Резолютивная часть оглашена
29.11.2021 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления МВД РФ по Самарской области" о включении сведений об ООО "Строительная компания "Перспектива" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на оказание услуг по обслуживанию вытяжной вентиляции помещений ЦВСНП ГУ МВД России по Самарской области N260.
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило обращение ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления МВД РФ по Самарской области" о включении сведений об ООО "Строительная компания "Перспектива" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
Согласно обращению Заказчика, Подрядчик не исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения и проведя проверку, установила следующее.
31.07.2021 г. между ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Самарской области" и ООО "СК Перспектива" заключен контракт N260 на оказание услуг по обслуживанию вытяжной вентиляции ЦВСНП ГУ МВД России по Самарской области.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 1.1. Контракта Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательство своими силами и средствами оказать в 2021 году услуги по обслуживанию вытяжной вентиляции кабинетов N108, 112, 204, 205,206,208 основного корпуса, кабинета N206 вспомогательного корпуса кухонного блока в подразделении ЦВСНП ГУ МВД России по Самарской области, расположенного по адресу: г. Самара, ул. 3-й год Пятилетки, д.2, в срок с 01.08.2021 по 31.08.2021.
В соответствии с пунктами 1.2, 6.1 Контракта услуги оказываются по заявке заказчика в течение 3 (три) рабочих дней со дня направления заявки. Общий срок оказания услуг с 01.08.2021 по 31.08.2021.
06.08.2021 Заказчиком была направлена заявка Исполнителю на адрес электронной почты.
В установленный срок Исполнитель свои обязательства не выполнил.
06.09.2021 (исх.N20/9-5612) Заказчиком направлена в адрес Исполнителя требование (претензия), в которой указало на необходимость исполнения обязательств по контракту в срок до 25.09.2021, а также об уплате штрафа.
Поскольку в установленный срок работы по контракту не выполнены, заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе выполнение заказчиком требований надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчиком были осуществлены следующие мероприятия по выполнению требований надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта:
02.11.2021 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлено Подрядчику по почтовому адресу, и по адресу электронной почты.
Согласно отчету об отслеживанию отправления решение об одностороннем отказе от исполнения контракта получено исполнителем 08.11.2021 г.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу 19.11.2021 г.
Комиссия Самарского УФАС России, проверив процедуру одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта не установила в действиях Заказчика нарушений порядка одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренного статьей 95 Закона о контрактной системе.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно обращению, Заказчик настаивал на включении в Реестр недобросовестных поставщиков об ООО "Строительная компания "Перспектива".
Комиссия Самарского УФАС России установила, что на дату принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта обязательства, предусмотренные контрактом, Исполнителем не выполнены.
Вместе с тем, Комиссии Самарского УФАС России не удалось получить от Участника закупки письменных пояснений относительно нарушения сроков исполнения контракта.
Подавая заявку на участие в аукционе, Подрядчик согласился на выполнение работ на условиях, определенных аукционной документацией. Положения аукционной документации в установленном порядке Подрядчик не обжаловал, запросы разъяснений на этапе подачи заявок не подавал.
В рассматриваемом случае Подрядчиком не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
На дату рассмотрения обращения работы, предусмотренные контрактом, Подрядчиком не выполнены.
Доказательств обратного Подрядчиком в антимонопольный орган не представлено.
Заказчик в результате действий (бездействий) Подрядчика лишился того, на что рассчитывал при проведении электронного аукциона, проведенного в целях реализации возложенных на него полномочий, а именно оказание услуг по обслуживанию вытяжной вентиляции помещений ЦВСНП ГУ МВД России по Самарской области N260. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Подрядчика.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ООО "Строительная компания "Перспектива" выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений контракта.
В указанном случае Подрядчиком не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Общества в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об ООО "Строительная компания "Перспектива" (ИНН: 6312084487, адрес: 443114, Самарская область, город Самара, улица Стара-Загора, дом 168, ком 14); сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: Озерский Вячеслав Александрович, ИНН: 631920255399;
2. Исключить информацию об ООО "Строительная компания "Перспектива", сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 2 декабря 2021 г. N РНП-63-438
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.12.2021