Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГКУ "Пискаревское мемориальное кладбище" (далее - Заказчик):
ООО "ПРИОРИТЕТ" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 36428-ИП/21 от 23.11.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг - дежурство бригад скорой медицинской помощи для оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе, в объеме скорой медицинской помощи, всем обратившимся, в том числе лицам пожилого возраста, и доставки пациентов, при необходимости, в дежурные медицинские организации г.Санкт-Петербурга (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 10.11.2021 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200121821000044. Начальная (максимальная) цена контракта - 317 333, 20 рублей.
ООО "ПРИОРИТЕТ" в жалобе указало на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении ненадлежащих требований к участникам закупки, которые, в том числе, ограничивают количество участников закупки.
Представитель Заказчика с доводами Заявителя согласился, пояснив, что в ходе размещения рассматриваемой закупки у Заказчика возникла техническая сложность по несению соответствующих изменений в документацию, исключающих неправомерные требования к участникам закупки.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с частью III документации об аукционе "Техническое задание", предметом закупки является право заключения контракта на оказание услуг - дежурство бригад скорой медицинской помощи для оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе, в объеме скорой медицинской помощи, всем обратившимся, в том числе лицам пожилого возраста, и доставки пациентов, при необходимости, в дежурные медицинские организации г.Санкт-Петербурга.
В соответствии с положением Информационной карты аукционной документации, Заказчиком установлено следующие требования к участникам закупки:
Наличие действующих Лицензий на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей право на оказание услуг, в соответствии Федеральным Законом от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О Лицензировании отдельных видов деятельности"; Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 г. N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")"; Приказом Министерства здравоохранения РФ от 19.08.2021 г. N 866н "Об утверждении классификатора работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность"; Приказом Минздрава России от 28.10.2020 г. N 1165н "Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями укладок и наборов для оказания скорой медицинской помощи" (зарегистрировано в Минюсте России 26.11.2020 г. N 61099):
- лицензия на осуществление медицинской деятельности: при оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги): при оказании скорой специализированной медицинской помощи вне медицинской организации, в том числе выездными экстренными консультативными бригадами скорой медицинской помощи, по: анестезиологии и реаниматологии; реаниматологии; педиатрии; психиатрии.
- лицензия по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсов, культивированию наркосодержащих растений: Хранение наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской федерации; Перевозка наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской федерации; Приобретение наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской федерации; Использование наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской федерации в медицинских целях; - Хранение психотропных веществ, внесенных в список III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской федерации; Перевозка психотропных веществ, внесенных в список III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской федерации; Приобретение психотропных веществ, внесенных в список III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской федерации; Использование психотропных веществ, внесенных в список III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской федерации, в медицинских целях.
Также Заказчиком установлено требование о представлении в составе второй части заявки документов, подтверждающих вышеуказанные требования к участникам закупки.
Комиссия УФАС отмечает, что в силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки должна содержать информацию и документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), утвержден перечень видов деятельности, на который требуется выдача соответствующих лицензий и разрешений.
Перечень лицензируемых видов деятельности определен Законом о лицензировании, в частности, в соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12 Закона, лицензированию подлежит медицинская деятельность.
Согласно ч. 1 ст. 704 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика - из его материалов, его силами и средствами.
Согласно ч. 1 ст. 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Исходя из положений ст. 31 Закона о контрактной системе, требование о наличии соответствующей лицензии, членства или свидетельства возможно только от участника закупки, то есть юридического или физического лица, принимающего непосредственное участие в закупке.
Как уже было отмечено выше, в соответствии с документацией, одним из требований к участникам закупки является наличие действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности при оказании скорой специализированной медицинской помощи вне медицинской организации, в том числе выездными экстренными консультативными бригадами скорой медицинской помощи, по: анестезиологии и реаниматологии; реаниматологии; педиатрии; психиатрии.
В свою очередь, объект рассматриваемой закупки не предусматривает оказания услуг скорой специализированной медицинской помощи вне медицинской организации, в том числе выездными экстренными консультативными бригадами скорой медицинской помощи, по: анестезиологии и реаниматологии; реаниматологии; педиатрии; психиатрии, что также подтверждено Заказчиком на заседании Комиссии УФАС, в связи с чем требование о наличии у участника закупки лицензии на право оказания медицинских услуг по указанным видам деятельности, не включенным в объект закупки, является неправомерным.
При установленных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 6 ст. 31, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении путем внесения изменений в аукционную документацию.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПРИОРИТЕТ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 6 ст. 31, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 29 ноября 2021 г. N 44-5327/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.12.2021