Резолютивная часть решения объявлена 19.11.2021 г.
Решение в полном объеме изготовлено 24.11.2021 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: "_" - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
"_" - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"_" - специалист I разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти.
При участии в рассмотрении обращения:
от Общества с ограниченной ответственностью "Атлант" (далее - ООО "Атлант"):
"_" действующий на основании доверенности от 19.11.2021 года б/н,
- "_" действующий на основании доверенности от 01.11.2021 года б/н,
- "_" действующий на основании доверенности от 18.11.2021 года б/н,
в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя муниципального заказчика - Администрации городского поселения город Чадан Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва,
рассмотрев обращение (вх. N 5191 от 12.11.2021 года) Администрации городского поселения город Чадан Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Атлант" (667005, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кочетова, кв. 164 А, помещение 43, ИНН: 1701063071, ОГРН: 1191719000989, КПП: 170101001, дата регистрации юридического лица: 09.08.2019 года), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N б/н от 06.10.2020 года, заключенного по итогам электронного аукциона N 0312300024920000006 "Ремонт проезжей части улицы Чургуй-оола в г. Чадан" и проведя внеплановую документарную проверку электронного аукциона N 0312300024920000006 на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия Тывинского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Обращение подготовлено в соответствии с требованиями статьи 104 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", в связи с чем принято к рассмотрению.
Кроме того, на основании приказа Тывинского УФАС России от 16.11.2021 года N 382 в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе назначено проведение внеплановой документарной проверки электронного аукциона N 0312300024920000006.
На заседании Комиссии Тывинского УФАС России представители ООО "Атлант" пояснили, что в связи с отсутствием финансирования выполнение работ было приостановлено, а также заказчиком нарушена процедура расторжения контракта, поскольку обществом не получено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Рассмотрев обращение и иные материалы дела N 017/06/104-61/2021, а также выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Муниципальным заказчиком - Администрацией городского поселения город Чадан Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва в Единой информационной системе в сфере закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 14.08.2020 года размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0312300024920000006 "Ремонт проезжей части улицы Чургуй-оола в г. Чадан", начальная (максимальная) цена контракта - 32 508 370,00 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0312300024920000006 от 19.09.2020 года на момент окончания срока подачи заявок было подано 2 заявки, которые аукционной комиссией были допущены к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона N 0312300024920000006 от 22.09.2020 года наименьшее ценовое предложение представлено участником закупки под N 108234340 в размере 32 183 880,30 рублей, от участника закупки под N 108214477 поступило ценовое предложение в размере 32 346 425,15 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона N 0312300024920000006 от 22.09.2020 года все заявки участников закупки признаны аукционной комиссией, соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе и законодательства о контрактной системе, победителем признана заявка участника закупки N 108234340 (ООО "Атлант").
06.10.2020 года между Администрацией городского поселения город Чадан Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва и ООО "Атлант" заключен контракт N б/н на выполнение работ по ремонту проезжей части улицы Чургуй-оола в г. Чадан.
На основании письма ООО "Атлант" о переносе срока окончания работ в связи с минусовой температурой воздуха, между муниципальным заказчиком - Администрацией городского поселения город Чадан Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва и ООО "Атлант" заключено дополнительное соглашение N 4 от 31.03.2021 года, которым срок выполнения работ продлен до 01.10.2021 года.
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 11.3 муниципального контракта б/н от 06.10.2020 года "расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта".
В силу пункта 11.3.1 муниципального контракта б/н от 06.10.2020 года "расторжение Контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения настоящего Контракта допускается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством и законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе:
- если в ходе исполнения Контракта установлено, что Подрядчик не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или выполняет Работы настолько медленно, что окончание их к установленному сроку становится явно невозможным (п.2 ст.715 ГК РФ);
- если Подрядчик в назначенный заказчиком срок не устранил выявленные недостатки Работ (п.3 ст.715 ГК РФ);
- если отступления в Работе от условий Контракта или иные недостатки результата Работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми (п.3 ст.723 ГК РФ);
- если Подрядчик, чье членство в СРО обязательно, будет исключен из нее (п. 3 ст. 450.1 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
- по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, включая ст.717 Гражданского кодекса Российской Федерации, но не ограничиваясь указанным".
Порядок расторжения контракта предусмотрен статьей 95 Закона о контрактной системе.
На основании части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Следовательно, у исполнителя в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления о принятом решении есть возможность устранить нарушения условий контракта и предпринять действия по его исполнению.
Как следует из представленных в материалы дела документов, решение муниципального заказчика об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта б/н от 06.10.2020 года принято 10.10.2021 год и размещено в ЕИС 29.10.2021 года, то есть с нарушением установленного частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе срока.
Кроме того, заказчиком в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие направление указанного решения в адрес ООО "Атлант", а также доказательства получения обществом решения от 10.10.2021 года об одностороннем отказе от исполнения контракта б/н от 06.10.2021.
Таким образом, в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 10.10.2021 года по состоянию на 19.11.2021 года в законную силу не вступило.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Таким образом, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках), то есть, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является, фактически, мерой юридической ответственности, влекущей за собой негативные последствия - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (исполнителе, подрядчике), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие подрыв деловой репутации.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В свою очередь, ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.
Кроме того, в силу пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
С учетом изложенного следует различать неисполнение контракта, как нарушение гражданско-правовых обязательств в результате обычной хозяйственной деятельности, от нарушений гражданско-правовых обязательств в результате недобросовестного поведения поставщика (подрядчика, исполнителя), злоупотребления им правами.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России основанием для принятия муниципальным заказчиком решения от 10.10.2021 года об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта б/н от 06.10.2020 года является ненадлежащее исполнение контракта в части невыполнения обязательств в установленный срок.
При этом, заказчиком доказательства, подтверждающие ненадлежащее исполнение ООО "Атлант" условий контракта б/н от 06.10.2020 года в материалы дела не представлены.
В свою очередь, в полномочия антимонопольного органа не входит обязанность собирать доказательства позиции одной из сторон контракта.
Таким образом, материалами дела не подтверждается факт совершения Исполнителем недобросовестных действий по умышленному уклонению от исполнения обязательств по муниципальному контракту как то понимается в статье 10 Гражданского кодекса РФ, и которая запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку материалы дела не содержат доказательств, что Общество осуществляло свои гражданские права связанные с исполнением контракта исключительно с намерением причинить вред Заказчику, либо действовало в обход закона с противоправной целью, либо заведомо недобросовестно осуществляло гражданские права (злоупотребление правом).
На основании изложенного муниципальным заказчиком - Администрацией городского поселения город Чадан Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва в нарушение частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, принято необоснованное решение об одностороннем отказе от исполнения обязательств по муниципальному контракту б/н от 06.10.2020 года.
Кроме того, по результатам проведенной внеплановой документарной проверки электронного аукциона N 0312300024920000006 "Ремонт проезжей части улицы Чургуй-оола в г. Чадан" Комиссией Тывинского УФАС России установлено следующее:
В силу части 1 статьи 103 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр контрактов). В реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктами 4 и 5 (за исключением контрактов, заключенных в соответствии с частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), пунктами 23, 42, 44, 45, пунктом 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) и пунктом 52 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.
Пунктом 11 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в реестр контрактов включаются в том числе информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения.
Согласно части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 настоящей статьи и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
С учетом изложенных положений статьи 103 Закона о контрактной системе во взаимосвязи с требованиями частей 12, 13 статьи 95 Закона о контрактной системе следует, что информация о расторжении контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта включается в реестр контрактов в течение 5 рабочих дней со дня вступления решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в законную силу.
Как было указанно выше, решение заказчика от 10.10.2021 года об одностороннем отказе от исполнения обязательств по муниципальному контракту б/н от 06.10.2020 года в законную силу не вступило.
В свою очередь, согласно информации, размещённой в ЕИС в разделе "Реестр контрактов", заказчик разметил информацию о расторжении контракта от 06.10.2020 года б/н, что является нарушением части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе
Указанные выше действия Администрации городского поселения город Чадан Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, Комиссия Тывинского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Администрацией городского поселения город Чадан Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва в отношении Общества с ограниченной ответственностью "АТЛАНТ" (667005, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кочетова, дом 164 А, помещение 43, ИНН: 1701063071, ОГРН: 1191719000989, КПП: 170101001, дата регистрации юридического лица: 09.08.2019 года), его генерального директора и учредителя Иргит Алены Сергеевны ИНН: 170106418388, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N б/н от 06.10.2020 года, заключенного по итогам электронного аукциона N 0312300024920000006 на выполнение работ по ремонту проезжей части улицы Чургуй-оола в г. Чадан, в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установить в действиях заказчика - Администрацией городского поселения город Чадан Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва:
2.1.1. нарушение частей 8 и 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере товара, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части необоснованного принятия решения об одностороннем отказе от исполнения обязательств по муниципальному контракту б/н от 06.10.2020 года;
2.1.2. нарушение части 12 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере товара, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части нарушения срока размещения решения от 10.10.2021 года об одностороннем отказе от исполнения контракта б/н от 06.10.2020 года N в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru;
2.1.3. нарушение части 3 статьи 103 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере товара, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части неправомерного включения информации о расторжении контракта от 06.10.2020 года N б/н в реестр контрактов.
3. Выдать муниципальному заказчику - Администрации городского поселения город Чадан Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела N 017/06/104-61/2021 уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновного должностного лица.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
"_"
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 24 ноября 2021 г. N 017/06/104-61/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.11.2021