Резолютивная часть решения оглашена 29.11.2021.
Решение в полном объеме изготовлено 01.12.2021.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России)
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Чащиной М.Е на положения документации об электронном аукционе на поставку кондиционеров бытовых (реестровый номер 0146200003621000031) (далее - электронный аукцион), а также другие документы (копии), представленные сторонами, заслушав мнение представителей сторон, проведя внеплановую проверку в соответствии со ст.99 Закона о контрактной системе и на основании приказа Липецкого УФАС России N 726 от 24.11.2021,
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России 22.11.2021 поступила жалоба индивидуального предпринимателя Чащиной М.Е. (далее - заявитель) на положения аукционной документации заказчика - государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Липецкой области (далее - заказчик).
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст.105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе "жалобы".
Представитель заявителя пояснил, что при описании объекта закупки заказчиком нарушены Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части подготовки обоснования по характеристике "обслуживаемая площадь". Представитель заявителя также добавил, что данная характеристика не характеризует объект закупки, и не является параметром оборудования.
Представители заказчика не согласны с жалобой заявителя, представили письменные возражения, а также пояснили по доводам жалобы
Документация об электронном аукционе на закупку кондиционеров бытовых (реестровый номер 0146200003621000031) и извещение размещены на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта - 495 163,34 руб.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Как установлено п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства РФ N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования каталога), Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога).
Так, п. 4 Правил использования каталога установлено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно п. 5 Правил использования каталога заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, предусмотренных п.п. "а", "б" п.5 Правил.
В соответствии с п. 6 Правил использования каталога в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Исходя из совокупности вышеизложенных положений, при формировании объекта закупки на поставку товара по позициям, предусмотренных каталогом товаров, работ, услуг, Правила обязывает Заказчика применять информацию, включенную в позицию каталога, а также обосновать использование иных, не предусмотренных позицией каталога, характеристик.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, аукционной документации, заказчиком при осуществлении закупки, указании наименования объекта закупки, использован Каталог, а именно: позиция 28.25.12.130-00000010 "Кондиционер бытовой".
В пункте 3 аукционной документации содержится описание объекта закупки, согласно которому, характеристики, включенные в указанную позицию КТРУ, использованы заказчиком при описании объекта закупки.
При этом, заказчиком при описании объекта закупки также использована дополнительная характеристика, не предусмотренная соответствующей позицией КТРУ, а именно "Обслуживаемая площадь".
При рассмотрении жалобы, представители заказчика пояснили, что при изучении мощностных характеристик сплит-систем, было установлено, что мощность сплит-систем выражается в диапазонном значении согласно позиции КТРУ 28.25.12.130-00000010 "Кондиционер бытовой", в зависимости от чего кондиционеры, попадающие в один диапазон мощности согласно КТРУ, могут охлаждать/обогревать различную площадь помещений.
Более того, представители заказчика также пояснили, что имеется типовой расчет, который позволяет определить оптимальную площадь помещений для определения мощности кондиционера.
Таким образом, характеристика "обслуживаемая площадь" относится к эксплуатационной характеристике закупаемого товара.
Ввиду изложенного, у заказчика возникла необходимость уточнения только эксплуатационной характеристики, как обслуживаемая площадь.
Кроме того, представители сторон согласились о том, что "обслуживаемая площадь" и "мощность кондиционера" являются взаимозависимыми параметрами, влияющими на работу закупаемого товара. Также, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что дополнительная характеристика "обслуживаемая площадь" относится к обоснованию мощности кондиционера.
Таким образом, аукционная документация не содержит надлежащее обоснование применения дополнительной характеристики, что противоречит положениям п. 6 Правил использования каталога, утвержденных Постановлением Правительства N 145, ст. 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, установленное нарушение не повлияло на результат закупки, поскольку данная характеристика необходима для уточнения диапазона мощности закупаемого товара. При этом, при поставке заказчик не требует предоставления доказательств, содержащих конкретное значение обозначенной эксплуатационной характеристики.
Руководствуясь ст.99, ст.106 Закона о контрактной системе, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Комиссия Липецкого УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Чащиной М.Е на положения документации об электронном аукционе на поставку кондиционеров бытовых (реестровый номер 0146200003621000031) обоснованной.
2. В действиях заказчика установлены нарушения п. 6 Правил использования каталога, утвержденных Постановлением Правительства N 145, ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать поскольку они не повлияли на результат закупки.
4. Передать материалы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 29 ноября 2021 г. N 048/06/105-1497/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.12.2021