Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУ "Ленсвет" (далее - Заказчик):;
ООО "Бродвей Техсервис" (далее - Заявитель):;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 35848-ЭП/21 от 18.11.2021) на действия заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку светильников (извещение N 0372500005321000144) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 21.10.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372500005321000144. Начальная (максимальная) цена контракта - 26 606 700,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, выразившееся:
- в нарушении правил описания объекта закупки;
- в размещении ответа на запрос участника закупки, который не разъясняет положения документации.
Из письменных возражений следует, что Заказчик не согласен с доводами жалобы и считает их необоснованными.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу ч.3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Описание объекта закупки содержится в Приложении N2 "Техническое задание" к документации об электронном аукционе.
Так, согласно вышеуказанному приложению к поставке необходимы две товарные позиции: "Светильник светодиодный мощностью 200 Вт (Цветовая температура 3000К, Световая отдача не менее 140 лм/Вт, тип 2)", "Светильник светодиодный мощностью 200 Вт (Цветовая температура 5000К, Световая отдача не менее 140 лм/Вт, тип 2)".
Пунктом 10 ст. 42 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616) утвержден перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского Экономического Союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень Постановления N 616).
Комиссия УФАС констатирует, что Заказчиком в рассматриваемом случае в отношении требуемых к поставке товаров в извещении установлен запрет на допуск товаров в соответствии Постановлением N 616.
При этом, в п. 3.4. Приложения N1 к техническому заданию Заказчиком установлено также требование, согласно которому светодиоды светильников должны быть произведены на территории Российской Федерации.
Вместе с тем, светодиоды светильников не являются самостоятельным объектом закупки, а являются составной частью (комплектующими) светильника.
Установленные заказчиком ограничение противоречит нормам
п. 1 ч. 1 ст. 64 (ч.3 ст. 33) Закона о контрактной системе, поскольку устанавливают требования к наличию у участника закупки производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов необходимых для производства составных частей (комплектующих) на территории Российской Федерации.
2. Согласно ч.ч. 3-6 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что Заказчиком в ЕИС 15.11.2021 г. опубликовано разъяснение положений документации об электронном аукционе от 15.11.2021 NРД2 следующего содержания:
"Участникам электронного аукциона на право заключения контракта на поставку светильников.
Реестровый номер закупки: 0372500005321000144
"15" ноября 2021 года
Заказчик СПб ГБУ "Ленсвет" (далее - Заказчик) в ответ на запрос о даче разъяснений положений документации о закупке на право заключения контракта на поставку светильников (далее - аукцион), поступивший Заказчику 12.11.2021, а именно:
"Уважаемый Заказчик!
Общество, ознакомилось с документацией об электронном аукционе номер 0372500005321000144 и считает, что ее положения нарушают Закон о защите конкуренции, а также Закон о контрактной системе.
Участник закупки готов предложить к поставке товары, которые в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 включены в реестр промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации.
При изготовлении требуемых Заказчику товаров, его производитель используют светодиоды светильников, произведенные на территории Южной Кореи.
Заказчику к поставке требуется готовый товар - светильник светодиодный. Светодиоды светильников отдельно не подлежат поставке, как самостоятельное изделие. Соответственно, требование к стране происхождения комплектующего является неправомерным.
Во второй части заявки участником будут приложены соответствующие выписка и заключение выданные Минпромторгом России. Указанные документы, подтверждают, что предлагаемые к поставке товары произведены на территории Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать наименование страны происхождения товара.
Из приведенной нормы закона следует, что участник закупки указывает наименование страны происхождения товара, а не его комплектующих.
Таким образом, требование Заказчика, указанное в пункте 3.4 Общих требований к товарам, требований к их качеству, потребительским свойствам о том, что светодиоды светильников должны быть произведены на территории Российской Федерации нарушают положения статьи 17 Закона о защите конкуренции и положения подпункта "а" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, просим Вас разъяснить и выполнить следующие:
1. Какой нормой права установлено требование того, что светодиоды светильников должны быть произведены на территории Российской Федерации?
2. Какой нормой права установлено требование к наименованию страны происхождения комплектующего товара?
3. Просим внести изменения в положения документации об электронном аукционе реестровый номер 0372500005321000144.
В случае неполного ответа на поступивший запрос на разъяснения положений документации о проведении электронного аукциона и не внесения изменений, будем вынуждены обратиться с жалобой в Санкт-Петербургский УФАС"
сообщает следующее:
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе N44-ФЗ установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Заказчик при формировании требований к характеристикам закупаемых товаров должен исходить из своих потребностей и самостоятельно определять допустимые значения показателей характеристик закупаемых товаров, при этом такие требования не должны привести к ограничению количества участников закупки.
При определении начальной (максимальной) цены контракта были направлены запросы в организации, занимающиеся производством и продажей светильников. В ответ на запрос были получены 3 коммерческих предложения, подтверждающие готовность к поставке светильников с указанными параметрами. Таким образом в действиях Заказчика отсутствует нарушение положения статьи 17 Закона о защите конкуренции и положения подпункта "а" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе".
Представленный Заказчиком ответ на запрос разъяснений положений документации указывает на нормы Закона о контрактной системе, при этом не дает конкретного пояснения на заданные участником закупки вопросы.
На основании изложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что в действиях Заказчика усматривается нарушение ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе, выразившееся в размещении ответа на запрос участника закупки, который не разъясняет положения документации.
Данный довод жалобы является обоснованным.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении путем внесения изменений в документацию об аукционе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 31, 59, 64, 66, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Бродвей Техсервис" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 64 (ч. 3 ст. 33), ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 ноября 2021 г. N 44-5384/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.12.2021