Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Лыскова К.П. (далее - Заявитель) на действия Единой комиссии N 1 Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Аукционная комиссия), ГБУЗ ПК "Пермская станция скорой медицинской помощи" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения для ПККБ (шприцы) (изв. N 0356200002021001130),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356200002021001130 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку изделий медицинского назначения для ПККБ (шприцы).
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Аукционной комиссии, Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356200002021001130 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку изделий медицинского назначения для ПККБ.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 25.10.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 2 999 999,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 12.11.2021 г.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 15.11.2021 N0356200002021001130-1 заявка ИП Лыскова К.П. признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе, в связи с несоответствием информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Федерального закона N 44-ФЗ и п. 1 раздела 8 документации об аукционе (п. 1 ч. 4 ст. 67 Федерального закона N 44-ФЗ и п/п 1 п. 3 раздела 12 документации об аукционе).
По мнению Заявителя нормы Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Аукционной комиссии, выразившимися в неправомерном отклонении заявки ИП Лыскова К.П., а также действиями Заказчика.
Аукционная комиссия не согласна с доводом жалобы и считает отказ в допуске ИП Лыскова К.П. к участию в аукционе в электронной форме по основанию, указанному в протоколе, правомерным.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В ч. 2 ст. 33 Закона о закупках установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о закупках первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг должна содержать наименование страны происхождения товара, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Аналогичные требования к составу первой части заявки на участие в аукционе установлены в п.1.1 раздела 8 Информационной карты ЭА.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о закупках требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно ч. 1 ст. 67 Закона о закупках аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о закупках участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) не предоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о закупках, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о закупках, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о закупках отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 67 Закона о закупках, не допускается.
Согласно Инструкции по заполнению заявки:
9. При описании поставляемого товара, в заявке на участие в аукционе должна быть указана информация в отношении всех установленных в пункте "Требования к товару" Приложения 1 к "Техническому заданию" сведений и показателей товаров.
9.1.1. Если при описании значений показателей Заказчик использует такие слова как: "не менее", "не более", "не выше", "не ниже", "от", "до", "не ранее", "не превышает", "не должен (-на, -но, -ны, -на) превышать", такие знаки как: "-", "", "", причем указанные слова и знаки стоят перед числовым значением, участник закупки должен указать конкретное (одно) значение показателя без использования указанных слов и знаков, соответствующее установленным Заказчиком требованиям, при этом крайние границы могут быть указаны в заявке участника закупки включительно.
Пункт 1 подтабличной части приложения 1 к Техническому заданию установлено следующее требование к поставляемому товару: товар должен быть упакован в тару, отвечающую требованиям ТУ и обеспечивающую его сохранность при перевозке и хранении. Год выпуска товара не ранее 2021 г.
В нарушение указанных пунктов Инструкции податель жалобы в первой части заявки N 3 воспроизводит положение ТЗ, не указав в подтабличной части год выпуска товара.
В пояснениях представители Аукционной комиссии указали, что в п. 1 подтабличной части приложения 1 к Техническому заданию части в части требований к таре, в которую должен быть упакован товар, интерпретировался комиссией как "сведения", поскольку в п. 9 Инструкции говорится не только о показателях товара, которые всегда имеют соответствующие конкретные значения, но и о сведениях, которые таковых значений не имеют. Следовательно, информация о таре как важная для Заказчика характеристика товара должна отражаться в участниками закупок в составе заявок.
На основании указанного выше, Комиссия приходит к выводу, что в данном конкретном случае в действиях Аукционной комиссии нарушений положений Закона о закупках не имеется. Доказательств обратного не представлено.
Комиссией установлено, что ИП Лысков К.П. запросы на предоставление разъяснений положений аукционной документации не направлялись.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее:
В соответствии с положениями Закона о закупках Заказчик обязаны установить в документации о закупке требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению.
Согласно п. 6 ч. 3 раздела 8 Информационной карты при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, в заявке на участие в аукционе должна быть указана информация в отношении установленных в Техническом задании (Приложение 2 к документации) показателей с учетом положений, указанных в Приложении 4 к документации "Инструкция по заполнению заявки".
Таким образом, участник в своей заявке должен указывать все сведения, содержащиеся в Техническом задании и приложениях к нему.
Вместе с тем, ТЗ содержит, помимо требований к показателям товара, которые обязательны к предоставлению в первой части заявки в силу Закона о закупках и аукционной документации, общую информацию об объекте закупки, требования к условиям поставки, требования к количеству поставляемого товара, требовать которые не допускается.
Таким образом, ТЗ включает в себя показатели, которые Заказчик не мог требовать в составе первой части заявки.
Следовательно, в ходе внеплановой проверки, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с положениями Закона о закупках Заказчик обязан установить в документации о закупке требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению.
Условия документации об аукционе должны содержать ясные и четкие требования, не допускающие неоднозначного толкования с тем, чтобы любой участник экономических правоотношений при решении вопроса об участии в аукционе имел четкое представление о том, какие документы он должен представить для участия в аукционе и каким требованиям он должен соответствовать.
Неустановление Заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям. Включение инструкции по заполнению заявок в состав документации об аукционе должно осуществляться с целью создания дополнительных условий для более четкого и ясного понимания участниками потребностей заказчика в товарах.
Согласно Инструкции по заполнению заявки:
п.7. Показатели, характеризующие поставляемый товар, должны соответствовать показателям, установленным в пункте "Требования к товару" Приложения 1 к "Техническому заданию".
В указанном приложении представлен перечень функциональных, технических, качественных характеристик товара. Требования и значения показателей установлены в приложении к Техническому заданию "Дополнительные характеристики товара".
Заказчик в письменных пояснениях указал, что в аукционной документации, в частности п.п. 7,9 Инструкции по заполнению заявки содержится указание о том, что при составлении заявок, сведения о товаре должны указываться в соответствии с пунктом "Требование к товару", а такой пункт имеется лишь в файле "Приложение к техническому заданию", следовательно, имелся в виду отдельный файл с приложением.
Вместе с тем, в инструкции не установлено требование о том, что участник должен представить в заявке показатели, установленные в приложении к Техническому заданию "Дополнительные характеристики товара".
Положения инструкции, по мнению Комиссии, являются взаимоисключающими, не позволяют участникам закупки определенно установить порядок заполнения заявки в данной части, и, как следствие, подать заявку, отвечающим требованиям закупки.
Комиссия отмечает, что формулировки инструкции по заполнению заявки и технического задания должны быть понятными, лаконичными, непротиворечивыми, соответствовать сложившейся практике и обычаям делового оборота, не должны противоречить законодательству, поскольку Заказчик должен быть заинтересованы в едином понимании всеми субъектами (участниками закупки, членами единой комиссии и пр.) положений аукционной документации, что обусловит правильное и единообразное заполнение заявок участниками закупки, обеспечит единый подход к рассмотрению заявок на участие в аукционе Аукционной комиссией, чего в данном случае не прослеживается.
Таким образом, аукционная документация вводит в заблуждение участников закупки, что усложняет подачу заявки на участие в аукционе.
Данная позиция УФАС по Пермскому краю подтверждается письмом ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16.
Следовательно, в ходе внеплановой проверки, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В отношении довода Заявителя о противоречии в описании товара, а именно указание на калибры игл и их цветовые коды, Комиссия отмечает следующее.
В соответствии с ч. 4 ст. 105 Закона о закупках жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах.
Согласно извещению о проведении закупки, аукционной документации окончание срока подачи заявок на участие в закупке - 12.11.2021 г. Жалоба в адрес Пермского УФАС подана 23.11.2021 г., то есть по истечении регламентированного Законом о закупках срока.
Исходя из изложенного, жалоба ИП Лыскова К.П. на положения аукционной документации не подлежит рассмотрению.
В соответствии с ч. 4 ст. 105 Закона о закупках по истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, комиссии по осуществлению закупок осуществляется только в судебном порядке.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Лыскова К.П. на действия Аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения для ПККБ (изв. N 0356200002021001130) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки, нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
3 Признать жалобу ИП Лыскова К.П. на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения для ПККБ (изв. N 0356200002021001130) не подлежащей рассмотрению.
4. В целях устранения выявленных нарушений Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
5. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенное нарушение требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 30 ноября 2021 г. N 019446/э
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.12.2021