Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей:
СПб ГБСРПОУ - техникум для инвалидов "Профессионально-реабилитационный центр" (далее - Заказчик); ООО "АЙМАНТ" (далее - Заявитель) уведомленных о заседании Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 35214-ЭП/21 от 12.11.2021) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку спортивного инвентаря для спортивного клуба (извещение N 0372200101621000066) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 29.10.2021 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200101621000066. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 914 793, 97 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационноvй системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно сведениям протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 09.11.2021 N 0372200101621000066-1 первой части заявки Заявителя отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям:
"Не соответствует основания для отклонения: п. 2 ч. 4 ст. 67 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в виду несоответствии информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" требованиям документации о таком аукционе, а именно:
В отношении позиции 1 "Комплект для бочча тип 1" по показателю "Длина окружности мяча;" было установлено требование "260/280 мм", участник указал "Длина окружности мяча; 270 мм". Согласно п.11е, п.21 Инструкции по заполнению:
"Требования к минимальным и максимальным значениям показателей могут быть установлены одним из указанных ниже способов: в виде двух числовых значений, разделенных символом "/", если наименование показателя и требование к значению показателя разделены символом ":""
"При установлении требований к минимальным и максимальным значениям показателей согласно п.11е настоящей Инструкции, Участнику необходимо указать конкретный показатель товара в виде диапазонного значения, при этом значение нижней границы диапазона должно быть больше числа, указанного слева от символа, разделяющего два числовых значения, а значение верхней границы диапазона должно быть меньше числа, указанного справа от символа, разделяющего два числовых значения".
При этом сочетание символа ";", разделяющего наименование и значение показателя, с символом "/" - непосредственно не описано в рамках Инструкции по заполнению, ввиду чего такое значение является неизменным согласно п.39 Инструкции:
"Требования к значениям показателей товара с использованием слов, словосочетаний, символов, непосредственно не описанных в настоящей Инструкции, являются требованиями к показателям товара, значения которых не могут изменяться"
Таким образом, предложение участника не соответствует требованиям Документации.
В отношении позиций 1, 2 "Комплект для бочча тип 1", "Комплект для бочча тип 2" по показателю "Вес мяча;" было установлено требование "должен быть 275 г +/-12 г", участник указал значение "275 г". Согласно п.38 Инструкции по заполнению:
"Если наименование показателя и требование к значению показателя разделены символом ";", то требование к значению показателя, установленное с помощью словосочетаний "должно быть" или "должен быть" или "должна быть" или "должны быть", устанавливает требование к значению показателя, которое не может изменяться независимо от других используемых слов, символов, словосочетаний, сочетаний слов и символов".
Участник пренебрег Инструкцией, изменив значение неизменного показателя, ввиду чего предложение участника не соответствует требованиям Документации.
В отношении позиции 6 "Мяч футбольный" по показателю "Количество панелей;" было установлено требование "должно быть > 14 20 шт", участник указал значение "20 шт", что не соответствует требованиям Документации, поскольку согласно п.38 Инструкции:
"Если наименование показателя и требование к значению показателя разделены символом ";", то требование к значению показателя, установленное с помощью словосочетаний "должно быть" или "должен быть" или "должна быть" или "должны быть", устанавливает требование к значению показателя, которое не может изменяться независимо от других используемых слов, символов, словосочетаний, сочетаний слов и символов".
В отношении позиции 10 "Тактическая доска для волейбола" по показателю "Материал;" было установлено требование "должен быть пластик; металл", участник указал "Материал; пластик", что не соответствует требованиям Документации, поскольку согласно п.38 Инструкции:
"Если наименование показателя и требование к значению показателя разделены символом ";", то требование к значению показателя, установленное с помощью словосочетаний "должно быть" или "должен быть" или "должна быть" или "должны быть", устанавливает требование к значению показателя, которое не может изменяться независимо от других используемых слов, символов, словосочетаний, сочетаний слов и символов".
В отношении позиции 11 "Антенна волейбольная" по показателю "Наличие карманов в комплекте:" участник указал "нет", при этом по показателю "Крепление карманов:" участник указал значение "резиновые петли", а по показателю "Ширина кармана для антенны;", участник указал значение "70,001 мм".
Согласно п.41 Инструкции по заполнению, если показатели и значения показателя товаров (материалов), установленные в требованиях аукционной документации, не применяются для указанного Участником закупки типа, сорта, вида, класса, модели, марки или конструктивного исполнения материала, Участнику следует указать конкретное значение показателя в соответствующей формулировке, определяющей отсутствие неприменяемого показателя и его значения, а именно: "не применяется" или "не используется" или "отсутствует" или "не определяются" или "не нормируется".
Таким образом, представленные участником сведения не являются достоверными, носят противоречивый характер и не соответствуют требованиям Документации.
В отношении позиции 22 "Гиря 32 кг" по показателю "Диаметр ручки:" было установлено требование "~30_2 мм", участник указал значение "32 мм", что не соответствует требованиям Документации, поскольку согласно п.39 Инструкции:
"Требования к значениям показателей товара с использованием слов, словосочетаний, символов, непосредственно не описанных в настоящей Инструкции, являются требованиями к показателям товара, значения которых не могут изменяться"
Символы "~" и "_" непосредственно не описаны в рамках Инструкции по заполнению.
В отношении позиции 22 "Гиря 32 кг" по показателю "Диаметр основания:" было установлено требование "не 0,18 м", участник указал значение "0,18 м". Согласно п.9б, п.12г Инструкции:
"Требования к минимальным значениям показателей могут быть установлены
с использованием символов или сочетаний слов и символов ">", "не ", "не <", "
";"
"требование к значению показателя товара, установленного с использованием слова "не" и знака "" означает "не менее и не равно" установленного значения;"
Предложение участника не удовлетворяет требованию "НЕ РАВНО установленному значению", не соответствуя положениям Документации.
В отношении позиции 31 "Лазерный электронный тир" было установлено требование "Описание; должен быть для стрельбы в электронном тире используются обычные бумажные мишени или пластиковые мишени, специальная камера считывает световые пятна, создаваемые выстрелом электронным оружием, после чего отправляет координаты попаданий в программу управления", участник указал значение "для стрельбы в электронном тире используются обычные бумажные мишени, специальная камера считывает световые пятна создаваемые выстрелом электронным оружием, после чего отправляет координаты попаданий в программу управления", что не соответствует требованиям Документации, поскольку согласно п.38 Инструкции
"Если наименование показателя и требование к значению показателя разделены символом ";", то требование к значению показателя, установленное с помощью словосочетаний "должно быть" или "должен быть" или "должна быть" или "должны быть", устанавливает требование к значению показателя, которое не может изменяться независимо от других используемых слов, символов, словосочетаний, сочетаний слов и символов".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного ч. 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Частью 6 ст. 66 Закона о контрактной системе запрещается требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации.
Требования к товарам, которые поставляются Заказчику установлены в Приложении N 2 "Сведения о качественных, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией о закупке" к Техническому заданию аукционной документации.
В отношении товарной позиции N 31 "Лазерный электронный тир"" Заказчиком установлено требование в отношении характеристик товара:
"Описание; должен быть для стрельбы в электронном тире используются обычные бумажные мишени или пластиковые мишени, специальная камера считывает световые пятна, создаваемые выстрелом электронным оружием, после чего отправляет координаты попаданий в программу управления".
Комиссия УФАС отмечает, что действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом Заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями Заказчика.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований Заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Неустановление Заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь, может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели Заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в аукционе, содержащейся Приложении N 2 к Техническому заданию аукционной документации, предусмотрены следующие указания относительно порядка предоставления сведений:
Если наименование показателя и требование к значению показателя разделены символом ";", то требование к значению показателя, установленное с помощью словосочетаний "должно быть" или "должен быть" или "должна быть" или "должны быть", устанавливает требование к значению показателя, которое не может изменяться независимо от других используемых слов, символов, словосочетаний, сочетаний слов и символов
Анализ первой части заявки Заявителя показал, что в отношении спорной товарной позиции участником представлены, в том числе, следующие сведения: "Для стрельбы в электронном тире используются обычные бумажные мишени, специальная камера считывает световые пятна создаваемые выстрелом электронным оружием, после чего отправляет координаты попаданий в программу управления".
Следовательно, участник закупки изменил значение показателя, которое в соответствии с положениями инструкции необходимо было представить в неизменном виде.
Таким образом, у аукционной комиссии Заказчика имелись достаточные основания для принятия решения об отказе участнику в допуске к участию в электронном аукционе.
В соответствии с ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона о контактной системе, исполнение контракта включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Согласно ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе, для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Таким образом, заключение контракта с участником закупки, первая часть заявки которого не соответствует требованиям документации о закупке (в том числе, инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе) не позволяет осуществить приемку выполненной работы, оказанной услуги, поставленного товара в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
Таким образом, доводы Заявителя о незаконном отказе Заявителю в допуске к участию в аукционе Комиссия УФАС находит необоснованными.
Жалоба признана необоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе были установлены следующие обстоятельства.
Комиссия УФАС отмечает, что действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом Заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями Заказчика.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований Заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Неустановление Заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь, может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели Заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в аукционе, содержащейся Приложении N 2 к Техническому заданию аукционной документации, предусмотрены следующие указания относительно порядка предоставления сведений:
7) Слова и словосочетания "должен быть", "должна быть", "должны быть", "должно быть", "должна", "должен", "должны", "должно", указанные в требованиях к значению показателя не влияют на правила интерпретации установленных требований, если иное не указано в настоящей Инструкции.
6) Представленные Участниками сведения не должны носить предположительный характер (сведения не должны сопровождаться словами "должен быть", "должна быть", "должны быть", "должно быть", "должна", "должен", "должны", "должно", "может быть", "могут быть", "требуется", "требуются"). Данное требование является приоритетным относительно других требований.
38) Если наименование показателя и требование к значению показателя разделены символом ";", то требование к значению показателя, установленное с помощью словосочетаний "должно быть" или "должен быть" или "должна быть" или "должны быть", устанавливает требование к значению показателя, которое не может изменяться независимо от других используемых слов, символов, словосочетаний, сочетаний слов и символов.
Комиссией УФАС отмечено, что подобные определения могут приводить к неоднозначному толкованию установленных требований к характеристикам товаров, так как использованное в требованиях то или иное слово может рассматриваться субъективно как участником закупки, так и Заказчиком.
Из положений документации следует, что инструкция по заполнению заявок в значительной степени затрудняет прочтение установленных Заказчиком требований к товару, что не предусмотрено Законом о контрактной системе, более того, Комиссия УФАС приходит к выводу, что по своему содержанию подобного рода положения инструкции не определяют порядок заполнения заявок, а дают разъяснения относительно тех или иных характеристик, установленных Заказчиком, что также не предусмотрено Законом о контрактной системе и использование подобного рода конструкций является нецелесообразным с точки зрения достижения целей регулирования процедур закупок.
Кроме того, установленная Заказчиком инструкция содержит излишне подробное и объемное описание правил представления сведений о товаре, которые содержат достаточно двусмысленные условия, что в определенной степени затрудняет правильное заполнение заявок.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленная Заказчиком инструкция по заполнению первой части заявки не только не способствует правильному заполнению заявок, но и затрудняет для участников закупки подачу заявки в соответствии с требованиями документации, что является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АЙМАНТ" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении аукционной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 ноября 2021 г. N 44-5291/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.11.2021