ГБР, а также недосказана невозможность ее исполнения.
3. Довод заявителя, в части незаконности требования о том, что сотрудники должны быть вооружены именно боевым ручным стрелковым оружием, Комиссия признает несостоятельным, учитывая следующее.
В заседании Комиссии представитель заказчика пояснил следующее, Применение сотрудниками охраны объектов Заказчика боевого стрелкового оружия регламентировано положениями паспортов безопасности объектов. В соответствии с ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 N35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - Закон N35-ФЗ) под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Согласно паспортам безопасности объектов Уч.N10-ДСГИИ18 от 02.04.2018 и Уч. N09-ДСП/ИЛ8 от 02.04.2018 объекты Заказчика отнесены к 3 категории мест массового пребывания людей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 N272 утверждены Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий) (далее - Требования).
Пунктом 2 раздела Требований установлено, что перечень мест массового пребывания людей в пределах территорий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований определяется соответственно исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Разделом 3 Требований установлены требования к паспорту безопасности места массового пребывания людей. В соответствии с п. 16 раздела 3 Требований, паспорт безопасности является информационно-справочным документом, который отражает состояние антитеррористической защищенности места массового пребывания людей и содержит перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов в месте массового пребывания людей.
Вышеуказанным Постановлением утверждена форма паспорта безопасности мест массового пребывания людей. В соответствии с п. 10 формы паспорта безопасности мест массового пребывания людей в качестве сил и средств, привлекаемых для обеспечения антитеррористической
защищенности места массового пребывания людей, возможно привлечение "территориальных органов МВД России и Росгвардии, подразделений ведомственной охраны, частной охранной организации, общественных формирований".
Таким образом, Постановление Правительства Российской Федерации N272 от 25.03.2015 не запрещает привлечение частных охранных организаций к оказанию охранных услуг на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.
В то же время, Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" в приложении 1 утвержден перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется (и, соответственно, не применимо и законодательство в сфере частной охранной деятельности).
В пункте 1 этого перечня содержатся - здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти..., иных государственных органов Российской Федерации.
Включение вышеуказанных объектов в перечень объектов, подлежащих государственной охране, направлено на надлежащее обеспечение безопасности указанных объектов ввиду их особого статуса
Таким образом, в целях применения п.1 названного Перечня, определяющее значение имеет именно факт использования таких объектов федеральными органами законодательной и исполнительной власти, органами законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами Российской Федерации в процессе осуществления своей деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Устава Тюменской области от 30.06.1995 N6 исполнительную власть в области осуществляют Губернатор области, возглавляемое им Правительство области и иные органы исполнительной власти области, формируемые Правительством области в соответствии с Уставом.
Губернатор области осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через иные территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно п. 3 раздела 1 Устава ГБУ ТО "Тура" (далее - Устав) учреждение является
некоммерческой организацией.
Целью деятельности учреждения является реализация предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации полномочий Управления делами Правительства Тюменской области в сфере проведения официальных мероприятий и приёмов с участием Губернатора области, Вице-Губернатора области, заместителей Губернатора области (по поручению Губернатора и Вице-Губернатора области), предоставления официальным лицам, иным лицам и делегациям, находящимся и прибывающим в Тюменскую область, услуг по размещению, по организации и проведению совещаний, конференций и деловых встреч, по организации питания (обеды, ужины, фуршеты, бортпитание и т.д.), по обеспечению культурной программой и экскурсионной программой, организации услуг переводчиков, проведению иных мероприятий (п. 11 раздела И Устава).
Пунктом 4 раздела 1 Устава установлено, что учредителем и собственником Бюджетного учреждения является Тюменская область (далее - Учредитель).
От имени Тюменской области функции и полномочия Учредителя осуществляет Управление делами Правительства Тюменской области, в ведении которого находится Бюджетное учреждение.
В соответствии с п. 16 раздела Ш Устава Имущество Бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Бюджетное учреждение владеет, пользуется и распоряжается закреплённым за ним имуществом в соответствии с его назначением, уставными целями своей деятельности и заданиями Управления - делами в рамках, установленных действующим законодательством Российской Федерации и Тюменской области (п. 17 раздела 3Устава).
Таким образом, здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории, являющиеся собственностью Тюменской области, находящиеся в оперативном управлении ГБУ ТО "Тура" и предназначенные для осуществления и сопровождения деятельности Губернатора области, и не могут находиться под охраной частных охранных предприятий.
Следовательно, участником закупки не может быть организация, осуществляющая частную охранную деятельность на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности", так как охраняемый Объект включен в перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется.
4. Довод заявителя относительно неправомерности предоставлением копий трудовых книжек работников либо сведений о трудовой деятельности из электронных трудовых книжек, Комиссия признает несостоятельным, учитывая следующее.
Разделом 4 конкурсной документации определены критерии оценки заявок:
1. Цена контракта: 60%;
2. "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", значимостью критерия оценки 40%.
Вышеуказанный нестоимостной критерий содержит следующие показатели:
2.1 Количество охранников, работающих на постоянной основе у участника закупки, с квалификацией 4 разряда или выше, с приложением подтверждающих документов (значимостью критерия оценки 10%): "копий трудовых книжек работников, состоящих в трудовых отношениях либо сведения о трудовой деятельности из электронных трудовых книжек", "копий действующих удостоверений частного охранника, содержащих сведения о присвоении квалификации.
2.2. Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема, значимостью критерия оценки 30%.
В пункте 2 статьи 1.1 Закона РФ от 11.03.1992 "О частной детективной деятельности и охранной деятельности в РФ" определено, что частный охранник - это гражданин РФ, достигший 18 лет, прошедший профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника, сдавший квалификационный экзамен, получивший в установленном порядке удостоверение частного охранника и работающий по трудовому договору с охранной организацией.
В силу части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них опыта работы, связанного с предметом контракта.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительством Российской Федерации утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085) (далее по тексту-Правила).
Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (п.1 Правил).
В соответствии с пунктом 3 Правил "оценка" - это процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу пункта 8 Правил в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта".
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
По мнению Комиссии, само по себе установление спорных требований не противоречит Постановлению N 1085 и не может считаться нарушением Закона о персональных данных со стороны заказчика, так как позволяет подтвердить соответствие установленному критерию квалификации; получение же согласия работников о предоставлении персональных данных иным лицам возложено на работодателя. Более того, для подтверждения наличия трудовых ресурсов участник закупки также может представить копии документов, в которых содержатся необходимые реквизиты сторон со скрытыми персональными данными.
Кроме того, не предоставление документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям конкурсной документации.
5. Довод заявителя относительно неправомерности подтверждения опыта участником только копиями контрактов, заключенных в рамках Закона 44-ФЗ и Закона 223-ФЗ, Комиссия признает несостоятельным, учитывая следующее.
Согласно ч. 3 ст. 24 ФЗ N44-ФЗ под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
Пунктом 8 ч.1 ст.54.3 ФЗ N44-ФЗ установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч.6 ст.54.7 ФЗ N44-ФЗ конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
В соответствии с ч.8 ст.32 ФЗ N44-ФЗ порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно п.3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с п.10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки. В силу положений ФЗ N44-ФЗ, Заказчик наделен правом самостоятельно определять содержание нестоимостных критериев исходя из максимального удовлетворения своих потребностей.
Кроме того, возможность установления требования о подтверждении опыта только контрактами заключенными в рамках ФЗ N44-ФЗ, подтверждена Арбитражным судом Западно-Сибирского округа в деле NА70-17652/2020.
С учетом изложенного Комиссия считает жалобу необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ЧОО "Илир" на действия заказчика - ГБУ ТО "Тура" при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по физической охране (реестровый номер закупки 0167200003421005705) необоснованной
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 19 ноября 2021 г. N 072/06/44/209/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.11.2021