Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБСУСО "Психоневрологический интернат N 1" (далее - Заказчик):,
ООО "ДТКП" (далее - Заявитель):,
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 35406-ЭП/21 от 15.11.2021) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку продуктов питания (извещение N 0372200192121000064) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 29.10.2021 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200192121000064. Начальная (максимальная) цена контракта - 31 906 103, 87 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационноvй системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно сведениям протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 11.11.2021 N 0372200192121000064-1 первой части заявки Заявителя отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям:
"на основании п.2 ч.4 ст.67 Закона 44-ФЗ (На основании п. 2 ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в виду несоответствии информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" требованиям документации о таком аукционе, а именно: в составе первой части заявки в отношении товара п.7 Продукты из свинины копчено-запеченные участником указано: "Отклонения от калорийности: 53 ккал.". Требования заказчика: "Отклонения от калорийности: 53 ккал.". В соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки во всех случаях, не указанных в данной инструкции, значения показателей остаются неизменяемыми, включая все слова, знаки, словосочетания, союзы, предлоги и т.п., кроме слов "должен", "должен быть"; в составе первой части заявки в отношении товара п.8 Горошек зеленый: "Массовая доля хлоридов: 0,8-1,5 %.". Требование заказчика: "Массовая доля хлоридов: 0,8-1,5 %". В соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки: при установлении требований к значениям показателя с использованием знака "-", участник закупки в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе должен предоставить диапазон конкретных значений показателя, где минимальное значение из диапазона должно быть равно или быть больше значения установленного Заказчиком, а максимальное значение из диапазона должно быть равным или быть больше значения установленного Заказчиком. Указанные участником минимальное и максимальное значения границ диапазона не могут быть одновременно равны и одновременно больше значений, установленных в требованиях к конкретным значениям границ диапазона, определенных документацией.)".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного ч. 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Частью 6 ст. 66 Закона о контрактной системе запрещается требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации.
Требования к товарам, которые поставляются Заказчику установлены в Приложении N 4 к Техническому заданию аукционной документации "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям".
В отношении товарной позиции N 7 "Иглодержатель, многоразового использования" Заказчиком установлено требование в отношении характеристик товара:
"Продукты из свинины копчено-запеченные: Отклонения от калорийности: 53 ккал".
Комиссия УФАС отмечает, что действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом Заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями Заказчика.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований Заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Неустановление Заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь, может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели Заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в аукционе, содержащейся разделе 19 аукционной документации, предусмотрены следующие указания относительно порядка предоставления сведений:
"В соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки во всех случаях, не указанных в данной инструкции, значения показателей остаются неизменяемыми, включая все слова, знаки, словосочетания, союзы, предлоги и т.п., кроме слов "должен", "должен быть".
Анализ первой части заявки Заявителя показал, что в отношении спорной товарной позиции участником представлены, в том числе, следующие сведения: "Отклонения от калорийности: 53 ккал".
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что представленное участником значение отклонения от калорийности в полной мере соответствует установленным Заказчиком требованиям. Отсутствие в составе первой части заявки знака "" не свидетельствует, что Заказчику будет поставлен товар, который не соответствует его потребности и требованиям технического задания.
В рассматриваемом случае, основанием для принятия решения об отказе участнику в допуске к аукциону послужило не содержание заявки (ее сути) а форма представления сведений о товаре.
Иными словами, самой по себе форме подачи заявки Заказчиком (его аукционной комиссией) придается значение большее, чем содержанию заявки (ее сути); посредством смысловой интерпретации Заказчиком указанного в заявке отдельной словоформы искажается смысловая нагрузка содержания заявки в целом (в единстве всех ее частей), утрачивается должное восприятие действительной воли участника аукциона, его готовности поставить Заказчику продукцию, в полной мере удовлетворяющую его потребностям, в соответствии с указанными им нормативно-техническими требованиями.
В отношении товарной позиции N 8 "Горошек зеленый" Заказчиком установлено требование в отношении характеристик товара:
"Массовая доля хлоридов: 0,8-1,5 %".
Анализ первой части заявки Заявителя показал, что в отношении спорной товарной позиции участником представлены, в том числе, следующие сведения: "Массовая доля хлоридов: 0,8-1,5 %.".
В соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки: при установлении требований к значениям показателя с использованием знака "-", участник закупки в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе должен предоставить диапазон конкретных значений показателя, где минимальное значение из диапазона должно быть равно или быть больше значения установленного Заказчиком, а максимальное значение из диапазона должно быть равным или быть больше значения установленного Заказчиком. Указанные участником минимальное и максимальное значения границ диапазона не могут быть одновременно равны и одновременно больше значений, установленных в требованиях к конкретным значениям границ диапазона, определенных документацией.)".
Комиссия УФАС констатирует, что в отношении рассматриваемой товарной позиции Заказчиком установлено требование о соответствии товара ГОСТ 34112-2017.
В соответствии с Таблицей 2 ГОСТ 34112-2007 массовая доля хлоридов для горошка составляет 0,8-1,5 %.
Следовательно, в указанной части заявка Заявителя в полной мере соответствует требованиям технического задания и положениям государственного стандарта. Таким образом, представленные значения показателей в полной мере удовлетворяют потребности Заказчика и соответствуют требованиям, установленным в аукционной документации, а у аукционной комиссии Заказчика отсутствовали достаточные основания для принятия решения об отказе участнику в допуске к участию в электронном аукционе.
Следовательно, жалоба признана обоснованной, а в действиях аукционной комиссии Заказчика установлено нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ДТКП" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении аукционной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 ноября 2021 г. N 44-5305/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.12.2021