Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба ООО "Центр современных энергосберегающих технологий" (вх. 18744) от 11.11.2021 на действия Управления по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан при определении поставщика путем проведения закупки N 0301300247621001150 "Энергосервисный контракт на выполнение действий (мероприятий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации объектов уличного (наружного) освещения Демского района ГО г. Уфа РБ".
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно документация составлена с нарушением действующего Законодательства Российской Федерации.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, Заказчиком была представлена информация по закупке N 0301300247621001150.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в жалобе указывает, что в документации предусмотрен незамедлительный вывоз демонтированного оборудования, но вывоз его заказчику возможен только по предварительно направленному ему не ранее 10-ти календарных дней уведомлению о приемке, а количество демонтированного оборудования в день предугадать невозможно, что не позволяет направить уведомление заранее, на исполнителя заказчиком фактически возлагаются обязанности по хранению демонтированного оборудования в течение минимум 10 календарных дней до его сдачи Заказчику. Более того, форма уведомления о приемке также отсутствует в конкурсной документации, а хранение демонтированного оборудования не входит и не может входить в перечень энергосберегающих мероприятий, осуществление которых способствовало бы повышению энергетической эффективности, установленных Приказе Минэкономразвития РФ от 17.02.2010 года N 61.
Комиссией установлено, что в документации Заказчика указано: Согласно п.14.1.15 Проекта Контракта в ходе реализации мероприятий по энергосбережению демонтировать оборудование, подлежащее замене, обеспечить сохранность указанного оборудования до передачи его Заказчику, обеспечить доставку демонтированного оборудования в место хранения, указанное Заказчиком и передать демонтированное оборудование Заказчику (представителю Заказчика) по акту приема-передачи (за исключением демонтированных ртутьсодержащих ламп). Уведомление о приемке демонтированного оборудования Исполнитель обязан направить Заказчику посредством факсимильной связи либо по адресу электронной почты, указанным в разделе 23 настоящего Контракта не позднее, чем за 10 календарных дней до даты приемки такого оборудования.
Пункт 1 Технического задания содержит в себе следующее требование: "Демонтированные светильники Исполнителю необходимо вывозить незамедлительно, исключая складирование их на обочинах автодорог. Демонтированные светильники передаются организации, осуществляющей обслуживание сетей уличного освещения. Реквизиты данной организации передаются Заказчиком Исполнителю".
В приложении N 2 к разделу "Техническое задание" указано на то, что Демонтаж производится одновременно с монтажом, перерывы в работе освещения не допускаются.
На заседании комиссии было установлено, что исполнитель должен передать демонтированные светильники для хранения. В проекте контракта Закупки также отсутствуют положения, которые обязуют исполнителя хранить какое-либо оборудование.
Согласно пояснениям Заказчика, довод о невозможности заранее проинформировать Заказчика (не позднее, чем за 10 календарных дней до даты приемки такого оборудования) также является надуманным и никаких рисков ограничения конкуренции в данной Закупке не несёт. Помимо этого, стоит отметить, что согласно требованиям ТЗ исполнитель должен будет сформировать техническое решение, в котором ему следует согласовать с Заказчиком график выполнения.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявитель, документы, доказательства обоснованности довода не представил.
Довод признается необоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что норма освещенности, указанная в приложении N 1 к разделу Конкурсной документации "Техническое задание" не соответствует нормированным значениям, указанным в СП 52.13330.2016 "Естественное и искусственное освещение".
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Пункт 1 Технического задания содержит в себе следующее требование: "Средний уровень освещенности Исполнитель обязан обеспечить исходя из нормы средней яркости усовершенствованных покрытий и средней горизонтальной освещенности покрытий согласно Классификации улично-дорожной сети городских поселений, определённым в Своде правил СП 52.13330.2016 "Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*" (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 7 ноября 2016 г. N 777/пp) при эксплуатации объектов сетей уличного освещения, в случае если достижение освещенности возможно без увеличения количества осветительных приборов и (или) без изменения расположения опор освещения". В приложении N 1 к разделу Конкурсной документации "Техническое задание" содержатся сведения об имеющихся на объектах оборудовании, подлежащем замене, а также о норме освещенности.
Согласно своду правил СП 52.13330.2016 для определения уровня освещенности на том или ином участке дороге, такая дорога должна быть отнесена к категории. Разделение дорог по категориям рассмотрено в следующих нормативных документах:
автомобильные дороги в соответствии с ФЗ-N257 от 08.11.2007 , ГОСТ Р 52398-2005 и СП 34.13330.2012;
улично-дорожная сеть в соответствии с СП 42.13330.2016.
В г.Уфа отсутствует утвержденная категорийность дорог. Таким образом, классификация освещенности на отдельных участках дорог регламентируется отдельным соглашением муниципалитета г. Уфа с МУСП Уфагорсвет. Нормы освещенности, на которые указывает Заявитель также утверждены вышеуказанным соглашением, что подтверждается письмом МУСП Уфагорсвет (письмо имеется в материалах дела).
Довод признается необоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчик предоставил неполную информацию относительно типов устанавливаемых исполнителем светильников. Заказчик предоставил неполную информацию относительно расположения типов устанавливаемых исполнителем светильников.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной
В соответствии с приложением N 2 к ТЗ предусмотрен перечень мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, которые обязан выполнить Исполнитель энергосервисного контракта, согласно которому на втором этапе исполнения контракта организация должна провести следующие мероприятия:
2 |
Обследование объектов Заказчика с целью подготовки и согласования технического решения |
Обследование линий наружного освещения, сбор исходных данных, подготовка и согласование с Заказчиком технического решения |
В соответствии с пунктом 1 ТЗ Исполнитель осуществляет визуальное обследование оборудования Объекта энергосервиса, в целях уточнения количества и характеристик светильников, входящих в систему освещения Демского района ГО г. Уфа РБ. На основании настоящего технического задания и результатов визуального обследования Исполнитель разрабатывает документацию (техническое решение) на повышение энергетической эффективности системы наружного освещения, в том числе выполняет светотехнический расчёт, места установки светильников по типам, и предоставляет на утверждение Заказчику. При разработке документации Исполнитель должен руководствоваться СП 52.13330.2016, ГОСТ Р 55706-2013, ГОСТ Р 55708-2013, а также данным техническим заданием, в той части в которой оно дополняет документы технического регулирования. При отнесении улицы к той или иной категории необходимо учитывать её соответствие требованиям СП 52.13330.2016. Помимо этого, перед началом работ с установкой техники на проезжей части Исполнителю необходимо согласовать место и время проведения работ с Заказчиком и собственниками инженерных коммуникаций - (при необходимости).
Объекты, в отношении которых предполагается осуществление Исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности описаны в приложении N 1 к ТЗ. Таким образом, Заказчиком даются исходные данные об объекте энергосервиса, которые дополняются сведениями собранными исполнителем по результату обследования в том числе по типам и местонахождению устанавливаемых светильников.
Следовательно, довод признается необоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что коэффициент пульсаций светового потока для поставляемых светильников занижен, установлен не в соответствии с СП 52.13330.2016.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В документации Заказчика указаны следующие требования:
Наименование показателя |
Обоснование применения требований |
Коэффициент пульсаций светового потока |
Требование к показателю "не более 1%" установлено исходя из необходимости обеспечить безопасность дорожного движения. Глаз мерцания не замечает, но оно воспринимается организмом и могут вызывать неприятные явления - зрительное и общее утомление человека, головную боль. При освещении пульсирующим светом вращающихся или ритмично повторяющихся предметов возникает так называемый "стробоскопический эффект", когда при совпадении частоты вращения или вибрации с частотой пульсаций света предметы кажутся неподвижными, а при неполном совпадении вращающимися с очень малыми скоростями. Это вызывает у людей ошибочные реакции и может являться причиной аварий. |
Между тем, в таблице 7.10 Свода правил СП 52.13330.2016 данный показатель не должен превышать 3 или 5% в зависимости от типа местности, где данный светильник установлен.
Вместе с тем, в документации имеется обоснование "Глаз мерцания не замечает, но оно воспринимается организмом и могут вызывать неприятные явления - зрительное и общее утомление человека, головную боль". Таким образом, в документации заказчика указанно ненадлежащее надуманное обоснование, так как отсутствуют ссылки на правовые акты, правила или аналогичные документы, которые свидетельствуют о необходимости установления данного параметра.
Следовательно, в действиях Заказчика установлено нарушение п.2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Довод признается обоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что световая отдача поставляемых световых приборов с типа 1 по тип 8 выше минимальных требований.
В приложении N 3 к разделу Конкурсной документации "Техническое задание" для светильников с типа N 1 по тип N 8 предусмотрена световая отдача 150 Лм/Вт.
Согласно пояснениям Заказчика, в Постановлении Правительства РФ от 24.12.2020 N 2255 установлены минимальные показатели к установленным в ТЗ характеристикам, а в ТЗ эти характеристики увеличены с соблюдением вышеуказанного документа.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявитель, документы, доказательства обоснованности довода не представил.
Довод признается необоснованным.
Согласно доводам жалобы, световая отдача поставляемых световых приборов типа 9 и типа 10 ниже нормированных показателей.
В приложении N 3 к разделу Конкурсной документации "Техническое задание" для светильников типа N9 и типа N10 предусмотрена световая отдача 100 и
90Лм/Вт соответственно.
Комиссией установлено, что в таблице 7.1 СП 52.13330.2016 данный показатель для светодиодных световых приборов должен быть не менее 110 Лм/Вт.
Следовательно, в действиях Заказчика установлено нарушение п.2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Довод признается обоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что номинальная потребляемая мощность светильников ограничена без предоставления соответствующего обоснования такого ограничения.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2020 N 2255 с 01.07.2021 года для светильников наружного утилитарного освещения нормирование мощности не предусмотрено. Таким образом, Заказчик вправе установить свои требования по номинальной мощности осветительного оборудования.
Согласно пояснениям Заказчика, энергосервисный контракт - это контракт предметом, которого является экономия. В то время как номинальная мощность имеет прямое влияние на экономию, а ввиду того, что исполнитель должен достигать реальной (номинальной) экономии, установление верхнего порога такой мощности удовлетворяет целям закупки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявитель, документы, доказательства обоснованности довода не представил.
Довод признается необоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что требование о внешнем виде светильников типов 1-6 неконкретно, сужает круг участников открытого конкурса.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 1 ТЗ Исполнитель осуществляет визуальное обследование оборудования Объекта энергосервиса, в целях уточнения количества и характеристик светильников, входящих в систему освещения Демского района ГО г. Уфа РБ. На основании настоящего технического задания и результатов визуального обследования Исполнитель разрабатывает документацию (техническое решение) на повышение энергетической эффективности системы наружного освещения, в том числе выполняет светотехнический расчёт, места установки светильников по типам, и предоставляет на утверждение Заказчику.
Таким образом, исполнитель должен провести обследование, по результатам которого сам составить техническое решение (в том числе и касаемо единого дизайна осветительных приборов с соблюдением ТЗ).
В документации указано:
N п/п |
Наименование показателя |
Обоснование применения требований |
6 |
Внешний вид |
Требование к показателю установлено в связи с тем, что светильники разных типов могут устанавливаться на разных участках одной улицы и необходимо соблюсти единообразие. |
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявитель, документы, доказательства обоснованности довода не представил.
Довод признается необоснованным.
Согласно доводам Заявителя, требования заказчика о размерах, материале корпуса и массе световых приборов в своей совокупности сужают круг потенциальных изготовителей до одного, что является нарушением Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Требования к массе, габаритам, материалу корпуса и размещению в нем электрических элементов не установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации. Тем самым заказчик, устанавливая требования к данным показателям светильников, не нарушает требований Закона о контрактной системе.
Кроме того, при составлении требований к массогабаритным показателям светильников заказчик исходил из необходимости светильников и элементов крепления, консолей выдерживать ветровую и снеговую нагрузку, степени изношенности консолей крепления. Существующие консоли подвержены коррозии, имеют износ до 25% (толщина стенок меньше своих первоначальных значений). Использование более легких светильников позволит продлить срок службы консолей, уменьшить периодичность их замены.
По общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны, таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Согласно пояснениям Заказчика, Заказчик в условиях ограниченного времени, запросил у производителя светотехнического оборудования ООО "Дом Электрики" (ИНН 0277947433) информацию о имеющейся у него линейки оборудования соответствующего ТЗ. В ответ на данный запрос был получен ответ от "16" ноября 2021 года N09 (см. Приложение - Письмо ООО "Дом Электрики"). В вышеуказанном ответе производитель подтверждает наличие такого оборудования. Стоит отметить, что указанное оборудование входит в единый реестр Российской радиоэлектронной продукции (в соответствии с Постановлением Правительства N878).
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявитель, документы, доказательства обоснованности довода не представил.
Довод признается необоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что требование об одинаковых размерах светильников некорректно.
В приложении N 3 к разделу Конкурсной документации "Техническое задание" Заказчиком установлено требование об одинаковом размере светильников типов 1-6. Для светильников типов 1-6 установлены следующие размеры: не более 95420
220 мм.
Между тем, для светильника типа-3 данные размеры установлены в столбце с названием "Значение показателя товара, при определении которого участником закупки могут не использоваться точные цифровые или иные параметры", в то время как для всех остальных типов 1-6 показатели размера установлены строгие параметры в столбце таблицы "Значение показателя товара, при определении которого участником закупки используются только точные цифровые или иные параметры".
Таким образом, с одной стороны заказчик требует одинакового размера светильников типов 1-6, а с другой - позволяет "отступить" от размеров светильника типа-3, что вводит в заблуждение участников закупки.
Следовательно, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
Довод признается обоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что не правомерное применение Приказа Министерства энергетики РФ от 4 февраля 2016 г. N 67 "Об утверждении методики определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности" при определении размера потребления электроэнергии в базовом периоде.
На заседании комиссии было установлено, что Заказчик при формировании документации Закупки вынужден исходить из некоторых внешних факторов, влияющих на объект энергосервиса (уличное (наружное) освещение Демского района ГО г. Уфа РБ) на которые он (Заказчик) не может оказать какого-либо влияния. Одним из таких факторов является годовой график работы системы уличного освещения г. Уфа в базовом периоде (2020год) (далее - График). График согласован Управлением коммунального хозяйства благоустройства Администрации городского округа города УФА РБ и утвержден Первым заместителем Главы Администрации, что подтверждается опубликованным в составе документации Графиком.
Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2021 г. N 815 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что обязательно применение СП 52.13330.2016 "СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение". Разделы 4 (за исключением пунктов 4.5 - 4.7), 5 (за исключением пунктов 5.1, 5.2, 5.12 - 5.15), 6 (за исключением пунктов 6.2, 6.8), 7 (пункты 7.1.2, 7.1.3, 7.2.5, 7.2.7 - 7.2.10, 7.3.2, 7.3.3, 7.3.7, 7.4.1 -7.4.3, 7.5.1 (за исключением подпунктов 7.5.1.1, 7.5.1.6, 7.5.1.10 - 7.5.1.12, 7.5.1.16), 7.5.2 (за исключением подпунктов 7.5.2.1, 7.5.2.4), 7.5.3 (за исключением подпунктов 7.5.3.8, 7.5.3.12, 7.5.3.13, 7.5.3.20 - 7.5.3.23), 7.5.4 (за исключением подпунктов 7.5.4.3 - 7.5.4.6), 7.5.5 (за исключением подпункта 7.5.5.4), 7.5.8, 7.6.1 - 7.6.10, 7.6.12, 7.7.1 - 7.8.1), приложение Л.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявитель, документы, доказательства обоснованности довода не представил.
Довод признается необоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что расчет НМЦК составлен некорректно.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля (надзора), в том числе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд федеральный орган исполнительной власти рассматривает жалобы, а также осуществляет внеплановые проверки на основании поступившей информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок заказчиком, уполномоченным органом, уполномоченным учреждением, специализированной организацией, комиссией по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Порядок подачи обращений с признаками нарушения подконтрольными лицами положений Закона о контрактной системе и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок определен главой 6 настоящего Закона.
В силу положений ч.3, ч.4 ст.99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок осуществляет контроль за процедурой определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в пределах наделенной законодателем компетенции.
В соответствии с положениями ч.8 ст.99 Закона о контрактной системе, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль, в том числе за обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта, соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
Таким образом, Башкортостанское УФАС России не имеет правовых оснований для проведения проверочных мероприятий в отношении формирования начальной (максимальной) цены контракта. Органом, осуществляющим контроль в соответствии с положениями ч.8 ст.99 Закона о контрактной системе, на территории Республики Башкортостан для заказчиков субъекта Российской Федерации является Министерство финансов Республики Башкортостан.
Заявитель в жалобе указывает, что климатическое исполнение поставляемых световых приборов типа 1 - 10 и Максимальная температура эксплуатации поставляемых световых приборов типа 1 - 8, выше нормированных показателей.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В приложении N 3 к разделу Конкурсной документации "Техническое задание" Заказчиком установлены требования:
- к световым приборам типа 1 - 10: вид климатического исполнения, согласно ГОСТ 15150-69 - УХЛ 1,
- к световым приборам типа 1 - 8: Максимальная температура эксплуатации - не уже от -60 до +40,
Между тем, в таблице 2 Приложения 11 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ГОСТа 15150-69 показатель по виду климатического исполнения должен быть У1,
Согласно ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ СТРОИТЕЛЬНЫМ НОРМАМ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН. СТРОИТЕЛЬНОЙ КЛИМАТОЛОГИИ ТСН 23-357-2004 РБ Таблица 1. КЛИМАТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ХОЛОДНОГО ПЕРИОДА ГОДА и Таблица 2. КЛИМАТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ТЕПЛОГО ПЕРИОДА ГОДА
Следовательно:
- к световым приборам типа 1 - 10: вид климатического исполнения, согласно ГОСТ 15150-69 - должен быть У1, в зависимости от типа местности, где данный светильник установлен,
- к световым приборам типа 1 - 8: максимальная температура эксплуатации - должна быть от -40 до +40, в зависимости от типа местности, где данный светильник установлен.
В документации заказчика указанно ненадлежащее надуманное обоснование, так как отсутствуют ссылки на правовые акты, правила или аналогичные документы, которые свидетельствуют о необходимости установления данного параметра.
Следовательно, в действиях Заказчика установлено нарушение п.2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Довод признается обоснованным.
Жалоба признается частично-обоснованной.
Выявленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Центр современных энергосберегающих технологий" частично-обоснованной.
2. В действиях Заказчика установлено нарушение ч. 3 ст. 7, п.2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Комиссии, Заказчику выдать предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Башкортостанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 18 ноября 2021 г. N ТО002/06/105-2269/2021 (ключевые темы: условные обозначения - стандартизация - техническое задание - сп 52.13330.2016 - техническое регулирование)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.11.2021