Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу (далее - Заказчик):
ООО "Специализированное проектное бюро" (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 36579-ЭП/21 от 23.11.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по эксплуатационному обслуживанию зданий, помещений, инженерно-технических систем, оборудования и санитарно-технических работ, услуг по уборке и содержанию зданий и прилегающей территории объектов Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу в период с 01.12.2021 по 30.11.2023 г (извещение номер 0172100009221000035) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 20.10.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172100009221000035. Начальная (максимальная) цена контракта - 251 476 860, 20 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя:
- в нарушении правил описания объекта закупки в части объединения в одну закупку нескольких оказываемых услуг,
- в установлении не предусмотренных Законом о контрактной системе требований к закупаемым услугам;
- в установлении требований к закупаемым товарам, ограничивающих количество участников закупки;
- в неправомерном выборе способа закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе, под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования положений ст. 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки (Обзор судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
В силу ч.ч. 5-6 ст. 23 Закона о контрактной системе, формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ) установлены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 7 Правил использования КТРУ установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Позиция классификатора определяется Заказчиком самостоятельно путем соотнесения предмета закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки в области применения.
Выбор кода ОКПД2 не должен осуществляться с целью изменения способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть, в случае указания неверного кода (аналогичная позиция отражена в письме ФАС России от 13.03.2019 N ИА/19176/19).
Предметом закупки является оказание услуг по эксплуатационному обслуживанию зданий, помещений, инженерно-технических систем, оборудования и санитарно-технических работ, услуги по уборке и содержанию зданий и прилегающих территорий Управления Федеральной налоговой службы России по Санкт-Петербургу в период с 01.12.2021 г. по 30.11.2023 г.
Из сведений извещения следует, что Заказчиком в отношении рассматриваемой закупки определен код ОКПД2 81.10.10.000 "Услуги по обслуживанию помещений комплексные".
В соответствии с ОКПД2, код вида 81.10.10 включает: предоставление комплексных услуг по обслуживанию помещений клиента, таких как общая уборка, техническое обслуживание, вывоз мусора, обеспечение охраны и безопасности, доставка почты, услуги службы приема, услуги прачечных и т.д.
Из положений Технического задания следует, что оказанию подлежит комплекс услуг по эксплуатационному обслуживанию зданий, помещений, инженерно-технических систем, оборудования и санитарно-технических работ, услуг по уборке и содержанию зданий и прилегающей территории объектов УФНС России по Санкт-Петербургу, то есть комплексное обслуживание в том смысле, который отражен в контексте кода ОКПД2 81.10.10.000.
Кроме того, из пояснений представителей Заказчика следует, что закупка указанных комплексных услуг предусмотрена в отношении одних и тех же помещений, оборудования, принадлежащих Заказчику, что является целесообразным и экономически обоснованным для хозяйствующего субъекта.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, а также учитывая, что Заявитель на заседание Комиссии УФАС и в составе жалобы доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность доводов, не представил, Комиссия УФАС приходит к выводу, что доводы Заявителя о нарушении правил описания объекта закупки, выразившиеся в объединении в одну закупку нескольких оказываемых услуг не нашли своего подтверждения.
Кроме того, Комиссия УФАС отмечает, что согласно п. 4 ч. 11 ст. 105 Закона о контрактной системе, жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если по жалобе на те же действия (бездействие) принято решение суда или контрольного органа в сфере закупок.
Кроме того, Комиссия УФАС констатирует, что 17.10.2021 Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России была рассмотрена жалоба ООО "СК ТИТАН" на действия Заказчика аналогичного содержания, по результатам рассмотрения которой принято соответствующее решение по делу N 44-5124/21.
Таким образом, рассматриваемая жалоба в указанной части подана Заявителем на те же действия (бездействие), в отношении которых принято решение контрольного органа в сфере закупок, а, следовательно, у Комиссии УФАС отсутствуют правовые основания для переоценки ранее вынесенного решения.
2. В соответствии с ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе, заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В силу ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе, заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.
Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р установлен перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень).
Комиссия УФАС отмечает, что Закон о контрактной системе и иное федеральное законодательство или законодательство субъекта РФ не содержат положений, ограничивающих возможность Заказчика в самостоятельном определении кода ОКПД проводимых закупок.
Так же, Закон о контрактной системе не регламентируют правила отнесения тех или иных товаров, работ или услуг к конкретному коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности.
Таким образом, Заказчик, определяя коды ОКПД, должен указывать наиболее подходящие по предмету закупки.
Из содержания извещения о проведении закупки, конкурсной документации следует, что в объект рассматриваемой закупки Заказчиком включена закупка комплексных услуг по обслуживанию помещений Заказчика, которая относятся к коду ОКДП 2 - 81.10.10.000 "Услуги по обслуживанию помещений комплексные".
Комиссия УФАС констатирует, что указанный вид услуг не включен в перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок, которых Заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме.
Комиссия УФАС отмечает, что выбранный и указанный в извещении Заказчиком код ОКПД2 81.10.10.000 "Услуги по обслуживанию помещений комплексные" установлен Заказчиком с учетом специфики оказания закупаемой комплексной услуги.
При указанных обстоятельствах, Комиссия УФАС приходит к выводу о необоснованности доводов Заявителя в указанной части.
3. Относительно довода Заявителя об указании Заказчиком в ч. 3 Раздела III Технического задания требования о соблюдении участником закупки положений Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) и Методических рекомендаций по эксплуатации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)", направленных Письмом Минкультуры России от 22.02.2017 N 45-01.1-39-НМ (далее - Методические рекомендации N 45-01.1-39-НМ), учитывая отсутствие в конкурсной документации информации о принадлежности каких-либо объектов (адресов) обслуживания к объектам культурного наследия, а также не установлении необходимости наличия у участника закупки лицензии на деятельность по сохранению объектов культурного наследия, Комиссия УФАС отмечает следующее.
Положением о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2012 N 349 "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Положение) определен порядок лицензирования деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты), осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
При этом, приложением к Постановлению Правительства Российской Федерации от 19.04.2012 N 349 установлен исчерпывающий перечень работ, составляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а именно:
1. Разработка проектной документации по консервации, реставрации и воссозданию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
2. Разработка проектной документации по ремонту и приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
3. Реставрация, консервация и воссоздание оснований, фундаментов, кладок, ограждающих конструкций и распорных систем;
4. Реставрация, консервация и воссоздание металлических конструкций и деталей;
5. Реставрация, консервация и воссоздание деревянных конструкций и деталей;
6. Реставрация, консервация и воссоздание декоративно-художественных покрасок, штукатурной отделки и архитектурно-лепного декора;
7. Реставрация, консервация и воссоздание конструкций и деталей из естественного и искусственного камней;
8. Реставрация, консервация и воссоздание произведений скульптуры и декоративно-прикладного искусства;
9. Реставрация, консервация и воссоздание живописи (монументальной, станковой);
10. Реставрация, консервация и воссоздание исторического ландшафта и произведений садово-паркового искусства;
11. Ремонт и приспособление объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Комиссия УФАС констатирует, что в конкурсной документации Заказчиком не установлены вышеперечисленные виды работ, на выполнение которых участником закупки должна быть получена лицензия.
Следовательно, Заказчик правомерно в конкурсной документации не отразил требование к участникам закупки о наличии лицензии.
Вместе с тем, как было отмечено Заказчиком, часть объектов (зданий), перечисленных в пункте 1.2 раздела III Технического задания, являются объектами культурного наследия.
Пунктами 1.3, 1.4., 1.5 Методических рекомендации N 45-01.1-39-НМ установлено, что:
- эксплуатация объекта культурного наследия - комплекс работ по содержанию, обслуживанию и ремонту здания (сооружения), являющегося объектом культурного наследия. Эксплуатация здания (сооружения) включает в себя: техническое обслуживание, санитарное содержание, ремонтные работы с учетом требований действующего законодательства в сфере сохранения объектов культурного наследия и в соответствии с охранными обязательствами.
- техническое обслуживание здания (сооружения) периодические плановые осмотры ответственными лицами несущих конструкций и инженерного оборудования - с целью оценки его технического состояния и выявления несоответствия установленным нормам и требованиям в сфере сохранения объектов культурного наследия, пожарной и технической безопасности, а также технический мониторинг состояния здания, в том числе с использованием автоматизированных систем наблюдения.
- санитарное содержание здания (сооружения) - это уборка придомовой территории, содержание и уход за элементами озеленения, обрезка деревьев, обслуживание водостоков, дренажной канализации в целях исключения влияния природных и техногенных факторов на сохранение объектов культурного наследия.
Следовательно, Заказчик правомерно в части 3 раздела III Технического задания установил требование к участникам закупки о необходимости соблюдения при оказании закупаемых услуг положений Закона N 73-ФЗ и Методических рекомендации N 45-01.1-39-НМ.
Таким образом, в указанной части жалобы Комиссия УФАС находит доводы Заявителя необоснованными.
4. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом из содержания вышеуказанных норма Закона о контрактной системе, при формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В своей жалобе Заявитель утверждает, что при описании объекта закупки Заказчик установил характеристики, показатели и значения поставляемых при оказании услуг товаров, которые характерны только для товаров, производимых конкретным производителем. В частности, Заявитель в своей жалобе указал, что для установленных габаритных размеров "Извещатель охранный тип 1" в размере 68х94х43 мм подходит исключительно извещатель охранный объёмный оптико-электронный адресный "С2000-ИК ИСП.03" производства ЗАО НВП "Болид", а для установленных габаритных размеров "Извещатель охранный тип 2" в размере 105х75х56 мм подходит исключительно извещатель охранный объёмный оптико-электронный адресный "С2000-ИК ИСП.02" производства ЗАО НВП "Болид".
В свою очередь, Комиссия УФАС отмечает, что описание, содержащееся в составе документации, не содержит указаний на товарные знаки и другие средства индивидуализации, которые позволили бы соотнести закупаемое Заказчиком оборудование с оборудованием производства конкретного производителя, на которого указывает Заявитель в своей жалобе.
Вместе с тем, в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих доводы Заявителя о том, что указанные в документации требования не определяют потребности Заказчика и характеры только для товара, указанного Заявителем в жалобе.
В рассматриваемом случае Комиссия УФАС не усматривает в действиях Заказчика признаков ограничения количества участников закупки.
Таким образом, доводы Заявителя Комиссия УФАС находит необоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Специализированное проектное бюро" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 29 ноября 2021 г. N 44-5329/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.12.2021