Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ИП Капкаевой Н.А. (далее - Заявитель) на действия Ставропольского краевого суда (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Ставропольского краевого суда (далее - Аукционная комиссия), ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку универсальных потолочных светодиодных светильников для нужд Ставропольского краевого суда (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0121100007621000055) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) неправомерно установившего в документации об Аукционе дополнительные характеристики к товару, не предусмотренные позициями каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
2) ненадлежащим образом сформировавшего начальную (максимальную) цену государственного контракта.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 25.11.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 29.11.2021.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 12.11.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 555 607,62 рублей;
4) источник финансирования - федеральный бюджет;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 22.11.2021;
6) на участие в Аукционе подано 10 заявок от участников закупки;
7) к участию в Аукционе допущено 8 участников закупки;
8) дата проведения Аукциона - 24.11.2021;
9) во время проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 4 участника Аукциона, которые признаны соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе;
10) победителем Аукциона признано ООО "ТК "Гиперснаб" с минимальным предложением о цене контракта - 394 481,30 рубль.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены дополнительные характеристики к товару, не предусмотренные позициями Каталога.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878) (в редакции от 28.08.2021) установлен перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Согласно пункту 4 Постановления N 878 (в редакции от 28.08.2021) ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре и реестре евразийских промышленных товаров отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр или реестр евразийских промышленных товаров, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Пунктом 5 Постановления N 878 (в редакции от 28.08.2021) установлено, что подтверждением случая, установленного пунктом 4 Постановления N 878 (в редакции от 28.08.2021), является разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выданное в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки является поставка универсальных потолочных светодиодных светильников (код ОКПД2: 27.40.25.123).
Комиссией установлено, что на момент осуществления закупки код ОКПД2 27.40.25.123 включен в Перечень.
Согласно документации об Аукционе ограничения допуска, предусмотренные Постановлением N 878 (в редакции от 28.08.2021) не установлены.
При этом подпунктом "а" пунктом 5 правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлено, что Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в Перечень, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением N 878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств
Спецификацией (приложение N 1 к техническому заданию) установлены дополнительные характеристики к поставляемому товару, не предусмотренные позицией КТРУ 27.40.25.123 "Светильник светодиодный внутреннего освещения": "Категория по ограничению яркости: 3; класс светораспределения: Р; тип рассеивателя: опаловый - должен быть выполнен из матового поликарбоната и способствовать равномерному распределению светового потока на всей поверхности светодиодной панели; драйвер совместимый со светильником; корпус светильника (светодиодной панели) должен быть выполнен из высококачественного алюминиевого сплава и обеспечивать эффективный теплоотвод; цвет корпуса: белый; габариты, длина х ширина х высота: 595-600 мм х 595-600 мм х 10-40 мм", а также указаны обоснования необходимости установления дополнительных характеристик к поставляемому товару: "Требование к габаритам и весу обусловлено необходимостью заказчикав монтаже светильников в подвесные потолки типа - "Армстронг".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что радиоэлектронная продукция, включенная в реестр и реестр евразийских промышленных товаров, по своим функциональным и техническим характеристикам не соответствует потребностям Заказчика, в связи с чем Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе установлены дополнительные характеристики к поставляемому товару, а также размещено в ЕИС обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (далее - Обоснование).
Вместе с тем размещение в ЕИС Обоснования не предусмотрено положениями Постановления N 878 (в редакции от 28.08.2021).
При этом исходя из позиции, изложенной в письме Минпромторга России от 01.10.2021 N ПГ-11-9743, Заказчику целесообразно устанавить в документации об Аукционе ограничения на допуск, предусмотренные пунктом 3 Постановления N 878.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего характеристики товаров, не предусмотренные позициями Каталога, а также не установившего в документации об Аукционе ограничения допуска, предусмотренные Постановлением N 878, нарушают часть 3 статьи 14, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом сформирована начальная (максимальная) цена государственного контракта.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 статьи 99 Закона о контрактной системе) в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Таким образом, в связи с тем, что контроль обоснованности проведения закупок осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя в отношении формирования начальной (максимальной) цены контракта не подлежит рассмотрению в рамках полномочий Комиссии.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
3. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 25 информационной карты документации об Аукционе дата начала предоставления разъяснений положений документации об Аукционе: 15.11.2021.
Вместе с тем в документации о проведении Аукциона не указана дата окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Так, в силу пункта 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе участник закупки не может принять участие в закупочной процедуре, в случае включения в реестр недобросовестных поставщиков информации об участниках (членах) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность участника закупки и об учредителях унитарного юридического лица.
Комиссией установлено, что подпунктом 11 пункта 15 информационной карты документации об Аукционе установлены следующие требования к участникам закупки: "отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица".
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего указанное требование к участникам закупки в документации об Аукционе, нарушают часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
5. Согласно пункту 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 23.11.2021 N 0121100007621000055-1 (далее - Протокол) заявки участников закупки с идентификационными номерами "110924668", "110929125" признаны не соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе по следующему основанию: "Несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, требованиям документации об аукционе (Отказ по п. 2 ч. 4 ст. 67 44-ФЗ)".
Вместе с тем в Протоколе отсутствует указание на конкретные положения документации об Аукционе, которым не соответствуют заявки участников закупки.
Учитывая изложенное, действия Аукционной комиссии нарушают пункт 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссии
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Капкаевой Н.А. обоснованной.
2. В соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе довод в отношении ненадлежащего установления начальной (максимальной) цены контракта оставить без рассмотрения.
3. Признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 14, части 1.1 статьи 31, пунктов 1, 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение пункта 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе
5. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
6. Передать материалы дела по нарушению, указанному в пункте 5 мотивировочной части решения, дела от 29.11.2021 N 28/06/105-1521/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
8 (499) 755-23-23 (088-580)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 29 ноября 2021 г. N 28/06/105-1521/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.12.2021