Резолютивная часть объявлена 01.12.2021 г. Калининград
Изготовлено в полном объеме 03.12.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
И.С. Болтенко - заместитель руководителя Калининградского УФАС России;
Члены Комиссии:
Ю.А. Зацепина - заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
А.Н. Хлусова - заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
с участием представителей:
заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Гусевская центральная районная больница": Н.П. Матвиенко (по доверенности);
уполномоченного учреждения - Государственного казенного учреждения Калининградской области "Центр обеспечения организации и проведения торгов": В.И. Белоговой (по доверенности);
в отсутствие представителей Заявителя - ООО "Ренессанс-Мед", уведомленный надлежащим образом о времени и месте заседания Комиссии,
рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи посредством плагина "TrueConf" жалобу ООО "Ренессанс-Мед" (вх. N 9114 от 24.11.2021) на действия заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Гусевская центральная районная больница" при проведении аукциона в электронной форме, предметом которого является поставка медицинского изделия (Ультразвуковой аппарат для исследования сердца и сосудов (передвижной)) (Система ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы)), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие (извещение N 0335200014921003878)(далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 24.11.2021 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании документации об Аукционе.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
По мнению Заявителя, описание объекта закупки, отраженное в разделе 3 "Техническое задание и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" Аукционной документации, сформировано исходя из возможности поставки товара единственного производителя - General Electric. Вышеуказанные действия Заказчика нарушают требования Закона о контрактной системе и направлены на ограничение количества участников Аукциона.
Также Заявитель считает, что Заказчиком не был представлен ответ на один из запросов о разъяснении положений Аукционной документации Заявителя, направленный 14.11.2021.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Заказчик не согласен с доводами жалобы, считает, что действия Заказчика при формировании Аукционной документации соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе.
Уполномоченным органом даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Уполномоченное учреждение поддерживает позицию Заказчика, считает доводы жалобы необоснованными.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
28.10.2021 Уполномоченным учреждением на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0335200014921003878 и Аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 250 000,00 рублей.
Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе).
В силу части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования названных норм следует, что при описании объекта закупки заказчики должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Разделом 3 "Техническое задание и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" Аукционной документации установлены, в том числе, следующие технические, функциональные и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара:
Количество поставляемого товара - 1 штука
Описание в соответствии с КТРУ:
Комплект работающих от сети (сети переменного тока) изделий, разработанных для проведения экстракорпоральных и/или интракорпоральных процедур визуализации сердца и кровеносных сосудов (эндосонографии или эндоскопии). Включает систему программного обеспечения, которая поддерживает целый ряд статистических исследований и специфических кардиологических исследований в режиме реального времени для диагностирования анатомических дефектов сердца, определения характеристик потока крови и функциональных/анатомических проблем, ассоциированных с инфарктом миокарда. Генерирует ультразвуковые импульсы, направляет их в область воздействия, определяет ультразвуковое эхо и обрабатывает полученную информацию для вывода на дисплей статистических или динамических двух- или трехмерных (3-D) изображений.
N Пп |
Наименование показателя |
Требуемые показатели |
Соответствие ГОСТ Р 56331-2014 |
||
1. |
Общие требования |
|
|
||
1.1. |
Универсальная цветовая ультразвуковая диагностическая система с полностью цифровой программируемой архитектурой с возможностью работы с необходимой частотой кадров для проведения ультразвуковых исследований сердца, сосудов и внутренних органов взрослых и детей с необходимой диагностической точностью. |
Наличие |
Характеристика уточняющая возможности и назначения ультразвуковой диагностической системы, что непосредственно влияет на качество рутинных исследований |
||
1.2. |
Вариант исполнения УЗ по качеству формируемой диагностической информации |
Высокий класс |
ГОСТ Р 56331-2014, п. 6.1.3 |
||
1.3. |
Вариант конструктивного исполнения УЗ |
Передвижной |
ГОСТ Р 56331-2014, п. 6.1.4 |
||
2. |
Области применения |
|
ГОСТ Р 56331-2014, п. 6.1.1 |
||
|
Эхокардиография детей и взрослых Чреспищеводная эхокардиография детей и взрослых Эхокардиография с использованием УЗ-контрастов |
Наличие |
ГОСТ Р 56331-2014, п. 6.1.1 |
||
3. |
Пакеты установленных специализированных программ |
|
ГОСТ Р 56331-2014, п. 6.1.2 |
||
3.28 |
Специализированная программа для достижения частоты, кадров в секунду |
не менее 1000 |
ГОСТ Р 56331-2014, п. 6.1.2 |
||
Специализированная программа обеспечивающая поддержку приемо-передающих каналов, шт. |
не менее 974 026 |
||||
Специализированная программа обеспечивающая поддержку приемо-передающих каналов при динамическом диапазоне, дБ |
не менее 252 |
||||
7.4.1. |
Кинопетля, количество кадров |
Не менее 12700 |
ГОСТ Р 56331-2014, п. 6.4.3.1 |
||
8.3.3. |
Количество встроенных USB-портов |
Не менее 5 |
Дополнение к ГОСТ N Р56331-2014, п. 6.5.6.2 |
||
8.5.2. |
Потребляемая мощность, кВА |
не более 0,6 |
ГОСТ Р 56331-2014, п. 6.5.5.2 |
В ходе заседания Комиссии представитель Заказчика пояснил, что требованиям раздела 3 "Техническое задание и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" Аукционной документации соответствуют товары следующих производителей - General Electric Vivid T8, General Electric Vivid T9, Samsung HS70A, что подтверждается представленными в ответ на запрос коммерческих предложений Заказчика коммерческими предложениями поставщиков медицинских изделий (вх. N 412 от 13.08.2021, вх. N 413 от 13.08.2021, вх. N 414 от 13.08.2021), с указанием технических характеристик товаров, а также копиями соответствующих технических паспортов товара.
Также представитель Заказчика пояснил, что технические, функциональные и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара - ультразвуковой аппарат для исследования сердца и сосудов (передвижной) (Система ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы) установлены Заказчиком на основании его объективных потребностей с целью оказания пациентам высококвалифицированной медицинской помощи.
Кроме того, согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 25.11.2021 N0335200014921003878/1, протоколу подведения итогов электронного аукциона от 01.12.2021 N0335200014921003878/3 на участие в Аукционе было подано 2 (две) заявки - ООО "СМТ-ГРУПП", ИП Понаморенко А.А., которые признаны соответствующими требованиям Аукционной документации.
Комиссией установлено, что в составе первой части заявки на участие в Аукционе участником Аукциона - ООО "СМТ-ГРУПП" к поставке предложен товар - система ультразвуковая диагностическая медицинская Vivid T9 с принадлежностями, производства компании - "ДжиИ Медикал Системз (Китай) Ко., Лтд.".
В составе первой части заявки на участие в Аукционе участником Аукциона - ИП Понаморенко А.А. к поставке предложен товар - ультразвуковая диагностическая система HS70A - RUS с принадлежностями, производства компании - "САМСУНГ МЕДИСОН КО., ЛТД."
Комиссия, проанализировав документацию об Аукционе, пояснения Заказчика и Уполномоченного учреждения, приходит к следующим выводам.
Статьей 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в качестве одного из основополагающих принципов охраны здоровья провозглашен приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований законодательства о контрактной системе.
При этом как следует из положений Закона о контрактной системе, заказчик имеет право детализировать предмет закупки, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Таким образом, в рассматриваемом случае Заказчик, формируя данные требования к характеристикам товара, описание объекта закупки, руководствовался существующей потребностью с учетом специфики своей деятельности и имеющейся необходимости закупки медицинских изделий с учетом собственных нужд.
Комиссия отмечает, что потребностью заказчика является поставка, в связи с чем участником закупки может выступать любое заинтересованное лицо: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, имеющее возможность в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком товаров, работ и услуг. Тогда как отсутствие товара с необходимыми характеристиками у какого-либо потенциального участника закупки не может являться признаком ограничения круга участников закупки.
Кроме того, согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, разъяснено, что по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Вместе с тем, каких-либо доказательств того, что описание объекта закупки, содержащееся в разделе 3 "Техническое задание и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" документации об Аукционе, направлено на закупку товара у определенного поставщика, а также доказательств невозможности приобретения Заявителем товаров производителей, соответствующих требованиям раздела 3 "Техническое задание и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" документации об Аукционе, Заявителем представлено не было.
Поскольку приоритетной целью государственных закупок является удовлетворение потребностей заказчика, а не экономических интересов хозяйствующих субъектов, невозможность участия в Аукционе в данном случае Заявителя связана с отсутствием у него товара, необходимого Заказчику, что не свидетельствует о нарушении его прав и ограничении конкуренции Заказчиком.
В рассматриваемом случае не представлено доказательств того, что закупка необоснованная, а сформулированные Заказчиком требования к объекту закупки не соответствуют фактическим потребностям и тем самым влекут неэффективность использования бюджетных средств.
Необходимо отметить, что на заседании Комиссии представитель Заявителя не участвовал и не представил сведений, подтверждающих неправомерность действий Заказчика, при этом, в силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Таким образом, при вышеуказанных обстоятельствах Комиссия, учитывая потребность Заказчика, а также отсутствие в рассматриваемом случае достаточных доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что описание объекта закупки сформировано таким образом, что подходит только товар конкретного производителя, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
Относительно довода жалобы Заявителя о том, что Заказчиком не был представлен ответ на один из запросов о разъяснении положений Аукционной документации Заявителя, направленный 14.11.2021, Комиссия отмечает следующее. Согласно информации, представленной оператором электронной площадки - ООО "РТС-тендер", в ходе проведения Аукциона поступил один запрос на разъяснение положений Аукционной документации - 31.10.2021 в 15:35, на который Заказчиком 02.11.2021 в 18:45 представлено соответствующее разъяснение.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос Председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Ренессанс-Мед" необоснованной.
Председатель Комиссии: |
|
И.С. Болтенко |
Члены Комиссии: |
|
Ю.А. Зацепина
А.Н. Хлусова
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 3 декабря 2021 г. N 039/06/33-1453/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.12.2021