Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии, Врио начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.,
Членов комиссии:
Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И. Г.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Резцовой А. М.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С. И.,
В присутствии представителей:
от заказчика - в отсутствие представителя,
от уполномоченного органа - Дворяткин А. В.,
от ООО "ФСК Монолит" - Токарев В. С.,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "ФСК Монолит" на действия заказчика - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, уполномоченного органа - Комитета Ставропольского края по государственным закупкам по факту осуществления закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме N 0121200004721000824 Выполнение работ в рамках реализации проекта "Прокладка второй нитки междугороднего канализационного коллектора Кисловодск - Ессентуки - Пятигорск"": по инженерным изысканиям, разработке градостроительной, проектной, сметной и рабочей документации.
По мнению заявителя жалобы действия заказчика при осуществлении закупки не соответствуют и нарушают требования Закона N 44-ФЗ.
Комиссия, рассмотрев доводы жалобы ООО "ФСК Монолит", выслушав стороны, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ст. 8 Закона N 44-ФЗ:
- Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
- Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
1. Согласно ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ - в контракт включаются обязательные условия:
- о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа;
- об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
В Приложении 3 к документации открытого конкурса в электронной форме "Проект государственного контракта" содержится п. 10.3., в соответствии с которым указано: "По взаимному согласию Стороны установили, что изменение в сторону сокращения лимитов капитальных вложений (лимитов бюджетных обязательств) либо несвоевременное их доведение до Заказчика являются обстоятельствами, исключающими вину Заказчика в части обязательств по оплате выполненных работ в установленном настоящим Контрактом порядке и сроки, а также исполнения других денежных обязательств по Контракту, что освобождает его от предусмотренной настоящим Контрактом ответственности".
Следовательно, фактически пунктом 10.3 государственного контракта документации установлено, что контракт является сделкой, совершенной под отлагательным условием - наличием лимита финансирования контракта.
При этом, положениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок, не предусмотрено, что контракт является сделкой, совершенной под отлагательным условием.
Таким образом, действия Заказчика по установлению положения пункта 10.3 проекта государственного контракта нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
2. В п. 2.21 Информационной карты заказчиком установлено: Требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), расходам на эксплуатацию товара, обязательности осуществления монтажа и наладки товара, обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара (при необходимости): срок гарантии качества составляет не менее 3 лет с момента ввода объекта в эксплуатацию после завершения его строительства
При этом, установить срок ввода объекта в эксплуатацию объективно невозможно, следовательно, невозможно определить срок окончания срока действия обеспечения гарантийных обязательств, не представляется возможным должным образом обеспечить гарантийные обязательства, в том числе определить срок действия банковской гарантии в обеспечение гарантийных обязательств.
3. При установлении критериев оценки заказчики должны руководствоваться положениями статьи 32 Закона о контрактной системе, а также Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года N 1085 (далее - Правила оценки). Часть 1 статьи 32 Закона N 44-ФЗ устанавливает закрытый перечень критериев оценки заявок на участие в конкурсе:
- цена контракта;
- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ (далее - расходы на эксплуатацию);
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - квалификация участника).
Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут использоваться для целей оценки.
Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
На основании изложенного, в целях выявления лучшего условия исполнения контракта, порядок оценки заявок, устанавливаемый заказчиком в документации о закупке, должен содержать:
1) предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке комиссией заказчика по осуществлению закупок и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;
2) инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки комиссией заказчика по осуществлению закупок;
3) зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами, или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (показателям критерия);
4) зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами, или шкала оценки, предусматривающая пропорциональное выставление баллов <1>) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "квалификация участников закупки" (показателям критерия), учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию, возможна количественная оценка.
Согласно установленному заказчиком в конкурсной документации порядку оценки по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлен показатель "деловая репутация участника закупки". При этом установлен следующий порядок оценки:
Значение индекса деловой репутации |
Шкала значений (Количество баллов по показателю) |
Имеется сертификат со значением индекса деловой репутации от 93 и выше |
100 |
от 73 и менее 93 |
78,5 |
от 53 и менее 73 |
57,0 |
от 33 и менее 53 |
35,5 |
от 13 и менее 33 |
14,0 |
ниже 13 (либо отсутствие сертификата) |
0 |
Комиссией установлено, что данный порядок оценки не является объективным, не направлен на выявление лучшего предложения по указанному критерию.
Как указано выше - согласно пункту 3 Правил оценки, "оценка" - это процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации закупки, лучших условий исполнения контракта.
Относительно установления порядка рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений участников закупки по нестоимостным критериям" в целях выявления лучшего условия исполнения контракта, документация о закупке должна содержать, в частности:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (показателям критерия) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
-пропорциональную зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "квалификация участников закупки" (показателям критерия), учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию, возможна количественная оценка.
Вместе с тем в представленной шкале оценки заявок пропорциональная связь не прослеживается.
Данный порядок оценки влечет за собой нарушение принципа равноправия и ограничения конкуренции по отношению ко всем участникам, ставит в значительное преимущественное положение отдельных хозяйствующих субъектов.
4. В конкурсной документации в частях 7-7.3 Информационной карты установлены критерии оценки и их показатели.
По критерию оценки N 2 "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлен показатель "деловая репутация участника закупки". Предметом оценки является "Наличие действующего сертификата соответствия ГОСТ Р 66.0.01-2017 "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы" (оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование, инженерные изыскания для строительства). По данному показателю учитывается значение индекса деловой репутации, указанное в сертификате соответствия. Сертификат соответствия требованиям ГОСТ Р 66.0.01-2017 должен быть выдан органом по сертификации, аккредитованным в установленном законом порядке Федеральной службой по аккредитации и допущенным к проведению работ по сертификации в системе добровольной сертификации, зарегистрированной Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) в установленном законом порядке. Область аккредитации органа по сертификации, аккредитованного в установленном законом порядке, должна включать оценку соответствия требованиям ГОСТ Р 66.0.01-2017. Область распространения (объекты сертификации) Системы добровольной сертификации, зарегистрированной в установленном законом порядке, должна включать оценку соответствия по требованиям ГОСТ Р 66.0.01-2017 "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы" (оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование, инженерные изыскания для строительства. Подтверждается документами: копия сертификата со всеми приложениями в соответствии с ГОСТ Р 66.0.01-2017 "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы" (оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование, инженерные изыскания для строительства), действующий на дату подачи заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
При этом, объектом данной закупки является проектные и изыскательские работы.
В соответствии с разделом 1 ГОСТ Р 66.0.01-2017 "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы", "Настоящий стандарт устанавливает общие положения, требования и структуру национальной системы стандартов в области оценки опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности.
ГОСТ Р 66.0.01-2017 не устанавливает правила оценки деловой репутации участника в области проектирования или инженерных изысканий.
В документации используется формулировка (оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование, инженерные изыскания для строительства).
Однако, оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих архитектурностроительное проектирование, получение сертификата регламентируются иным ГОСТ - ГОСТ Р 66.1.01-2015 "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов.
Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование" Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих инженерные изыскания регламентируется ГОСТ Р 66.1.02-2015 "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих инженерные изыскания".
Исходя из вышеуказанного, деловая репутация в области архитектурно-строительного проектирования и деловая репутация в области инженерных изысканий регламентируются разными ГОСТами.
Таким образом, заказчиком установлена оценка заявок по ГОСТ Р 66.0.01-2017, не содержащему стандартов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительному проектированию, являющихся объектом закупки.
5. Заказчиком в документации установлено требование, что предметом оценки является, в том числе: Квалификация сотрудников в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей по образованию (ОК 009-2016, принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.12.2016 N2007-ст) и стажем работы в проектных организациях не менее 5 лет - для подтверждения необходимо приложить копии следующих документов:
- копия диплома о высшем образовании по одной или нескольким специальностям "инженер", "архитектор", "геоэколог";
- копия трудового договора со специалистом;
- документ, подтверждающий стаж работы в проектных организациях (копия трудовой книжки).
Представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые подписи и печати.
Сведения о специалистах, которые не подтверждены вышеуказанными копиями документов, при оценке показателя не учитываются.
При этом, согласно п.1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" - обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Обработка персональных данных допускается, в том числе, в следующих случаях: "обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных".
Таким образом, если участник закупки предоставляет в заявке персональные данные своих сотрудников, такие как ФИО, СНИЛС, ИНН, необходимо получение от работника согласия на передачу этих данных Заказчику.
При этом, Заказчик не требует предоставить в заявке согласие между участником закупки и работниками о передаче ему персональных данных. Таким образом, Заказчик обязан потребовать в случае предоставления персональных данных (диплом, трудовая книжка), согласий всех сотрудников на передачу ему персональных данных. Участник закупки не имеет права передавать персональные данные Заказчику без получения согласия на обработку этих данных.
6. Заказчик устанавливает противоречивые требования между информационной картой документации и проектом контракта в части порядка и сроков предоставления гарантийных обязательств. В соответствии с частью 6.3. документации: Подрядчик в течение 5 дней до подписания документа приемки работ, но не позднее срока исполнения Контракта в соответствии со ст. 96 Федерального закона 44-ФЗ, предоставляет Заказчику обеспечение гарантийных обязательств в размере 1 % начальной (максимальной) цены Контракта.
Однако, далее указано: В соответствии с частью 8.10 проекта контракта: Подрядчик в течение 5 рабочих дней до подписания документа о приемки работ, но не позднее срока исполнения Контракта в соответствии со ст. 96 Федерального закона N 44-ФЗ, предоставляет Заказчику обеспечение гарантийных обязательств.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Содержание требований документации и требований к участникам закупки должно быть сформировано согласно требований Закона N44-ФЗ, с учетом внесенных изменений в Закон, и быть реально исполнимым, неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений документации, в которой содержатся требования как к участникам закупки, так и к информации которую необходимо указать в заявке участникам закупки, создает или может создать препятствия для потенциальных участников закупки на стадии заполнения заявок, и соответственно как барьер служит препятствием для подачи заявки тем самым нарушается принцип профессионализма заказчика, что создает угрозу обеспечения конкуренции, независимо от фактического результата закупки.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в создании заказчиком, нарушающим требований Закона N44-ФЗ, предпосылок к возникновению таких последствий.
В части остальных доводов жалобы действия заказчика не нарушают требований действующего законодательства, доказательств обратного заявителем не представлено.
При таких обстоятельствах, Комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок, в действиях заказчика установлены нарушения требований ч.1 ст.33, ст. 8, ст. 32 Закона N 44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ФСК Монолит" на действия заказчика - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, уполномоченного органа - Комитета Ставропольского края по государственным закупкам по факту осуществления закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме N 0121200004721000824 Выполнение работ в рамках реализации проекта "Прокладка второй нитки междугороднего канализационного коллектора Кисловодск - Ессентуки - Пятигорск"": по инженерным изысканиям, разработке градостроительной, проектной, сметной и рабочей документации - обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, уполномоченного органа - Комитета Ставропольского края по государственным закупкам нарушившим требования ч.1 ст.33, ст. 8, ст. 32 Закона N 44-ФЗ, в связи с чем, выдать заказчику обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии Е. А. Соколов
И. Г. Лыков
Члены комиссии
С. И. Рошевский
А. М. Резцова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 1 декабря 2021 г. N 026/06/64-2550/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.12.2021