Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ИП Смелова А.Г. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Детская клиническая больница имени Пичугина Павла Ивановича" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку адаптированной смеси для нужд ГБУЗ ПК "ДКБ им. Пичугина П.И." на 1 квартал 2022 год (изв. N 0356300055021000353) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356300055021000353 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку адаптированной смеси для нужд ГБУЗ ПК "ДКБ им. Пичугина П.И." на 1 квартал 2022 год.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 10.11.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 1 937 579,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 22.11.2021 г.
По мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования к характеристикам товара, которые ограничивают количество возможных участников закупки, нарушают требования Закона закупках.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно с п.п.1,2 ч.1 ст.33 Закона о закупках, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, в ч.2 ст.33 Закона о закупках установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных выше норм Закона о закупках следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать такие параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок.
В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в аукционной документации.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
В соответствии с п.3 раздела 5 информационной карты аукционной документации, описание объекта закупки, информация о количестве товара указаны в Приложении 2 "Техническое задание (Спецификация)", в Приложении 3 "Проект контракта".
В соответствии с приложением 2 "Техническое задание" Заказчиком закупается смесь сухая адаптированная молочная, для питания детей в возрасте от 0 до 12 месяцев, кг (Код КТРУ 10.86.10.133-0000002). При этом Заказчиком установлены следующие требования к товару:
Состав (на 100 мл готовой смеси):
Белок 1,2-1,5 г.
Смесь не должна содержать в своем составе пальмового олеина (пальмового масла) Инозит/Инозитол 5,0-28 мг.
Обязательные для применения и исполнения на территории Российской Федерации требования безопасности к молоку и молочной продукции, выпускаемых в обращение на территории РФ, к процессам их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке молока и молочной продукции для обеспечения их свободного перемещения установлены "Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции", утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии N67 от 09.10.2013 (далее - Технический регламент ТР ТС 033/2013).
В техническом задании также указано, что товар должен соответствовать в том числе требованиям, установленным упомянутым Техническим регламентом (п.2 технического задания).
В соответствии с требованиями Технического регламента ТР ТС 033/2013, норма белка в закупаемых Заказчиком смесях составляет 1,2-2,1г, норма инозита/инозитола: 2-28 мг.
Таким образом, Заказчиком заужены диапазоны допустимых техническим регламентом ТР ТС 033/2013 показателей характеристик товара. Вместе с тем, в приложении N4 технического задания Заказчиком приведено обоснование необходимости использования показателей, отличных от показателей, установленных в Техническом регламенте ТР ТС 033/2013.
Следовательно, Заказчиком соблюдены требования ст.33 Закона о закупках.
Довод Заявителя о том, что установленным в техническом задании требованиям, с учетом стоимости товаров, имеющихся на рынке РФ, соответствует товар единственного производителя ООО "Нестле" - "Нестожен 1" и "Нан 1" не может быть признан обоснованным в силу следующего.
Как следует из пояснений представителя Заказчика и подтверждается самим Заявителем совокупности характеристик, установленных в техническом задании соответствуют товары двух производителей, а именно: "Нестожен 1", "Нан 1" производства ООО "Нестле" (Россия) и "Нэнни Классика" производства Diary Goat Co-operative (Новая Зеландия).
Ссылка Заявителя о том, что при заключении контракта Заказчиком будет применены положения Приказа Минфина России N 126н от 04.06.2018 г. "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" носит предположительный характер.
Более того, положения упомянутого Приказа не исключают возможность предложения к поставке товаров иностранного происхождения, не ограничивают участников закупки, планирующих предложить к поставке товар иностранного происхождения, принять участие в электронном аукционе.
Довод Заявителя о том, что стоимость смеси "Нэнни Классика" производства Diary Goat Co-operative (Новая Зеландия) значительно превышает начальную (максимальную) цену оспариваемой закупки не доказан, в материалы жалобы не предоставлены документальные подтверждения данного довода.
Комиссия отмечает, что указанная информация, размещенная на сайте производителя или продавца, на момент ее рассмотрения может быть уже не актуальна. Цена товаров, указанная, в том числе на сайтах производителей данного товара, может быть изменена без предварительного уведомления потенциальных покупателей вследствие изменившейся потребности рынка в отношении данного товара либо производственной необходимости.
При таких обстоятельствах сведения о цене товара, полученные от лиц, не являющихся производителями указанного товара, а также сведения о цене, указанной, в том числе на сайте производителя (официального представителя производителя в России, продавца такого товара), не могут быть приняты в качестве безусловных и допустимых доказательств невозможности поставки упомянутого товара по иной цене.
Более того, участники закупки, являясь коммерческими организациями, осуществляющими на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли, вправе самостоятельно принимать решение о предлагаемой цене контракта, заключаемого по результатам проводимой процедуры.
Комиссия также учитывает, что при формировании начальной (максимальной) цены контракта Заказчиком получено три коммерческих предложения от хозяйствующих субъектов, что свидетельствует об их готовности предложить товар, соответствующий установленным Заказчиком характеристикам по сформированной начальной (максимальной) цене.
Доказательств обратного материалы жалобы не содержат.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Смелова А.Г. на действия ГБУЗ ПК "Детская клиническая больница имени Пичугина Павла Ивановича" при проведении электронного аукциона на поставку адаптированной смеси для нужд ГБУЗ ПК "ДКБ им. Пичугина П.И." на 1 квартал 2022 год (изв. N 0356300055021000353) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 29 ноября 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.12.2021