Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 3" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей Администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган), ООО "УК Оникс" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленных о месте и времени заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 35790-ЭП/21 от 17.11.2021) на действия аукционной комиссии Уполномоченного органа, Заказчика при определении поставщика путем электронного аукциона на оказание услуг по ежедневной комплексной уборке помещений поликлинического отделения N 3 Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 3" в 2022 - 2023 годах (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 28.10.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002321000165. Начальная (максимальная) цена контракта - 7 318 642, 56 рублей.
В жалобе ООО "УК Оникс" указывает на неправомерные действия аукционной комиссии, выразившиеся в отказе Заявителю в допуске к участию в аукционе.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителя Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно ч.ч. 6 и 7 ст. 67 Закона о контрактной системе, по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;
4) о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 12.11.2021 N0172200002321000165-1, Заявителю отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующим основаниям: "Несоответствие информации, предусмотренной п.18.5 документации о проведении электронного аукциона, а также Приложением N2 к аукционной документации (п. 2 ч. 4 ст. 67 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г.).
П.2. Очиститель воздуха тип 1.
Предложение Участника:
Объем помещения, для которого применим очиститель; 150 м3
Требование Заказчика:
Объем помещения, для которого применим очиститель: 150 м3
В соответствии с Инструкцией по заполнению первой части заявки участника аукциона:
10) Требования к максимальным значениям показателей могут быть установлены одним из указанных ниже способов:
б) с использованием символов или сочетаний слов и символов "<", "не ", "не >", "
";
17) При установлении требований к максимальным значениям показателей согласно п.10а или п.10б настоящей Инструкции, Участнику необходимо указать единственное конкретное значение показателя, соответствующее установленным Заказчиком требованиям.
Участником не предоставлено конкретное значение показателя "Объем помещения, для которого применим очиститель".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Аналогичные требования определены Заказчиком в п. 18.5 раздела 18 документации об аукционе, в силу которой первая часть заявки должна содержать в том числе:
- согласие на поставку товара и оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона.
- наименование страны происхождения товара;
- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе и указание на товарный знак (указывается при наличии).
Требования к товарам установлены Заказчиком в Приложении N 2 к документации об аукционе.
Так, из содержания указанной части документации об аукционе следует, что при описании товарной позиции "Очиститель воздуха тип 1" Заказчиком установлено, в том числе, следующее требование: Объем помещения, для которого применим очиститель; должен быть ?150 м3.
Заказчиком в указанной части документации установлена инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе, которая содержит условие, в силу которого, если наименование показателя и требование к значению показателя разделены символом ";", то требование к значению показателя, установленное с помощью словосочетаний "должно быть" или "должен быть" или "должна быть" или "должны быть", устанавливает требование к значению показателя, которое не может изменяться независимо от других используемых слов, символов, словосочетаний, сочетаний слов и символов.
Также в инструкции установлено, что представленные Участниками сведения не должны носить предположительный характер (сведения не должны сопровождаться словами "должен быть", "должна быть", "должны быть", "должно быть", "должна", "должен", "должны", "должно", "может быть", "могут быть").
Данное требование является приоритетным относительно других требований.
Таким образом, исходя из вышеприведенного требования инструкции следует, что в рассматриваемом случае участник закупки в отношении спорного показателя должен был указать его значение в неизменном виде относительно установленного в документации значения, исключив при этом из описания словосочетание "должен быть".
Из содержания первой части заявки Заявителя следует, что участником закупки при описании товарной позиции "Очиститель воздуха тип 1" указано, в том числе, следующее: Объем помещения, для которого применим очиститель; 150 м3.
Следовательно, у аукционной комиссии Уполномоченного органа, Заказчика не имелось достаточных оснований для принятия решения об отказе участнику в допуске к участию в электронном аукционе, поскольку участник закупки в рассматриваемом случае в соответствии с требованиями инструкции указал значение показателя, соответствующее требованиям Заказчика.
Таким образом, отказ Заявителю в допуске к участию в электронном аукционе по основанию, указанному в протоколе рассмотрения первых частей заявок, является неправомерным, поскольку в рассматриваемом случае содержание первой части заявки в полной мере соответствует требованиям документации.
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу, что аукционная комиссия Уполномоченного органа, Заказчика не имела достаточных оснований для отказа Заявителю в допуске к участию в электронном аукционе (по основаниям, изложенным в протоколе рассмотрения первых частей заявок), следовательно, в ее действиях усматривается нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе, а доводы жалобы являются обоснованными.
Выявленное в действиях аукционной комиссии Уполномоченного органа, Заказчика нарушение является существенным, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе путем пересмотра первых частей заявок на участие в аукционе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "УК Оникс" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Уполномоченного органа, Заказчика нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Уполномоченному органу, Заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении членов аукционной комиссии Уполномоченного органа, Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 ноября 2021 г. N 44-5263/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.11.2021