Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ленинградской области "Лужская межрайонная больница":
в отсутствие представителей Заявителя - ООО "Энзовин Нутришн", извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 13503 от 11.11.2021) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку в 2022 году специализированной пищевой продукции.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 28.10.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 543 000,00 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения документации об электронном аукционе.
Представитель Заказчика возражал против доводов Заявителя, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При этом в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно доводам жалобы Заявитель указывает, что согласно Техническому заданию документации об электронном аукционе в описании объекта закупки Заказчиком требуются к поставке несколько позиций с отсутствием обоснований требований на одну из данных позиций, а именно, отсутствуют обоснования требований потребности Заказчика в витаминно-минеральном комплексе, как части позиций объекта Закупки.
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушены требования Закона о контрактной системе в части установления отличные от КТРУ и ОКПД2, дополнительных избыточных требований к товару, а также установление ограничения конкуренции и создание преимущественных условий для конкретного участника, а именно, для Нутримикстура.
Представитель Заказчика пояснил, что ГОСТ Р 58040-2017 "Комплексы витаминно-минеральные. Общие технические условия" утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 декабря 2017 г. N 2094-ст в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации", то есть является документом, разработанным и применяемым в национальной системе стандартизации, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Установление в аукционной документации требования о том, что объект закупки Витаминно-Минеральный Комплекс (ВМК) должен соответствовать ГОСТу Р 58040-2017, полностью отвечает требованиям пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Национальный стандарт ГОСТ Р 58040-2017 "Комплексы витаминно-минеральные. Общие технические условия" распространяется на витаминно-минеральные комплексы (далее - ВМК) - ВМК премиксы, предназначенные для использования в пищевой промышленности для обогащения пищевой продукции массового потребления, при производстве функциональных и специализированных пищевых продуктов и биологически активных добавок к пище, а также ВМК, готовые к употреблению, предназначенные для непосредственного употребления в качестве биологически активных добавок к пище или в качестве компонента приготовления готовых блюд диетического профилактического и диетического лечебного питания для различных категорий населения (детей, беременных, кормящих женщин, лиц пожилого возраста, спортсменов, пациентов медицинских организаций, потребителей услуг социальных учреждений, работающих во вредных и особо вредных условиях и в организованных коллективах и др.) и содержит технические требования к конкретным характеристикам, в том числе к органолептическим показателям (п. 5.2.1) и к содержанию витаминов и/или минеральных веществ в суточной порции ВМК (п. 5.2.2).
В частности, в отношении ВМК, готовых к употреблению, для обогащения блюд диетического лечебного и диетического профилактического питания в медицинских организациях, ГОСТ Р 58040-2017 устанавливает следующее требование к содержанию витаминов и/или минеральных веществ в суточной порции ВМК: "не менее чем 50% и не более чем 100% от нормы физиологической потребности в конкретном компоненте" согласно Методических Рекомендаций 2.3.1.2432-08 "Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации", в том числе по ГОСТ Р 57106".
Соответственно, ГОСТ Р 57106-2016 не является единственным документом, в соответствии с которым могут производиться ВМК для обогащения блюд диетического лечебного и диетического профилактического питания, а распространяется на ВМК конкретного состава.
Более того в системе Национальной стандартизации РФ не существует такого понятия как "ссылочный ГОСТ" и/или "сопутствующий ГОСТ". Таким образом заказчик при описании своих потребностей на ВМК в аукционной документации использовал именно ГОСТ Р 58040-2017 без какой либо "отсылки" к ГОСТу Р 57106-2016.
При этом ГОСТ Р 58040-2017 не устанавливает конкретных требований к составу ВМК, что также нашло отражение в техническом задании заказчика - полного конкретного состава витаминов и минералов в техническом задании заказчика не устанавливалось. Но при этом в соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчиком дано обоснование тех конкретных требований к ВМК установленных им и являющихся значимыми относительно потребности заказчика в ВМК, а именно:
** Соответствие ГОСТ указано для обеспечения качества и безопасности продукции для обеспечения лечебного питания.
Требования к витаминно-минеральному составу ВМК установлены на основании данных, полученных в результате многочисленных исследований обеспеченности пациентов витаминами и минеральными веществами, и учитывает дефицит основных элементов у большого количества пациентов в РФ, в том числе, в том числе витаминов: А, D3, витаминов группы В, Е, С, и др.
В готовых блюдах не должно быть темных нерастворимых вкраплений при добавление в них ВМК, которые могут менять внешний вид готового блюда и негативно сказываться на восприятии готовых блюд пациентами, ВМК не должен влиять на изменение органолептических свойств готового блюда в том числе на вкус и на цвет.
Таким образом, требования пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком при описании объекта закупки соблюдены полностью.
Заказчик в Описании объекта закупки, Наименовании товара, Требованиях к значениям показателей (характеристик) товара Технического задания электронного аукциона, позволяющие определить соответствие потребностям заказчика, указывает на то, что к поставке требуется именно: Специализированный пищевой продукт диетического лечебного и диетического профилактического питания - Витаминно-минеральный комплекс (ВМК), который предназначен для применения у взрослых и детей с 3х лет в качестве компонента для приготовления готовых блюд в составе диет лечебного питания с целью восполнения недостатка витаминов и минеральных веществ в медицинских организациях и в учреждениях социального обслуживания,
Представитель Заказчика также пояснил, что Заказчик формирует техническое задание в соответствии с собственными потребностями, учитывая требования Закона о контрактной системе.
Заказчик является медицинской организацией и в своей деятельности в первую очередь руководствуется принципами охраны здоровья, закрепленными Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Одним из таких принципов является качество медицинской помощи.
Закон о контрактной системе также не предусматривает определение поставщика (подрядчика, исполнителя) только при условии наличия более чем одного производителя (подрядчика, исполнителя) товара, работы, услуги, необходимых заказчику.
Заказчику не известно, товар какой марки или производителя ему будет поставлен. Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставки товара с указанными характеристиками и в заявленном объеме не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц и норм закона. Отслеживание межкорпоративных и технологических связей производителей и поставщиков не входит в обязанности Заказчика.
Требования Закона о контрактной системе в части обеспечения конкурентной среды при осуществления закупок направлены на обеспечение конкуренции не между товарами, работами, услугами и не между производителями товаров, а между участниками определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при этом основной задачей этих норм является не столько обеспечение максимально широкого круга участников определения поставщика (подрядчика, исполнителя), сколько выявление в результате этого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом ему товаре.
При этом действующее законодательство не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности.
Комиссией установлено, что согласно Определению Верховного суда Российской Федерации от 18.11.2019 N 307-ЭС19-12629 контролирующий орган при применении Закона о контрактной системе должен учитывать принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования).
Следовательно, закрепленный в статье 8 Закона о контрактной системе принцип обеспечения конкуренции (создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок), равно как и корреспондирующие этому принципу специальные положения Закона о контрактной системе, устанавливающие запрет на ограничение количества участников закупочных процедур (доступа к участию в этих процедурах), должны применяться таким образом, чтобы контрактная система способствовала удовлетворению государственных (муниципальных) нужд, обеспечивала экономность и результативность соответствующих бюджетных ассигнований и не приводила к созданию условий для длительного неудовлетворения государственных (муниципальных) нужд, ущемлению прав и законных интересов граждан - жителей соответствующих публично-правовых образований, в интересах которых осуществляются расходы бюджетов.
Механизм защиты прав участников закупки путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Закона о контрактной системе, в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения вышеуказанных публичных интересов других лиц.
Согласно положениям части 2.1,3 статьи 10, части 2 статьи 22, части 2 статьи 34, части 1 статьи 41,6, статьи 43 Закона о контрактной системе Заказчику предоставлено право самостоятельно принимать решение о способе определения поставщиков, с предоставленным правом формирования лотов, определять содержание объекта закупки, предъявлять к нему требования в соответствии с собственными потребностями, определять объемы и достаточность критериев его индивидуализации.
Кроме того, объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, следовательно, принять участие в данной закупке может любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, дилеры, дистрибьютеры, поставщики, производители, готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе удовлетворяющий потребности заказчика.
Заявитель не приводит конкретных аргументов, в которых установлены ненадлежащие требования документации, препятствующие участию или заполнению заявки.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика не усматриваются нарушения Закона о контрактной системе, при этом доказательств того, что требования к товаров установлены с нарушением требований Закона о контрактной системе в материалы дела не представлено.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Энзовин Нутришн" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 17 ноября 2021 г. N 047/06/64-2417/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.11.2021