Резолютивная часть объявлена 29.11.2021 г. Калининград
Изготовлено в полном объеме 02.12.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
И.С. Болтенко - заместитель руководителя Калининградского УФАС России;
Члены Комиссии:
Ю.А. Зацепина - заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
А.Н. Хлусова - заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
с участием представителей:
заказчика - Администрации Неманского городского округа: Ю.А. Тарасевич (по доверенности);
в отсутствие представителей Заявителя - ИП Меньшикова Р.А., уведомленных надлежащим образом о времени и месте заседания Комиссии,
рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи посредством плагина "TrueConf" жалобу ИП Меньшикова Р.А. (вх. N 9098 от 23.11.2021) на действия заказчика - Администрации Неманского городского округа при проведении открытого конкурса в электронной форме, предметом которого является выполнение работ по текущему содержанию объектов благоустройства Неманского городского округа на период с 01.01.2022 по 31.12.2022 года (извещение N 0335300002121000051) (далее - Конкурс), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 23.11.2021 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании Конкурсной документации.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
По мнению Заявителя, Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки заявок по показателю 2.1 "Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия N 2 "Квалификация участника закупки", поскольку при оценке по указанному показателю учитывается опыт исполнения контрактов (договоров) с ценой не менее 25 % от начальной (максимальной) цены контракта. Следовательно, весь остальной опыт менее 25% от начальной (максимальной) цены контракта, имеющийся у участника Конкурса, не будет учитываться.
Кроме того, Заявитель полагает, что порядок оценки заявок по показателю 2.1 "Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия N 2 "Квалификация участника закупки" установлен ненадлежащим образом, ввиду того, что по данному показателю учитываются исключительно контракты, договоры, которые исполнены не ранее чем за 3 года до даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Представитель Заказчика не согласился с доводами жалобы Заявителя и сообщил, что действия Заказчика при формировании Конкурсной документации соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
22.10.2021 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0335300002121000051 и Конкурсная документация с приложениями.
Начальная (максимальная) цена контракта - 17 400 000,00 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В силу части 2 статьи 54.1 Закона о контрактной системе для проведения открытого конкурса в электронной форме заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.
Как установлено пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценки заявок).
В соответствии с пунктом 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу пункта 10 Правил оценки заявок в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом "Порядок рассмотрения и оценки заявок" раздела 1 "Информационная карта открытого конкурса в электронной форме" Конкурсной документации установлено, что критерии оценки заявок, величины их значимости, порядок рассмотрения и оценки заявок приведены в разделе N 2 к конкурсной документации.
Пунктом 15 раздела 2 "Информационная карта открытого конкурса в электронной форме" Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом N 44-ФЗ:
"1. Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме:
Критерии оценки заявок на участие в Открытом конкурсе в электронной форме установлены в соответствии с Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085.
1.1) Стоимостные критерии оценки заявок на участие в Открытом конкурсе в электронной форме: Критерий N 1 "Цена контракта" (далее также критерий N1).
Величина значимости критерия N 1 - 60%, коэффициент значимости критерия N 1 (КЗ1) - 0,60.
1.2) Нестоимостные критерии оценки заявок на участие в Открытом конкурсе в электронной форме:
Критерий N 2 "Квалификация участника закупки".
Величина значимости критерия N 2 - 40 %, коэффициент значимости критерия N 2 (КЗ2) - 0,40.
2.2) Для оценки заявок по критерию N 2 (НЦБi) установлены показатели, раскрывающие содержание указанного нестоимостного критерия оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых работ по критерию N 2.
Величина значимости показателя критерия N 2 "Квалификация участника закупки", установленного в настоящей документации, составляет 100 %.
Показатель критерия N 2 "Квалификация участника закупки": 2.1. "Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" (НЦБ2.1.i).
Величина значимости показателя N 2.1 - 100 %, коэффициент значимости показателя N 2.1 (КЗ2.1) - 1,00.
Предметом оценки по показателю 2.1. "Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" является опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объёма в виде общей (суммарной) стоимости таких выполненных работ, оказанных услуг (в российских рублях).
При этом под работами сопоставимого характера и объёма в настоящей конкурсной документации понимаются выполненные (оказанные) участником конкурса работы (услуги) по договорам (контрактам) за период с 2018 по 2021 гг., аналогичные объекту закупки и стоимостью не менее, чем 25 % от начальной (максимальной) цены контракта по договору (контракту), а именно: 4 350 000,00 рублей.
Под определением "выполненные (оказанные) участником конкурса работы (услуги) по договорам (контрактам) за период с 2018 по 2021 гг., аналогичные объекту закупки", в настоящей конкурсной документации понимаются следующие работы (услуги) по благоустройству территории, выполненные участником закупки за период с 2018 по 2021 гг., а именно:
- по содержанию территорий населённых пунктов и (или) расположенных на таких территориях объектов благоустройства, в том числе территорий общего пользования (площадей, улиц, проездов, набережных, береговых полос водных объектов общего пользования, скверов, бульваров, других территорий общего пользования), зон отдыха, зелёных зон, а также других объектов благоустройства муниципального образования;
и (или) по поддержанию и улучшению санитарного состояния территории муниципального образования, включая ликвидацию несанкционированных свалок (мест размещения) отходов;
и (или) по уборке территории муниципального образования;
и (или) по содержанию дорог и (или) улично-дорожной сети.
Для подтверждения опыта участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема по показателю 2.1. "Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" участник Открытого конкурса в электронной форме в составе заявки на участие в Открытом конкурсе в электронной форме предоставляет следующие документы
(далее - пакет документов о квалификации участника):
1) заверенная участником закупки копия контракта (договора) (контрактов (договоров), в рамках которого участником осуществлялось выполнение работ (оказание услуг);
2) заверенная участником закупки копия акта (актов) выполненных работ (оказанных услуг), содержащего все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона ''О бухгалтерском учете'', и подтверждающего (подтверждающих) стоимость выполненных работ (оказанных услуг) *.
* В случае, если контракт (договор), в рамках которого осуществлялось выполнение работ (оказание услуг), заключался участником закупки с заказчиком в рамках Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и информация об исполнении такого контракта содержится в реестре контрактов, ведущемся в единой информационной системе в сфере закупок, то участник закупки для подтверждения стоимости выполненных работ (оказанных) услуг может представить вместо заверенной участником копии акта (актов) выполненных работ (оказанных услуг) следующие сведения:
- либо информацию о реестровом номере контракта в реестре контрактов, ведущемся в единой информационной системе,
- либо распечатку (копию) сведений о данном контракте из указанного реестра контрактов.
Также участник закупки вместо заверенной участником копии акта (актов) выполненных работ (оказанных услуг) вправе представить заверенные участником закупки копии отзывов заказчиков работ, услуг о стоимости выполненных работ (оказанных услуг) в российских рублях с обязательным указанием сведений о заказчике (его наименование и ИНН), предмета контракта (договора) и его реквизитов (даты и номера), а также периода (срока) исполнения контракта (договора);
3) сведения о квалификации участника закупки (об опыте участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема) в составе:
- дата заключения и номер контракта, договора;
- наименование выполненных работ, оказанных услуг;
- наименование заказчика и его ИНН;
- год выполнения работ, оказания услуг;
- стоимость выполненных работ, оказанных услуг (в российских рублях).
Данные сведения о квалификации представляются участником закупки в виде пояснений в произвольной форме.
Примерная форма для заполнения сведений о квалификации приведена заказчиком в приложении N 1 к разделу 2 "Информационная карта открытого конкурса в электронной форме" настоящей документации
Представленные участником конкурса в составе заявке договоры, контракты, а также акты выполненных работ (оказанных услуг) должны быть предоставлены участником в полном объёме со всеми приложениями, а также со всеми изменениями и дополнениями к представленным участником закупки договорам, контрактам, актам.
Представленные участником закупки документы о квалификации участника, которые не соответствуют требованиям настоящей конкурсной документации, не будут учитываться комиссией по осуществлению закупок при оценке. Также комиссией по оценке заявок не будут учитываться документы, входящие в пакет документов о квалификации участника, которые взаимно противоречат друг другу.
Непредоставление вышеуказанного пакета документов о квалификации участника не является основанием для отклонения заявки на участие в конкурсе".
Таким образом, Конкурсной документацией установлены критерии для оценки заявок участников Конкурса, предусмотренные пунктами 1 и 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, при этом критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" состоит из одного показателя - 2.1 "Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
Комиссия, изучив порядок оценки по показателю 2.1 "Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия N 2 "Квалификация участника закупки" установила, что при оценке заявок участников Конкурса по указанному показателю Заказчиком учитывает опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" является опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объёма в виде общей (суммарной) стоимости таких выполненных работ, оказанных услуг (в российских рублях).
При этом под работами сопоставимого характера и объёма в настоящей конкурсной документации понимаются выполненные (оказанные) участником конкурса работы (услуги) по договорам (контрактам) за период с 2018 по 2021 гг., аналогичные объекту закупки и стоимостью не менее, чем 25 % от начальной (максимальной) цены контракта по договору (контракту), а именно: 4 350 000,00 рублей.
Под определением "выполненные (оказанные) участником конкурса работы (услуги) по договорам (контрактам) за период с 2018 по 2021 гг., аналогичные объекту закупки", в настоящей конкурсной документации понимаются следующие работы (услуги) по благоустройству территории, выполненные участником закупки за период с 2018 по 2021 гг., а именно:
- по содержанию территорий населённых пунктов и (или) расположенных на таких территориях объектов благоустройства, в том числе территорий общего пользования (площадей, улиц, проездов, набережных, береговых полос водных объектов общего пользования, скверов, бульваров, других территорий общего пользования), зон отдыха, зелёных зон, а также других объектов благоустройства муниципального образования;
- и (или) по поддержанию и улучшению санитарного состояния территории муниципального образования, включая ликвидацию несанкционированных свалок (мест размещения) отходов;
- и (или) по уборке территории муниципального образования;
- и (или) по содержанию дорог и (или) улично-дорожной сети.
Следовательно, участник закупки вправе предоставить по показателю 2.1 "Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия N 2 "Квалификация участника закупки" контракты (договоры) с любой ценой такого контракта (договора), при этом общая (суммарная) стоимость выполненных работ (услуг) должна составлять не менее 25% от начальной (максимальной) цены контракта, а именно не менее 4 350 000,00 рублей.
Таким образом, вопреки доводам жалобы Заявителя комиссией Заказчика по показателю 2.1 "Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия N 2 "Квалификация участника закупки" оцениваются выполненные (оказанные) участником конкурса работы (услуги) по договорам (контрактам), аналогичные объекту закупки и стоимостью не менее, чем 25 % от начальной (максимальной) цены контракта по договору (контракту) в виде общей (суммарной) стоимости таких выполненных работ, оказанных услуг (в российских рублях). Данный довод жалобы является необоснованным.
В ходе заседания Комиссии представители Заказчика пояснили, что требование о подтверждении опыта контрактами (договорами), заключенными за период с 2018 по 2021 гг., отраженное в показателе 2.1 "Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия N 2 "Квалификация участника закупки", позволяет предоставить участникам Конкурса следующий опыт выполнения работ, оказания услуг в виде их суммарной стоимости за данный временной период:
- по содержанию территорий населённых пунктов и (или) расположенных на таких территориях объектов благоустройства, в том числе территорий общего пользования (площадей, улиц, проездов, набережных, береговых полос водных объектов общего пользования, скверов, бульваров, других территорий общего пользования), зон отдыха, зелёных зон, а также других объектов благоустройства муниципального образования;
- и (или) по поддержанию и улучшению санитарного состояния территории муниципального образования, включая ликвидацию несанкционированных свалок (мест размещения) отходов;
- и (или) по уборке территории муниципального образования;
- и (или) по содержанию дорог и (или) улично-дорожной сети.
Кроме того, требования ко второй части заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме определены частью 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, в соответствии с которой вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, в том числе, документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме, при этом отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе (пункт 6 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе).
Также установленный Заказчиком в разделе 2 Конкурсной документации порядок оценки заявок на участие в Конкурсе не содержит такого основания для отказа претендентам в допуске к участию в проводимом Конкурсе как отсутствие опыта оказания услуг по предмету закупки и направлен на выявление лучшего конкурсного предложения.
При этом, установление определенных условий, требований в критерии оценки, имеет цель выявить и привлечь к участию в Конкурсе наиболее конкурентоспособных исполнителей, отсутствие опыта работы не является основанием для отстранения участника закупки от участия в определении поставщика. Заказчик при рассмотрении и оценке заявок на участие в Конкурсе имеет возможность проверить достоверность представленной информации в единой информационной системе в сфере закупок.
В рассматриваемом случае закупка проводится способом открытого конкурса в электронной форме, при котором победителем объявляется участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, что определяется на стадии оценки, а не при подаче заявок. Возможность проиграть в конкурсе, не набрав нужное количество баллов не может расцениваться как ограничение доступа к хозяйственной деятельности.
Таким образом, оспариваемое требование о том, что представляемые участником закупки контракты (договоры) должны быть заключены за период с 2018 по 2021 гг., отраженное в показателе 2.1 "Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия N 2 "Квалификация участника закупки" не противоречит Закону о контрактной системе и Правилам оценки заявок, не препятствует участию в Конкурсе, не создает преимуществ конкретному лицу, а также направлено, прежде всего, на определение победителя Конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при выполнении необходимых работ. Данный довод жалобе Заявителя является необоснованным.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос Заместителя председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Меньшикова Р.А. необоснованной.
Председатель Комиссии: |
|
И.С. Болтенко |
Члены Комиссии: |
|
Ю.А. Зацепина
А.Н. Хлусова |
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 1 декабря 2021 г. N 039/06/54.3-1446/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.12.2021