по итогам рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона N 0158300044821000276 "Определение подрядчика на выполнение работ по устройству пешеходных ограждений в городе Батайске Ростовской области" (далее - аукцион) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), с участием представителя Уполномоченного органа - Щербина Е.А. (доверенность от 20.10.2020 г. N 51.7-24/34); в отсутствие представителей Заявителя, Заказчика, Привлеченного лица (уведомлены надлежащим образом, ходатайств не поступало),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на положения Документации о закупке.
Уполномоченный орган представил в Комиссию Ростовского УФАС письменные пояснения по жалобе, в соответствии с которыми не согласился с доводами Заявителя.
В соответствии с ч. 1, ч. 3 ст. 99 Закона, "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, в ходе рассмотрения дела установлено следующее.
15.11.2021 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) Уполномоченный орган разместил Извещение и Документацию о закупке, согласно которым: 1) начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 844 530, 00 рублей; 2) дата и время окончания подачи заявок - 23.11.2021 08:00.
Согласно протокола рассмотрения заявок от 24.11.2021 г. на участие в закупке поступило 4 заявки; все участники допущены к процедуре торгов.
Согласно протокола аукциона от 25.11.2021 г. в процедуре торгов приняли участие 3 участника закупки; наименьшее ценовое предложение составило 5 184 664,10 руб.
Контракт по итогам названной закупки на момент рассмотрения дела не заключен.
Согласно довода жалобы, Заявитель не согласен с отсутствием дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Постановлением N 99 утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов (Приложение N 1).
Согласно п. 2.3 Приложения N 1 к Постановлению N 99 при выполнении работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей к участникам закупки предъявляются дополнительные требования: наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог.
При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно ч. 3 ст. 31 Закона перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч. 2 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением N 99 установлен перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям:
копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог;
копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Оспариваемая закупка осуществляется для обеспечения муниципальных нужд.
Начальная (максимальная) цена контакта по оспариваемой закупке - 5 844 530, 00 рублей, что превышает 5 млн. рублей.
Предметом закупки является выполнение работ по устройству пешеходных ограждений.
Согласно письменных пояснений, предоставленных Уполномоченным органом в материалы дела, а также пояснений, заявленных в ходе заседания Комиссии Ростовского УФАС России, работы по устройству пешеходных ограждений не включены Классификацию работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденную Приказом Минтранса России от 16.11.2012 г. N 402 (далее - Приказ N 402).
Комиссия антимонопольного органа отклоняет указанный довод ввиду следующего.
В силу п./п. 3 п. 10 раздела IV. "Классификация работ по содержанию автомобильных дорог" в состав мероприятий по содержанию входят работы по установке следующих элементов обустройства: установка дорожных ограждений, сигнальных столбиков, противоослепляющих экранов, световозвращающих устройств.
Положениями ГОСТ 33127-2014. "Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Классификация" предусмотрена классификация дорожных ограждений.
В силу п. 4.1 ГОСТ 33127-2014 по функциональному назначению дорожные ограждения подразделяют на пять классов:
- дорожные удерживающие боковые ограждения;
- дорожные фронтальные ограждения (ФО);
- удерживающие пешеходные ограждения (УПО);
- ограничивающие пешеходные ограждения (ОПО);
- защитные ограждения (ЗО).
Таким образом, пешеходные ограждения являются одним из видов дорожных ограждений.
Следовательно, к участникам оспариваемой закупки, в силу Постановления N 99, предъявлены дополнительные требования.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Вместе с тем, в нарушение ч. 4 ст. 31 Закона Заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам названной закупки.
Учитывая изложенное, довод жалобы Заявителя обоснованный.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, Комиссия Ростовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Меньшикова Р.А. обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 4 ст. 31 Закона.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание: об отмене сформированных протоколов и внесении изменений в Документацию об аукционе и продлении срока подачи заявок.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
В силу ч. 9 ст. 106 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Благодарев
Члены Комиссии Ю.Р. Дедух
А.А. Михарская
исп. Михарская А.А.
тел.: (863) 240-86-88.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 30 ноября 2021 г. N ___/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.12.2021