Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "КРУГ ПЛЮС" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Администрации городского округа Истра Московской области (далее - Заказчик), Муниципального казенного учреждения городского округа Электросталь Московской области "Центр закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер"(далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по содержанию и приведению в нормативное состояние элементов улично-дорожной сети, включая парковки, тротуары и подъезды к жилым домам, расположенных на территории городского округа Истра, д. Черная (извещение N 0848300048221000857 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившим Конкурсную документацию в противоречие положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) начальная (максимальная) цена контракта - 26 902 460,67 руб.;
2) дата окончания подачи заявок - 16.11.2021;
3) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки, признанные соответствующими требованиям Конкурсной документации;
4) по итогам рассмотрения вторых частей, заявки 2 участников закупки признаны соответствующими требованиям Конкурсной документации.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с пунктом 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
1) В Критериях оценки заявок участников закупки по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" установлено, в том числе следующее:
"Под работами сопоставимого объема понимаются работы по исполненному контракту/договору, стоимость которого составляет не менее 100 % от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится закупка".
Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" ограничивает возможность участникам закупки получить максимальное количество баллов, поскольку установление условия о том, что к оценке принимаются контракты (договоры), стоимость которых составляет не менее 100% от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится закупки, не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Кроме того, в Критериях оценки заявок участников закупки по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" установлено, в том числе следующее:
"Заказчиком будет оцениваться опыт участника (суммарный объем выполненных работ, исчисляемый в рублях) по выполнению работ сопоставимого характера и объема, по исполненным участником контрактам/договорам, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и/или Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за последние пять лет, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящей закупке".
При этом, Комиссия приходит к выводу, что установление условия о том, что Конкурсной комиссией будет оцениваться опыт участника по выполнению работ сопоставимого характера и объема, по исполненным участником контрактам/договорам, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и/или Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", вводит участников закупки в заблуждение в отношении контрактов (договоров), принимаемых к оценке, и может применяться Конкурсной комиссией по своему усмотрению и не в равной степени ко всем участникам закупки.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2) В Критериях оценки заявок участников закупки по показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг" (далее - "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами") установлено, в том числе следующее:
"Оценке подлежат оборудование и материально-технические ресурсы (установленные исходя из состава работ), необходимые для выполнения работ, имеющееся у участника закупки в собственности или на ином законном основании (аренда, лизинг).
Перечень оборудования и материально-технических ресурсов, необходимых для выполнения работ, с указанием их характеристик, находящихся в собственности или на ином законном основании (аренда, лизинг) представлен в Таблице N 1:
Таблица N 1
N пп |
Наименование оборудования и материально-технических ресурсов |
Требования Заказчика к характеристикам оборудования и материально-технических ресурсов, необходимых для выполнения работ (при наличии) |
1 |
Самосвал |
объем кузова не менее 16 м3 |
2 |
Комбинированная дорожная машина |
Навесное оборудование: - щеточное оборудование - пескоразбрасывающее оборудование - городской отвал |
3 |
Поливомоечная машина |
Объем цистерны не менее 6000 л |
4 |
Автопогрузчик |
Грузоподъемность не менее 5 т |
5 |
Автомобили бортовые, |
грузоподъемность до 5 т |
6 |
Каток дорожный самоходный |
Технически допустимая масса не менее 4 т |
7 |
Кран на автомобильном ходу при работе на других видах строительства |
Грузоподъемность не менее 10 т |
8 |
Многоцелевой телескопический подъемник с поворотной башней с платформой для людей и возможностью присоединения дополнительного гидравлического оборудования |
Вылет стрелы не менее 22 м |
9 |
Мини-погрузчик на колесном ходу с бортовым поворотом |
мощность не менее 53 кВт Навесное оборудование: - фреза дорожная |
10 |
Трактор Беларус 82.1 или эквивалент |
Навесное оборудование: - щеточное оборудование - городской отвал - скалыватель льда различных конструкций |
11 |
Мульчер-косилка манипуляторная автономная с гидравлическим управлением на базе трактора |
мощностью не менее 60т кВт (81,6 л.с.) |
12 |
Измельчитель веток Иветта или эквивалент на базе трактора Беларус 82.1 или эквивалент |
- |
13 |
Бульдозер |
мощностью не менее 79 кВт (108 л.с.) |
14 |
Экскаватор-планировщик одноковшовый дизельный на колесном ходу |
объем ковша не менее 0,6 м3 |
В рамках показателя оценивается количество имеющихся у участника закупки собственных или арендованных единиц технологического оборудования и производственных мощностей (Техники), сведения о которых указаны в форме "обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг" (приложение 2 к данным критериям оценки).
Наличие указанных единиц технологического оборудования и производственных мощностей, находящихся в собственности участника, подтверждается путем предоставления:
копий инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6, копиями паспортов транспортных средств (ПТС) и/или свидетельств о регистрации транспортных средств (СТС) (если получение ПТС и/или СТС на данный вид техники не предусмотрено законодательством РФ, паспорт самоходной машины (ПСМ), выписка из электронного паспорта, выданная уполномоченным органом), копии договора (договоров), направленного (-ых) на получение данных посредством систем спутникового мониторинга техники с использованием технологий ГЛОНАСС/GPS;
Наличие указанных единиц технологического оборудования и производственных мощностей, находящихся в аренде или лизинге, подтверждается путем предоставления:
копии договора аренды (финансовой аренды) оборудования и транспортных средств с актом передачи оборудования и транспортных средств по данному договору, копиями паспортов транспортных средств и/или копиями свидетельств о регистрации транспортных средств, а также копии договора (договоров), направленного (-ых) на получение данных посредством систем спутникового мониторинга техники с использованием технологий ГЛОНАСС/GPS.
К оценке принимаются сведения о собственных или арендованных производственных мощностях, технологическом оборудовании, сведения о которых указаны в Приложении к заявке на участие в закупке (приложение 2 к данным критериям оценки), право владения которыми подтверждено установленными документами, а также по транспортным средствам запись о типе транспортного средства в копии паспорта транспортного средства и/или свидетельства о регистрации транспортного средства соответствует перечню типов транспортных средств, установленному для данного показателя оценки.
В случае если сведения, содержащиеся в Приложении к заявке на участие в закупке (приложение 2 к данным критериям оценки), не соответствуют сведениям, содержащимся в документах, представленных в качестве подтверждения наличия единиц технологического оборудования и производственных мощностей, единицы технологического оборудования и производственных мощностей к оценке не принимаются".
При этом, изучив установленный порядок оценки, Комиссия приходит к выводу о том, что установление требований Заказчика к характеристикам оборудования и материально-технических ресурсов, необходимых для выполнения работ, в рамках по показателя "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами" является неправомерным, поскольку не является надлежащим подтверждением наличия или отсутствия у участника закупки материально-технических ресурсов, а также не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по контракту, заключаемому по результатам закупки.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Кроме того, Комиссия приходит к выводу о том, что установление условия о предоставлении копии договора (договоров), направленного (-ых) на получение данных посредством систем спутникового мониторинга техники с использованием технологий ГЛОНАСС/GPS приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки, что противоречит нормам Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3) В Критериях оценки заявок участников закупки установлены следующие формулы расчета присуждаемых баллов:
".1.1 Показатель "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема"
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется каждым членом комиссии по формуле: (показателю):
НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя;
Кi - предложение участника закупки по показателю, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение по показателю, из предложений по показателю критерия оценки, сделанных участниками закупки.
Рейтинг заявки (предложения) по критерию оценки - это оценка в баллах, полученная участником закупки по результатам оценки по критерию оценки с учетом коэффициента значимости критерия оценки.
2.1.2 Показатель "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг".
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется каждым членом комиссии по формуле: (показателю):
НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя;
Кi - предложение участника закупки по показателю, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение по показателю, из предложений по показателю критерия оценки, сделанных участниками закупки.
Рейтинг заявки (предложения) по критерию оценки - это оценка в баллах, полученная участником закупки по результатам оценки по критерию оценки с учетом коэффициента значимости критерия оценки.
Расчет итогового рейтинга:
Для расчета рейтинга по заявке количество баллов, присуждаемых этой заявке по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (РНЦБi) умножается на соответствующую указанному критерию значимость (ЗКНЦБ=40):
РНЦБi = НЦБi х ЗКНЦБ/100
Для оценки заявки осуществляется расчет итогового рейтинга (ИРi) по каждой заявке. Итоговый рейтинг заявки вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки:
ИРi = РЦБi + РНЦБi".
При этом, Комиссия приходит к выводу о том, что установление формулы расчета итогового рейтинга подобны образом вводит участников закупки в заблуждение, противоречит Правилам и требованиям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, представитель Заказчика на заседании Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым: "Заказчик с доводами жалобы согласен".
Кроме того, изучив заявки участников закупки, представленные на заседании Комиссии Оператором электронной площадки, Комиссией установлено, что в составе заявки участника закупки "110863123" не представлено документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работ сопоставимого характера, а также наличие материально-технических ресурсов в соответствии Критериями оценки заявок участников закупки.
Также, согласно письменным пояснениям Заказчика: "При рассмотрении вторых частей заявок участников по конкурсу N 0848300048221000857 Комиссия заказчика, уполномоченного учреждения не учитывала неправомерно установленные условия порядка оценки заявок. Кроме того, Комиссией Заказчика, уполномоченного учреждения к оценке приняты все документы и сведения, представленные участниками закупки по нестоимостным показателям порядка оценки заявок".
Таким образом, изучив документы и сведения, представленные на заседании Комиссии представителем Заказчика, Комиссия приходит к выводу, что выявленные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "КРУГ ПЛЮС" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Уполномоченному учреждению, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела от 23.11.2021 N 050/06/45701эп/2021 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 23 ноября 2021 г. N 050/06/45701эп/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.11.2021