Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее-Уполномоченный орган):;
ГБОУ СОШ N 456 Колпинского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):;
в отсутствие представителей ООО "Альфа" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 35852/21 от 18.11.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурсов с ограниченным участием в электронной форме на оказание услуг по обеспечению социальным питанием учащихся государственных бюджетных общеобразовательных учреждений Колпинского района Санкт-Петербурга (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурс размещено 18.10.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002521000411. Начальная (максимальная) цена контракта - 87 150 731,47 рублей.
В жалобе ООО "Альфа" указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в нарушении правил описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Под конкурсом с ограниченным участием в электронной форме понимается конкурс, при проведении которого информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, соответствующих предъявленным к участникам закупки единым требованиям и дополнительным требованиям.
(ч. 1 ст. 56.1 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 4 ст. 56.1 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из п. 4.1 конкурсной документации следует, что описание объекта закупки, его функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости) объекта закупки заказчикам сформированы в Техническом задании, являющемся Приложением N 7 к конкурсной документации.
Вместе с тем, содержание вышеупомянутого приложения также имеет указание на следующее обозначение "Приложение N 2 к конкурсной документации".
Из пояснений представителя Заказчика следует, что при формировании документации была допущена техническая ошибка в номере приложения.
Исходя из изложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что Заказчиком в рассматриваемой части при описании объекта закупки, нарушен п.1 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе.
2. Согласно п.2.1.3. Приложения N7 к конкурсной документации Заказчиком установлено требование, согласно которому оказание услуг по организации питания осуществляется с учетом действия Ассортиментного перечня основных групп продовольственных товаров и сырья, с учетом специфики и особенностей, организации питания различного контингента социальной сферы Санкт-Петербурга (далее - Ассортиментный перечень) (Приложение N 4 к Техническому заданию), либо с учетом действия Ассортиментного перечня, утвержденного Управлением социального питания и размещенного на Официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", https://www.gov.spb.ru.
При этом, в п.2.1.7. Приложения N7 к конкурсной документации Заказчиком установлено требование, согласно которому продукты, используемые для оказания услуг должны соответствовать, в том числе, ассортиментному перечню (Приложение N 4 к Техническому заданию).
Из пояснений представителя Заказчика следует, что условия п.2.1.3 Приложения N7 к конкурсной документации изложены в редакции согласно замечаниям Управления Социального Питания.
Вместе с тем, сведения п.2.1.3 и п.2.1.7. Приложения N7 к конкурсной документации противоречат друг другу, так как с одной стороны п.2.1.3 предоставляет участникам (исполнителям) возможность выбрать на основании какого ассортиментного перечня будет осуществляться оказание услуг по организации питания, а с другой стороны п.2.1.7 установлено требование о соответствии продуктов питания конкретному ассортиментному перечню, содержащегося в Приложении N 4 к Техническому заданию конкурсной документации.
Следовательно, установленные Заказчиком требования не позволяет определить потребность Заказчика в закупаемых услугах, что является нарушением п.1 ч.1 ст.54.3 (ч. 2 ст. 33) Закона о контрактной системе.
3. Согласно п. 2.2.1. Приложения N7 к конкурсной документации Заказчиком установлены условия, согласно которым должны быть выделены зоны для хранения пищевой продукции, приготовления и приема пищи, сбора и хранения отходов, соблюдения правил личной гигиены.
Из доводов жалобы Заявителя следует, что исполнение участником указанного пункта невозможно на объекте Заказчика.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что данное условие обеспечивается заказчиком при оказании услуг.
Доказательств обратного на заседании Комиссии УФАС Заявителем не представлено.
Частью 7 ст. 54.3 Закона о контрактной системе предусмотрено, что любой участник открытого конкурса в электронной форме, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить оператору электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, на которой планируется проведение такого открытого конкурса в электронной форме, запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. При этом участник открытого конкурса в электронной форме вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений конкурсной документации в отношении одного открытого конкурса в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику без указания сведений об участнике закупки, направившем данный запрос.
В случае, если у участника закупки возникли затруднения в восприятии положений документации, он был вправе направить соответствующий запрос на предоставление разъяснений положений документации об аукционе, однако данным правом не воспользовался.
При установленных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу, что доводы жалобы в рассматриваемой части не находят своего подтверждения и являются несостоятельными.
4. В соответствии с ч.3 ст. 54.3 Закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Проект контракта содержится в приложении N8 к конкурсной документации.
Так п. 4.1.16. Проекта контракта содержит условие:
"Обеспечить помещения для приема пищи Заказчика столовой посудой, столовыми приборами в соответствии с санитарными нормами и правилами".
Согласно п. 4.7 СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования" (приложение)" (далее- СанПиН 2.4.5.2409-08) столовые общеобразовательных учреждений обеспечиваются достаточным количеством столовой посуды и приборами, из расчета не менее двух комплектов на одно посадочное место, в целях соблюдения правил мытья и дезинфекции в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил, а также шкафами для ее хранения около раздаточной линии".
Пунктом 4.8. СанПиН 2.4.5.2409-08 при организации питания используют фарфоровую, фаянсовую и стеклянную посуду (тарелки, блюдца, чашки, бокалы), отвечающей требованиям безопасности для материалов, контактирующих с пищевыми продуктами. Столовые приборы (ложки, вилки, ножи), посуда для приготовления и хранения готовых блюд должны быть изготовлены из нержавеющей стали или аналогичных по гигиеническим свойствам материалам.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что количество питающихся детей и соответственно количество посадочных мест определено Техническим заданием конкурсной документации. При этом, представителем Заказчика также отмечено, что законодательством не установлено требование к комплектности посуды, а также, эти требования отсутствуют в техническом задании, соответственно, комплектность посуды определяется участником закупки самостоятельно, что также позволяет участнику произвести расчет стоимости необходимой посуды.
Доказательств обратного на заседании Комиссии УФАС Заявителем не представлено.
При установленных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу, что доводы жалобы в рассматриваемой части не находят своего подтверждения и являются несостоятельными.
5. При этом в п.2.1.6. Приложения N7 к конкурсной документации конкурсной документации Заказчиком установлено требование, согласно которому Исполнитель обязан оказывать услуги по организации питания в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, в том числе: Техническим регламентом Таможенного союза от 20.07.2012 N 029/2012 "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств".
В доводах жалобы Заявителя указано, что из требований п. 2 ст.2 вышеуказанного регламента следует, что регламент не распространяется на пищевую продукцию для детского питания, за исключением пищевой продукции для диетического лечебного и диетического профилактического питания для детского питания, а также на пищевую продукцию, изготовленную предприятиями питания (общественного питания, в организованных коллективах), являющеюся, в том числе, предметом закупки.
Вместе с тем, на заседании Комиссии УФАС установлено, что указанные Заявителем положения отсутствуют в техническом регламенте Таможенного союза от 20.07.2012 N 029/2012 "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств".
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, а также учитывая, что Заявитель участие своих представителей на заседание Комиссии УФАС не обеспечил, в составе жалобы доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность довода, не представил, Комиссия УФАС приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленное нарушение повлияло на права и законные интересы участников закупки и повлияли на результаты закупки.
Комиссией УФАС на основании п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Альфа" обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.54.3 (ч. 2 ст. 33) Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 ноября 2021 г. N 44-5386/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.12.2021