Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
<_>,
в присутствии представителей: Министерства здравоохранения Республики Бурятия (далее - Заказчик) <_> (доверенность от 22.01.2021 N23), Республиканского агентства по государственным закупкам (далее - Уполномоченный орган) <_> (доверенность от 22.06.2021 N 29), ООО "Уралмедснаб 18" (далее - Заявитель, Общество) <_> (доверенность от 01.03.2021) посредством применения видеоконференцсвязи,
рассмотрев жалобу ООО "Уралмедснаб 18" (вх. от 22.11.2021 N 7427) на положения документации электронного аукциона: "Поставка Дефибрилляторов внешних для профессионального использования", номер извещения - 0102200001621004039 (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе),
у с т а н о в и л а:
Заявитель указывает, что установленная заказчиком характеристика минимального значения энергии дефибрилляции 20 Дж указывает только на одну модель оборудования дефибриллятор ДАН "Аксион", что исключает возможность участия в аукционе поставщиков иных моделей дефибрилляторов. В ответе на запрос Заказчик указал, что под указанные характеристики подходят модели двух производителей, что не соответствует действительности. Считает, что нарушены требования ст. 8, 33 Закона о контрактной системе, а также статья 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). Просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласилась, представила письменный отзыв, согласно которому описание объекта закупки составлено в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе, технические требования сформированы в рамках КТРУ 26.60.13.190-00000439. Дефибрилляторы приобретаются для оснащения фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий районов республики, где обслуживается фельдшерами и детское население. Одним из основных параметров, необходимых для экстренной реанимации населения является минимальное значение энергии дефибрилляции. Согласно "Клиническим рекомендациям по сердечно-легочной реанимации у детей" Российского национального совета по реанимации и объединения детских анестезиологов и реаниматологов России максимальная мощность разряда дефибрилляции у детей не должна быть более 10 Дж/кг. В соответствии с рекомендациями ведущих реаниматологов пациенту меньше 8 лет при весе менее 25 кг следует использовать дефибрилляционные электроды для детей. Учитывая необходимую потребность и рекомендации было установлено оспариваемое значение, что дает возможность проведения реанимационных мероприятий для детского населения при проведении реанимации ребенку весом менее 10 кг, нанесение чрезмерно высокого напряжения может привести к электрическому ожогу. В разъяснениях указано, что под требуемые характеристики подходят дефибрилляторы двух моделей.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснила, что это следующие модели: BeneHeart D3, Миндрей КНР и ДАН-01, Аксион Россия. Просит признать жалобу необоснованной.
Представитель Уполномоченного органа считает, что аукционная документация составлена в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе. Объектом закупки является Дефибриллятор внешний для профессионального использования, код КТРУ 26.60.13.190-00000439. Оспариваемая характеристика выбрана в рамках указанной позиции КТРУ. Кроме того, под требования описания закупки подходит две модели различных производителей. Просит признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы, изучения представленных документов и пояснений, Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее:
12.11.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении Аукциона N 0102200001621004039 и документация об аукционе. Начальная (максимальная) цена контракта - 2827500.00 рублей.
Согласно частям 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчиком при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Требования к закупаемому товару установлены Заказчиком в приложении N3 к документации "Технические требования Дефибриллятор внешний для профессионального использования", где указано Минимальное значение энергии дефибрилляции, Дж 20 .
Описание составлено в соответствии с КТРУ 26.60.13.190-00000439:
Минимальное значение энергии дефибрилляции |
Изменяемая заказчиком (выбор одного) |
|
Джоуль |
|
Джоуль |
||
|
Джоуль |
||
|
Джоуль |
Частью 2 статьи 98 Федерального закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрена ответственность медицинских работников в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
Закон о контрактной системе позволяет Заказчику, руководствуясь своими потребностями, определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его.
Описание объекта закупки, определенное в Технических требований, не содержит требований или указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения закупаемого товара.
По результатам анализа Технических требований, Комиссией Бурятского УФАС России установлено, что Заказчиком описание объекта закупки произведено в соответствии с КТРУ 26.60.13.190-00000439 и содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным Заказчиком требованиям. При этом указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, в связи с чем, поставщиком такого товара может быть любое заинтересованное лицо, в том числе и не производитель таких товаров, что свидетельствует об обеспечении конкурентных условий среди поставщиков.
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Достаточных доказательств того, что оспариваемые требования к товару влекут за собой ограничение количества участников закупки на соответствующем товарном рынке поставки в материалах жалобы отсутствуют.
Кроме того, под требования описания закупки подходит две модели различных производителей: BeneHeart D3, Миндрей КНР и ДАН-01, Аксион Россия.
Комиссия Бурятского УФАС России пришла к выводу о том, что оспариваемые положения документации об электронном аукционе, касающиеся описания объекта закупки, соответствуют требованиями Закона о контрактной системе, в оспариваемых действиях Заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.
Согласно частей 3 - 5 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Как следует из материалов жалобы, сведений с официального сайта, заказчику от оператора электронной площадки поступил запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе, содержащий доводы о неправомерности установленных в Техническом задании требований к закупаемому товару и указание о необходимости приведения описания объекта закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Заказчиком 19.11.2021 г. на официальном сайте размещены разъяснения положений документации об электронном аукционе о том, что под требования настоящего описания закупки подходит как минимум две модели оборудования различных производителей, зарегистрированных Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и разрешенных к применению на территории РФ. С учетом вышеизложенного, внесение изменений в аукционную документацию не требуется.
При формировании предмета закупки Заказчик не обязан доказывать свою потребность в закупаемом товаре, а участники закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на потребность Заказчика, как не вправе определять и государственные нужды.
Заказчик не имеет возможности установить требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки. Законодательство не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации о проведении аукциона устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим на рынке типам, видам, моделям товара.
Действия Заказчика, Уполномоченного органа при разъяснении положений документации об электронном аукционе, размещении указанных разъяснений на официальном сайте не противоречат частям 4, 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы о нарушении статьи 17 Закона о защите конкуренции не подлежит рассмотрению в связи с отсутствием у Комиссии БурятскогоУФАС России полномочий на рассмотрение данного довода.
При этом Заявитель вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства в порядке статьи 44 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО "Уралмедснаб 18" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
|
|
Члены Комиссии |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 29 ноября 2021 г. N 003/06/33-1085/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.12.2021