Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей ФКУ "Российский государственный архив Военно-Морского Флота" (далее - Заказчик):
ООО "БИС" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 34969-ЭП/21 от 11.11.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по комплексному обслуживанию строительных конструкций зданий и инженерной инфраструктуры ФКУ РГАВМФ (извещение N 0372100032321000003) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 03.11.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100032321000003. Начальная (максимальная) цена контракта - 16 500 000, 00 рублей.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями аукционной комиссии Заказчика, необоснованно признавшей вторую часть заявки Заявителя не соответствующей требованиям документации об аукционе.
Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Информация, изложенная в жалобе, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Комиссия УФАС констатирует, что в силу ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу ч. 3 ст. 31 Закона о контрактной системе, перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям"
В целях реализации требований закона Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление), в котором в том числе установило, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными этим приложением к данному постановлению.
Согласно позиции 1(3) Приложения N 1 к названному постановлению, к участникам закупки на выполнение работ, оказание услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, библиотеки, к системам обеспечения безопасности и (или) сохранности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда, установлено дополнительное требование, а именно наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ, оказание услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, библиотеки, к системам обеспечения безопасности и (или) сохранности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда. При этом стоимость такого одного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Документами, подтверждающими соответствие участников закупки данному требованию, являются:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, оказанных услуг, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора).
Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
В силу ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.ч. 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
При этом, учитывая положения ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан установить дополнительные требования, указанные в приложении N 1 к Постановлению, при осуществлении закупки путем проведения как конкурса с ограниченным участием, так и электронного аукциона.
Объектом закупки является оказание услуг по комплексному обслуживанию строительных конструкций зданий и инженерной инфраструктуры ФКУ РГАВМФ.
Заказчик является Архивом, целью которого согласно Уставу, утвержденному приказом Федерального архивного агентства, от 23.03.2017 года N 39, является хранение документов Архивного фонда Российской Федерации (документов центральных органов управления ВМФ, штабов, управлений флотов и флотилий; частей и соединений флота, кораблей, военно-морских баз, портов, крепостей, военно-морских учебных заведений, судебно-следственных органов и исправительных учреждений ВМФ и пр. согласно п. 2.2 Устава) и других архивных документов, поступающих в Архив, и обеспечение их сохранности.
В состав инженерной инфраструктуры Заказчика, подлежащей комплексному обслуживанию, входят следующие системы (Содержание Технического задания, Том 2 Документации об электронном аукционе):
- сантехническое оборудование, тепловые сети, водяное и спринклерное пожаротушения;
- оборудование системы вентиляции и кондиционирования воздуха;
- электроустановки, включая электрооборудование программно-аппаратного комплекса систем автоматизации и диспетчеризации;
- автоматические установки газового пожаротушения, пожарная сигнализация и автоматическое управление газовым пожаротушением, автоматическая установка водяного пожаротушения, система автоматической противопожарной защиты, пожарный водопровод, автоматическая установка речевого оповещения, система контроля и управления доступом (СКУД), система видеонаблюдения, система охранной сигнализации, структурированная кабельная сеть (СКС), система оперативной связи, система учёта холодного и горячего водоснабжения, система управления центрального отопления и горячего водоснабжения Danfoss, диспетчеризация общеинженерных систем, система диспетчеризации лифтов "Ресурс-Л", система сбора и обработки информации, учрежденческая АТС (УАТС);
- профилактические работы для поддержания стеллажного оборудования в рабочем состоянии (подразумевает работы со стеллажами, на которых размещены архивные документы непосредственно в архивохранилищах).
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Согласно п. 5.2.1 ГОСТ Р 53704-2009 "Системы безопасности комплексные и интегрированные. Общие технические требования" (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 1140-ст): в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности", Федеральным законом Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом Российской Федерации от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", ГОСТ Р 22.1.12, ГОСТ Р 50775, ГОСТ Р 50776 в состав комплексных систем безопасности входят следующие технические подсистемы:
- дежурно-диспетчерская;
- производственно-технологического контроля;
- охранной и тревожной сигнализации;
- пожарной сигнализации;
- контроля и управления доступом;
- теле/видеонаблюдения и контроля;
- досмотра и поиска;
- пожарной автоматики (пожаротушения, противодымной защиты, оповещения, эвакуации);
- связи с объектом;
- защиты информации;
- инженерно-технических средств физической защиты;
- инженерного обеспечения объекта:
электроосвещения и электропитания;
газоснабжения;
водоснабжения;
канализации;
поддержания микроклимата (теплоснабжение, вентиляция, кондиционирование).
Согласно пункту 5.2.2 ГОСТ Р 53704-2009 состав и количество объектовых подсистем КСБ (5.2.1 ГОСТ Р 53704-2009) могут варьироваться в зависимости от назначения и значимости защищаемого объекта и конкретных условий по комплексному обеспечению его безопасности.
Таким образом, вся инженерная инфраструктура Федерального казенного учреждения "Российский государственный архив Военно-Морского Флота", подлежащая обслуживанию по контракту, состоит из систем обеспечения безопасности архивных документов и самих зданий - Объектов.
Вместе с тем те же системы обеспечения безопасности отвечают за сохранность архивных документов, так как обеспечивают защиту от пожара, поддерживают определенных температурно-влажностный режим (микроклимат), необходимый для сохранности исторических архивных документов.
Кроме того, в обязанность Исполнителя по Контракту входят профилактические работы для поддержания стеллажного оборудования в рабочем состоянии, что допускает прямой контакт Исполнителя с папками архивных документов.
Из вышесказанного следует, что оказание услуг связано с необходимостью допуска исполнителя к системам обеспечения безопасности и сохранности архивных документов и что Заказчик обязан был установить и, руководствуясь п. 1(3) Приложения 1 Постановления Правительства РФ N 99, установил в извещении и в Документации об электронном аукционе таковые дополнительные требования к Участникам закупки в связи со спецификой исполнения обязательство по Контракту, которая обуславливает необходимость допуска Исполнителя по Контракту к хранилищам архива (Федерального казенного учреждения "Российский государственный архив Военно-Морского Флота"), к системам обеспечения безопасности и сохранности архивных документов.
Анализ извещения об осуществлении закупки показал, что Заказчиком установлены следующие дополнительные требования к участникам закупки:
"К Участникам аукциона предъявляются требования о соответствии требованиям, установленным в соответствии с частями 1, 1.1, 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (в действующей редакции).
Исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (в действующей редакции):
1) документы, подтверждающие соответствие Участника закупки дополнительным требованиям, установленным Заказчиком в соответствии с п. 1(3) Приложения 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 в связи со спецификой выполнения работ по Контракту, а именно:
копия исполненного контракта (договора);
копия акта (актов) выполненных работ, оказанных услуг, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора).
Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке".
В силу ч. 12 ст. 24.2 Закона о контрактной системе в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида электронные документы (или их копии), предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 3 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявителем вышеуказанные документы, подтверждающие соответствие дополнительным требованиям, не были направлены оператору электронной площадки, в связи с чем, заявка на участие в электронном аукционе была отклонена.
Довод жалобы признан необоснованным.
2. В соответствии с представленными возражениями Заказчика, требование о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявки лицензии, разрешающей осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений не установлено.
В п. 2.3 Документации об электронном аукционе установлены единые и дополнительные требования к участникам закупки. Так к требованию, указанному в пп. 1 п. 2.3 Документации об электронном аукционе о соответствии Участников закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, имеется ссылка*, в которой указано:
*) ВНИМАНИЮ УЧАСТНИКОВ ЗАКУПКИ:
а1) В связи с тем, что лицу оказывающего услуги по зданию - Объекту по Контракту, расположенному по адресу: г. Санкт-Петербург, Миллионная, д. 36, литер "А" и "Б", требуется лицензия, разрешающая осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданная Управлением Федеральной службой безопасности Российской Федерации, то у Исполнителя должна быть в наличии собственная государственная лицензия, разрешающая осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданная Управлением Федеральной службой безопасности Российской Федерации либо в случае привлечения Исполнителем субподрядчика для оказания услуг по Контракту внутри такового здания - Объекта у такового субподрядчика должна быть в наличии государственная лицензия, разрешающая осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданная Управлением Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
а2) В связи с тем, что один из объектов, подлежащих комплексному обслуживанию по Контракту, расположенный по адресу: г. Санкт-Петербург, Миллионная, д. 36, литер "А", является объектом культурного наследия федерального значения на основании Постановления Правительства РФ N 527 от 10.07.2001 г., то для оказания услуг по Контракту на данном Объекте у Исполнителя либо привлекаемого им субподрядчика должна быть государственная лицензия на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выданной Министерством культуры Российской Федерации на следующий вид выполняемых работ: ремонт и приспособление объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
а3) Для выполнения части работ по Контракту у Исполнителя либо привлекаемого им субподрядчика должна быть государственная лицензия на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на следующие виды выполняемых работ:
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
Требование о представлении копий названных выше лицензий в пп. а1) - а3) в составе Заявки на участие в электронном аукционе не установлено.
Копии соответствующих документов, подтверждающих наличие требуемых лицензий у Исполнителя либо привлекаемого субподрядчика должны быть представлены Исполнителем Заказчику в сроки и в порядке установленном Контрактом.
Эти положения Документации об электронном аукционе информируют потенциальных Участников закупки о том, что:
- для выполнения части работ (услуг) по Контракту требуются лицензии;
- Документацией об электронном аукционе не установлено требование о включении в состав Заявки собственных лицензии Участника закупки;
- копии соответствующих документов, подтверждающих наличие требуемых лицензий у Исполнителя либо привлекаемого им субподрядчика должны быть представлены Исполнителем Заказчику в сроки и в порядке установленном Контрактом.
Правоотношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, регламентируются Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон о государственной тайне). При этом устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно".
Согласно абзацу 1 статьи 17 Закона о государственной тайне передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан - соответствующего допуска.
Следовательно, обязанность проверки наличия у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности лежит на стороне, которая передает такие сведения, и на должностном лице, санкционирующем их передачу.
В соответствии с абзацем 1 статьи 27 Закона о государственной тайне допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Согласно статье 2 Закона о государственной тайне доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, предоставляет собой санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.
Таким образом, лицензия на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности требуется, если при выполнении работ такие сведения передаются заказчиком работ в объеме, необходимом для исполнения обязательств.
Объектом закупки является оказание услуг по комплексному обслуживанию строительных конструкций зданий и инженерной инфраструктуры Федерального казенного учреждения "Российский государственный архив Военно-Морского Флота", включая помещения архивохранилищ и систем безопасности зданий - Объектов, в которых содержатся сведения составляющие государственную тайну.
Таким образом, при оказании услуг, предусмотренных Документацией об аукционе в электронной форме, Исполнитель оказывает услуги в зданиях-Объектах РГАВМФ, в том числе в помещениях, в которых хранятся документы, составляющие государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну, а также осуществляет их комплексное техническое обслуживание.
Довод жалобы не нашёл своего подтверждения ходе заседания Комиссии УФАС.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "БИС" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 ноября 2021 г. N 44-5298/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.12.2021