Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС):
при участии представителей:
Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган), уведомленного о заседании Комиссии УФАС;
в отсутствие представителей:
ГБОУ средняя общеобразовательная школа N 208 Красносельского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик) уведомленного о заседании Комиссии УФАС;
ИП Сорокин Д.П. (далее - Заявитель), уведомленного о заседании Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 34324-ЭП/21 от 08.11.2021) на действия Заказчика, Уполномоченного органа при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку светозащитных конструкций, мебели для пищеблока и тележек (извещение номер 0172200005521000291) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 01.10.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200005521000291. Начальная (максимальная) цена контракта - 6 382 136,40 рублей.
В жалобе ИП Сорокин Д.П. указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в нарушении правил описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе).
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Заявитель утверждает, что при ознакомлении с документацией о закупке им были выявлены нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", выразившиеся в следующем:
При составлении закупочной документации Заказчиком были нарушены положения статей 33 и 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
1) Ряд товаров (N19, 32, 44, 45) содержит требования вида:
Крепление элементов должно осуществляться на эксцентрики двухопорные, эксцентриковые зажимы и евро винты.
Тип евро винта должен быть винт-стяжка.
Материал евро винта: должен быть металл.
Цвет евро винта: должен быть цинк или хром.
Длина евро винта: не менее 50 мм.
Диаметр фланца евро винта: менее 11 мм.
Глубина шлица евро винта: от 2 мм.
Высота головки евро винта: не более 10 мм.
Диаметр головки евро винта: не более 7 мм.
Наружный диаметр евро винта: не более 7 мм.
Это ничто иное, как требования к расходным материалам, которые устанавливать недопустимо, вне зависимости от того, выделены ли они в отдельные позиции или описаны в составе другого товара.
При возникновении необходимости в указании конкретного типового размера евровинтов, достаточно указать необходимую длину и диаметр. То, что в документации содержатся именно полноценные требования к расходным материалам, подтверждается наличием требований к цвету винтов (которые в мебели почти всегда закрываются заглушками в цвет ЛДСП), диаметру фланца, глубине шлица.
2) Для товара N39 "Стенка музыкальных пособий" установлены следующие требования:
Габаритные размеры (ДхГхВ) должны быть минимально 3000х360х2100 мм.
Стенка должна состоять из семи модулей.
Первый модуль по габаритам (ДхГхВ) менее 601х361х2105 мм.
Второй и третий модули по габаритам (ВхГхШ) не менее 900х360х780 мм.
Четвертый модуль - требуется зеркальное отображение первого модуля.
Пятый модуль по габаритным размерам (ВхГхШ) не менее 460х260х1300 мм.
Шестой модуль по габаритным размерам (ВхГхШ) не менее 900х360х1300 мм.
Седьмой модуль - должен быть зеркальное отображение пятого модуля.
В новой редакции, как и ранее, отсутствует эскиз для понимания того, как должны размещаться модули, однако общие габаритные размеры всей конструкции в заявке указать требуется.
Если предположить, что все модули стоят в ряд у стены, то:
- высота стенки будет равна высоте наибольшего модуля ("менее 2105 мм", то есть, допустим, 2100 мм);
- глубина будет равна глубине наибольшего модуля ("не менее 360 мм", то есть, допустим, 360 мм).
В таком случае для расчёта оставшегося третьего габаритного размера нужно сложить то, что не является высотой и глубиной, исходя из обозначений (ДхГхВ) и (ВхГхШ). Получаем число как минимум 3620 мм без учёта 1-го и 4-го модуля, размер которых установлен как максимальное значение, "менее 601", то есть может быть и значительно меньше установленного в требованиях.
Как и в прошлой редакции, Заказчик снова позволяет указывать недостоверные сведения, несоответствующие суммарным размерам всех составных частей товара, при том, что участники не обязаны заниматься расчётами.
3) Для некоторых товаров установлено описание, которое вводит участников в заблуждение и не позволяет понять, из каких именно частей состоит товар. К примеру:
Товар N 20 "Набор игровой мебели для девочек тип 2"
Набор должен включать в себя: стеллаж доктор.
Размер (ШхГхВ) не менее 560х400х1050мм (представляет собой открытый стеллаж с рабочей поверхностью, с установленными в верхней части открытыми полочками и декоративной наклейкой в виде красного креста).
Уголок ряженья должен быть размером (ШхГхВ) не менее 1050х300х1100 мм.
Кухонный гарнитур 3 модуля, размеры (ШхГхВ): 1200(400)х1200(400)х1200мм.
Стеллаж горка размером (ШхГхВ): более 1015х399х899 мм.
То есть, в первом показателе говорится, что набор включает в себя стеллаж "Доктор", а далее выставляются требования к уголку ряжения, кухонному гарнитуру, стеллажу "Горка".
Товар N 21 "Набор игровой мебели для мальчиков"
Набор должен включать в себя: Стеллаж "Горка" (ШхГхВ) не менее 4800х350х1380 мм.
Машинка должна быть с откидными сиденьями Габариты (ВхГхШ): более 963х599х519 мм (1 шт)., ЛДСП (ГОСТ 32289-2013) должен быть толщиной не более 16 мм.
Аналогичная ситуация, сначала говорится, что набор состоит из стеллажа "Горка", далее появляются требования к машинке, о которой не было ни слова.
Изучив позиции сторон, Комиссия УФАС приходит к выводу что в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (ч. 2 ст. 33) Закона о контрактной системе, вышеуказанные доводы жалобы являются обоснованными.
При этом, с учетом возражений Заказчика, Комиссия УФАС не имеет достаточных оснований для признания в действиях Заказчика нарушения Закона о контрактной системе другим по основаниям жалобы.
Учитывая данные обстоятельства, Комиссия УФАС имеет достаточные основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в связи с тем, что выявленные нарушения повлияли на ход закупки и нарушили законные права и интересы участников, в частности Заявителя.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 2, 8, 33, 59, 64, 66, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Сорокин Д.П. частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 2 ч. 1 ст. 64 (ч. 2 ст. 33) Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать ввиду выданного по ранее рассмотренной жалобе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Администрация Красносельского района
Санкт-Петербурга
ул. Партизана Германа, 3,
Санкт-Петербург, 198329
тел.: 7-812-4715345
АО "РАД"
Гривцова пер., д. 5, лит. В,
Санкт-Петербург, 190000
факс: (812) 777-57-57
ИП Сорокин Д.П.
Союзный пр., д. 4, кв. 1116,
Санкт-Петербург, 1933918
тел.: +7 (969) 704-91-68
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о закупках
по делу N 44-ХХХХ/21
12.11.2021 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
на основании своего решения по делу N 44-ХХХ/21 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. ст. 2, 64, 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - ГБОУ средняя общеобразовательная школа N 208 Красносельского района Санкт-Петербурга, Уполномоченному органу - Администрация Красносельского района Санкт-Петербурга, аукционной комиссии устранить нарушения п. 2 ч. 1 ст. 64 (ч. 2 ст. 33) Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 7-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе размещения заказа с номером извещения 0172200005521000291;
- внести изменения в документацию об аукционе, приведя её в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок окончания подачи заявок на участие в аукционе с номером извещения 0172200005521000291 в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе;
- завершить процедуру закупки с номером извещения N 0172200005521000291 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику, аукционной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 23.12.2021.
3. Оператору электронной площадки - АО "РАД":
- обеспечить Заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение должностным лицом заказчика, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание контролирующего органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 12 ноября 2021 г. N 44-5281/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.11.2021