Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Р.С. Айвазяна,
членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Крымского УФАС России Э.С. Велиляевой,
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.А. Кочетовой,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕПАРТАМЕНТ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИИ И МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗАКАЗА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ (далее - Уполномоченное учреждение) - Зелинский Д.Н. (по доверенности),
- МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГОРОД" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ (далее - Заказчик) - Л.В. Васильева (по доверенности),
- ООО "ДСТ-Волга" (далее - Заявитель) - Юкланов И.В. (по доверенности),
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Поставка Минипогрузчиков АНТ-1000" (извещение N0875300029421000457) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласилась с доводами Заявителя и сообщила, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Согласно доводам жалобы "Заказчиком установлены требования, влекущие за собой ограничение количества участников закупки, а именно, установлены технические характеристики закупаемого товара, соответствующие только одному производителю и модели техники - "АНТ-1000". Просим обратить внимание, что Заказчиком в техническом задании (описании объекта закупки) нет слова "или эквивалент", что является нарушением требований. 1 ч. 1 ст. 33 ФЗ-44 и ограничением конкуренции".
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Исходя из буквального толкования и смысла вышеуказанных норм, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении закупки.
Согласно возражениям Заказчика МКУ "Департамент городского хозяйства администрации города Симферополя Республики Крым" Дополнительным соглашением N16 от 13.10.2021 к соглашению N1 от 16.12.2020 "О порядке и условиях предоставления субсидий из бюджета муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым" МБУ "ГОРОД" выделены средства на приобретение минипогрузчиков АНТ-1000. Приобретение других минипогрузчиков данным распоряжением не предусмотрено. Также Заказчик указал, что с 2018 года МБУ "ГОРОД" имеет на балансе восемь минипогрузчиков АНТ-1000, для бесперебойной работы которых в период с 2018 по 2021 г. было приобретено различное навесное оборудование (отвалы, щетки), рекомендованное производителем, а также сформирован склад запасных частей и расходных материалов.
Между тем, в представленном Дополнительным соглашением N16 от 13.10.2021 не указано, какая именно модель минипогрузчика предлагается к закупке, а лишь задекларировано о выделении 23 949 234,00 руб. на приобретение дополнительной техники для санитарного содержания объектов улично-дорожной сети города. Предоставленный Заказчиком перечень-приложение к данному соглашению не содержит указание, что он является приложением к данному соглашению, печати и подписи. При этом согласно письму МБУ "ГОРОД" N2082/1/05-01 от 24.09.2021 "Обоснования приобретения транспорта МБУ "ГОРОД" в адрес МКУ "Департамент городского хозяйства администрации города Симферополя Республики Крым", перечень дополнительной техники и расчет НМЦК были предоставлены Заказчиком. Таким образом, довод об утверждении закупки минипогрузчиков АНТ-1000 на основании Дополнительного соглашения N16 от 13.10.2021 Комиссия не может признать обоснованным.
Также Заказчиком не представлено доказательств, что имеющееся навесное оборудование не подлежит применению для иных марок минипогрузчиков, наличию обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, которые позволяют заказчиком указывать конкретные модели и товарные знаки оборудования без возможности поставки эквивалентного товара.
Также в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Между тем, по отдельным характеристикам Заказчиком не установлены максимальные и минимальные значения показателей (мощность, емкость, количество цилиндров, рабочий объем и т.д.).
В результате анализа представленных материалов, пояснений Сторон и документации о Закупке, Комиссия приходит к выводу о несоблюдении Заказчиком пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, что влечет нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.
Кроме того, на основании подпункта б) пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Документация о Закупке содержит и требование о предоставлении товара с конкретным товарным знаком (АНТ-1000), и конкретных показателей.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации о закупке излишние требования к составу первой части заявки на участие в закупке, нарушают часть 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Также Заявитель указывает, что в документации установлено следующее условие: "поставка Товара Заказчику осуществляется одной партией в течение 20 (двадцати) рабочих дней с момента подачи заявки", что, по мнению Заявителя, является нарушением ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе, так как срок поставки товара может исчисляется в днях с даты заключения договора поставки, но никак не с "момента подачи заявки". Под "заявкой" Заявитель имеет в виду заявку на участие в закупке.
Заказчиком по данному доводу были даны пояснения, что под заявкой в данном случае подразумевается заявка, направляемая Заказчиком поставщику после заключения контракта.
Комиссия считает необходимым отметить, что в соответствии с нормами Закона о контрактной системе и гражданского законодательства, обязательства по контракту начинают действовать не ранее заключения такого контракта.
Довод жалобы Заявителя признается необоснованным.
В случае возникновения вопросов по содержанию положений документации о закупке в соответствии с положениями статьи 65 Закона о контрактной системе участники имеют право подать запрос на разъяснений таких положений документации. По данной Закупке запросов о даче разъяснений положений документации не поступало.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 64, часть 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Р.С. Айвазян
Члены Комиссии: Т.А. Кочетова
Э.С. Велиляева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 23 ноября 2021 г. N 082/06/106-1854/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.11.2021