На основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N1576 от 01.10.2020 г.), приказов Управления Федеральной антимонопольной службы по КЧР "О проведении внеплановых проверок", Инспекция Карачаево-Черкесского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
провела внеплановую камеральную проверку на предмет соответствия действий (бездействия) Министерства здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики (далее - заказчик) требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении закупок способом электронного аукциона N0179200001721000208 "Поставка термопринтеров и сканеров штрих-кодов для подключения к лабораторной информационной системе", N0179200001721000211 "Поставка лекарственных препаратов "Тикагрелор", N0179200001721000212 "Поставка лекарственных препаратов "Ривароксабан",
Установила:
В Карачаево-Черкесское УФАС России поступило обращение от Федеральной антимонопольной службы России о необходимости проведения внеплановой проверки на предмет соответствия действий (бездействия) заказчика требованиям Закона о контрактной системе.
На основании п.2 ч.15 ст.99, ч.26 ст.99 Закона о контрактной системе для всесторонней проверки Карачаево-Черкесским УФАС истребованы необходимые документы и сведения от заказчика.
Изучив материалы дела, Инспекция пришла к следующим выводам.
На основании ч.2 Постановления Правительства РФ N728 от 26.08.2013 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - ПП РФ N728 от 26.08.2013 г.) Федеральная антимонопольная служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителе).
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных Законом о контрактной системе случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта (п.2 ст.3 Закона о контрактной системе).
1. 02.09.2021 г. 15:42 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликован электронный аукцион N0179200001721000208 "Поставка термопринтеров и сканеров штрих-кодов для подключения к лабораторной информационной системе" для неограниченного круга лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении аукциона и документации об аукционе с начальной (максимальной) ценой муниципального контракта - 160 000,00 рублей.
В материалы проверки заказчиком представлены: извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N0179200001721000208 "Поставка термопринтеров и сканеров штрих-кодов для подключения к лабораторной информационной системе".
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 02.09.2021 г. в 15:42 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 10.09.2021 г. 10:00 ч.; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок - 13.09.2021 г. Дата проведения аукциона в электронной форме - 14.09.2021 г.
На участие в электронном аукционе были поданы 3 заявки.
30.09.2021 г. между заказчиком и обществом с ограниченной ответственностью "БитБук" заключен государственный контракт N0179200001721000208 на поставку термопринтеров и сканеров штрих-кодов для подключения к лабораторной информационной системе на сумму - 112 000,00 рублей.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с ч.27 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с ч.7, 7.1 и 7.2 ст.96 Закона о контрактной системе. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно документации об аукционе, закупка проводится для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с п.5.3. проекта государственного контракта предусмотрено, что денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения государственного контракта, возвращаются поставщику при условии надлежащего исполнения им всех своих обязательств по государственному контракту, заключаемому по результатам проведения Аукциона, в течение 30 дней со дня получения Заказчиком соответствующего письменного требования поставщика, что не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В силу ч.27 ст.34 Закона о контрактной системе, срок возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренных контрактом.
Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего срок возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения государственного контракта, нарушают ч.27 ст.34 Закона о контрактной системе.
1.1. П.1 ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений ч.13 ст.37 Закона о контрактной системе, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В соответствии с ч.13.1 ст.34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч.7 ст.94 Закона о контрактной системе, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в ч.8 ст.30 Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Заказчиком в п.3.4 проекта контракта установлено, что оплата поставленного товара производится не позднее 30 календарных дней с момента подписания Заказчиком документа о приемке товара, что не соответствует п.1 ч. 13, ч.13.1 ст.34, ч.8 ст. 30 Закона о контрактной системе, где сказано, что срок оплаты должен составлять не более 15 календарных дней.
Тем самым Инспекция приходит к выводу, что заказчик, установив порядок оплаты с нарушением ч.13.1. ст.34 Закона о контрактной системе, допустил нарушение п.1 ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе.
1.2. Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч.1 ст.59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается Заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень информации, которую должна содержать документация об аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с ч.11 ст.34 Закона о контрактной системе установлено, что для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Р", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п.15 правил разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.07.2014 г. N606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения" (далее - Правила), типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению в случаях, если извещения об осуществлении закупок размещены в единой информационной системе в сфере закупок (приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом направлены) или если контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, не предусматривающих размещения в единой информационной системе извещения о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заключается по истечении 30 календарных дней после дня размещения типового контракта, типовых условий контракта в единой информационной системе в сфере закупок, но не ранее дня вступления в силу нормативного правового акта ответственного органа, утверждающего типовой контракт, типовые условия контракта.
П.16 Правил установлено, что условием применения типовых контрактов, типовых условий контрактов является одновременное соответствие показателей для применения типового контракта, типовых условий контракта, указанных в информационной карте, данным, характеризующим конкретную закупку по следующим показателям:
а) коды закупаемых товаров, работ, услуг по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), а также по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
б) размер начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
в) иные показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта (при наличии иных показателей в информационной карте).
В соответствии с документацией об аукционе, извещением о проведении электронного аукциона, объектом закупки является поставка термопринтеров и сканеров штрих-кодов для подключения к лабораторной информационной системе для нужд Министерства здравоохранения Карачаево-Черкесской Республик. Указанный объект закупки включен. Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" под кодом 26.20.16.150 (Сканеры), входящий в код 26.2 "Компьютеры и периферийное оборудование".
В соответствии с Приложением N6 к приказу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 07.04.2020 г. N1152 "Об утверждении типового контракта на оказание услуг выставочной и ярмарочной деятельности, типового контракта на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, типового контракта на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, судостроительной промышленности, авиационной техники, средств автотранспортных, оборудования для измерения, испытаний и навигации, бумаги, картона, мебели для офисов и предприятий торговли, оборудования электрического осветительного, оборудования промышленного холодильного и вентиляционного, информационных карт данных типовых контрактов" указанный типовой контракт применяется к коду общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности 26.2 "Компьютеры и периферийное оборудование", следовательно Типовой контракт подлежит применению при осуществлении закупки.
Однако в нарушение ч.3 ст.7, ч.11 ст 34 Закона о контрактной системе, типовой контракт заказчиком при осуществлении закупки не применялся.
При изучении в рамках проводимой проверки Инспекцией проекта контракта, размещенного на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Инспекцией установлено, что Заказчиком не применялся Типовой контракт, что свидетельствует о нарушении Заказчиком требований ч.11 ст.34 Закона о контрактной системе.
2. 03.09.2021 г. 20:03 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликован электронный аукцион N0179200001721000211 "Поставка лекарственных препаратов "Тикагрелор" для неограниченного круга лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении аукциона и документации об аукционе с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 4 927 808,70 рублей.
В материалы проверки заказчиком представлены: извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N0179200001721000211 "Поставка лекарственных препаратов "Тикагрелор" от 03.09.2021 г.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 03.09.2021 г. в 20:03 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 13.09.2021 г. 08:00 ч.; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок - 15.09.2021 г. Дата проведения аукциона в электронной форме - 16.09.2021 г.
На участие в электронном аукционе была подана 1 заявка.
30.09.2021 г. между заказчиком и обществом с ограниченной ответственностью "Медуза" заключен государственный контракт N0179200001721000211 на поставку лекарственного препарата "Тикагрелор" на сумму - 4 927 686,40 рублей.
3. 03.09.2021 г. 20:23 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликован электронный аукцион N0179200001721000212 "Поставка лекарственных препаратов Поставка лекарственных препаратов "Ривароксабан" для неограниченного круга лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении аукциона и документации об аукционе с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 674 397,92 рублей.
В материалы проверки заказчиком представлены: извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N0179200001721000212 "Поставка лекарственных препаратов "Ривароксабан" от 03.09.2021 г.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 03.09.2021 г. в 20:23 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 13.09.2021 г. 08:00 ч.; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок - 15.09.2021 г. Дата проведения аукциона в электронной форме - 16.09.2021 г.
На участие в электронном аукционе были поданы 3 заявки.
30.09.2021 г. между заказчиком и обществом с ограниченной ответственностью "Альфармед" заключен государственный контракт N0179200001721000212 на поставку лекарственного препарата "Ривораксабан" на сумму - 617 008,00 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Приказоми,
Решила:
1. Признать в действиях заказчика Министерства здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики нарушения ч.3 ст.7, ч.11, ч.27, п.1 ч.13, ч.13.1 ст.34 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. В связи с тем, что по соответствующей закупке N0179200001721000208 "Поставка термопринтеров и сканеров штрих-кодов для подключения к лабораторной информационной системе", государственный контракт заключен, предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КЧР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 1 декабря 2021 г. N 009/06/99-60/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.12.2021