Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение МКУ "Управление капитального строительства" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Метам" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на осуществление строительного контроля за строительством объекта: "Районный культурно-досуговый центр в г. Добрянка Пермского края" (изв. N 0156600016920000124),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156600016920000124 Заказчиком проводился электронный аукцион на осуществление строительного контроля за строительством объекта: "Районный культурно-досуговый центр в г. Добрянка Пермского края". Начальная (максимальная) цена контракта - 7 203 667,21 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
19.06.2021 г. между Заказчиком и ООО "Метам" (далее - Исполнитель) заключен контракт на осуществление строительного контроля за строительством объекта: "Районный культурно-досуговый центр в г. Добрянка Пермского края" на сумму 1 369 174,70 руб.
В связи с неисполнением Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, 09.11.2021 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 6 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. Исполнитель обязуется осуществлять строительный контроль за строительством объекта: "Районный культурно-досуговый центр в г. Добрянка Пермского края" (далее - услуга), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, установленных настоящим контрактом.
1.2. Объем оказываемых услуг, требования к качеству и порядку оказания услуг определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.3. Срок оказания услуг: начало - с момента подписания Контракта, окончание - "01" ноября 2021 г.
3.10. Заказчик вправе:
3.10.1. Требовать от Исполнителя надлежащего исполнения обязательств в соответствии с настоящим Контрактом, в том числе своевременного устранения выявленных недостатков;
3.10.2. Осуществлять контроль за объемом, качеством и сроками оказания услуг;
3.10.3. Проводить в любое время проверку и контроль оказания услуг, без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность;
3.10.4. Требовать от Исполнителя своевременного устранения недостатков, выявленных в ходе приемки, в течение гарантийного срока (при его установлении в контракте);
3.10.5. Привлекать экспертов, экспертные организации для проведения экспертизы оказанных услуг;
3.10.6. Отказаться от приемки и оплаты услуг, не соответствующих условиям Контракта;
3.10.7.Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством;
3.10.8. До принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта провести экспертизу оказанных услуг с привлечением экспертов, экспертных организаций.
3.11. Заказчик обязан:
3.11.1. Осуществлять приемку оказанных услуг в соответствии с настоящим Контрактом;
3.11.2. Оплачивать принятые услуги по Контракту в соответствии с настоящим Контрактом;
3.11.3. Оказывать содействие Исполнителю по вопросам, имеющим отношение к исполнению настоящего Контракта и не требующим дополнительных материальных затрат;
3.11.4. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Исполнитель не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
3.11.5. Требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с Контрактом;
3.11.6. Предоставить Исполнителю копию утвержденной проектно-сметной документации.
3.11.7. Принимать решение, в случае необходимости, о прекращении (приостановлении) работ (услуг) по Объекту в установленном законом порядке.
3.12. Исполнитель вправе:
3.12.1. Требовать своевременной приемки Заказчиком услуг, оказанных Исполнителем по настоящему Контракту;
3.12.2. Требовать своевременной оплаты принятых Заказчиком услуг;
3.13. Исполнитель обязан:
3.13.1. Своевременно и надлежащим образом оказать услуги и предоставить Заказчику результаты оказания услуги, предусмотренные контрактом, документы, предусмотренные настоящим контрактом, в т. ч. документ о приемке, в порядке и сроки, установленные настоящим Контрактом;
3.13.2. Предоставлять Заказчику по его требованию в сроки, указанные в таком требовании, документы, относящиеся к предмету настоящего Контракта;
3.13.3. Своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта;
3.13.4. Представить Заказчику сведения об изменении своих реквизитов, адреса своего местонахождения в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня соответствующего изменения;
3.13.5. Обеспечить за свой счет устранение выявленных недостатков услуг в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента их выявления.
3.13.6. В установленном порядке назначить лиц, ответственных за осуществление строительного контроля при производстве строительно-монтажных работ, специальных работ, качества используемых материалов, конструкций и оборудования на Объекте.
3.13.7. При обнаружении отступлений от проекта и (или) использования материалов, качество которых не соответствует требованиям технических регламентов и иных нормативно правовых актов, давать Исполнителю предписания о приостановке работ и исправлении обнаруженных недостатков и информировать об этом Заказчика.
3.13.8. Осуществлять контакты с проектными организациями, контроль за внесением необходимых изменений в проектную документацию.
3.13.9. Осуществлять контроль за сроками действия и выполнения полученных технических условий на присоединение инженерных коммуникаций.
3.13.10. Представлять разъяснения по техническим, правовым вопросам, иным вопросам, связанным со строительством и финансированием Объекта государственным контролирующим органам. Давать разъяснения контролирующим органам по техническим вопросам.
3.13.11. Принимать участие в проверках, проводимых органами государственного строительного надзора, а также ведомственными инспекциями и комиссиями, вести контроль исполнения Исполнителем замечаний и предписаний.
3.13.12. Требовать от Исполнителя выполненную в полном объеме и надлежащим образом оформленную Исполнительную документацию, подготовленную в соответствии с требованиями действующего законодательства, для ввода объекта в эксплуатацию.
3.13.13. Оказывать помощь Заказчику в решении спорных вопросов, возникающих при строительстве Объекта.
3.13.14. Обеспечивать согласование, подготовку документов и проведение комиссии по приемке законченных Исполнителем строительно-монтажных работ на Объекте, а также приемке законченного строительством Объекта.
3.13.15. Передать Заказчику всю Исполнительную техническую документацию по построенному Объекту, а также иную установленную законом документацию, необходимую для ввода Объекта в эксплуатацию.
3.13.16. Оказывать помощь Заказчику в подготовке необходимых документов для получения разрешения на ввод в эксплуатацию законченного строительством Объекта, предусмотренных ст. 55 Градостроительного кодекса РФ.
3.13.17. Осуществлять контроль сроков выполнения работ согласно графику производства работ.
3.13.18. Осуществлять представительство интересов Заказчика по вопросам, связанным с исполнением лицом, осуществляющим строительство, условий контракта, в части переданных по настоящему Контракту функций.
Необходимо отметить, что согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно ч. 1 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
3.11.4.Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Исполнитель не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
6.3.Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что Исполнитель не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
6.4.Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
- предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Из поступившего обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчика следует, что в соответствии с п. 1.3. Контракта, срок оказания услуг: начало - с момента подписания Контракта, окончание - 01.11.2021 г.
Письмом от 24.09.2021 г. N СЭД-265-01-01-11исх-629 Заказчик уведомил Исполнителя, что в период с 06.09.2021 г. по 14.09.2021 г. представитель Исполнителя на объекте строительства не присутствовал. Отчет о своей деятельности и выполненных Исполнителем работ за август 2021 г. в адрес Заказчика не поступал. Об отсутствии представителя Исполнителя указано в письме ООО "ЖБК-Строй" N 830-ИП, направленному в адрес Заказчика.
29.09.2021 г. в результате проведенного совещания по вопросу выполнения Контракта, представитель Исполнителя уведомил Заказчика, что от выполнения принятых на себя обязательств не уклоняется и обязуется обеспечить присутствием исполнителя на объекте.
09.11.2021 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. В тот же день в адрес Исполнителя было направлено уведомление N 265-01-01-11исх-718. Получено представителем Исполнителем 09.11.2021 г. о чем свидетельствует подпись представителя.
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
10.11.2021 г. в адрес Заказчика поступило письмо Исполнителя N 1408- 21-011 от 10.11.2021 г., согласно которому в период с сентября по октябрь 2021 г. Исполнителем оказывались услуги строительного контроля, проверка актов выполненных работ не прекращалась. Также Исполнитель гарантировал исполнение своих обязательств, просит отменить решение об одностороннем отказе.
11.11.2021 г. Заказчик направил в адрес Исполнителя письмо N СЭД-265-01-01-11исх-735, согласно которому Исполнителю предложено в срок с 15.11.2021 г. обеспечить постоянное присутствие уполномоченного представителя Исполнителя на объекте строительства. В случае не удовлетворения данного требования в продлении исполнения Контракта Исполнителю будет отказано.
В нарушение условий Контракта и гарантийных обязательств. Исполнитель к исполнению условий Контракта не преступил.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, решение об одностороннем отказе вступило в силу 20.11.2021 г.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии представители Исполнителя указали, что Исполнитель приступил к исполнению своих обязательств с момента подписания сторонами контракта в июне 2020 года и исполняет их до настоящего времени. Оказание услуг в период с сентября по октябрь 2021 г. не в полном соответствии с условиями Контракта, выразившееся в отсутствии представителя Исполнителя на объекте, связно с тем, что 16.08.2021 года и 18.08.2021 года судебным приставом-исполнителем были вынесены постановления о наложении арестов на денежные средства, находящиеся на всех счетах Исполнителя в банках. В связи со сложившейся ситуацией у Исполнителя не имелось возможности оплачивать работу своего специалиста в г. Добрянка. Он отказался выходить на объект. При этом оказание услуг в полном объеме не прекращалось. Проводились проверки строительных документов, оценка их на соответствие действующим требованиям, подрядчику направлялись замечания. О возникшей ситуации и о том, что Исполнитель не отказывается от своих обязательств и гарантирует их исполнение заказчик неоднократно информировался. Сопроводительным письмом от 27.09.2021 года N 1288-21-ОМ Заказчику вручен пакет документов сдачи-приемки фактически оказанных услуг за сентябрь 2021 года. Получение Заказчиком указанных документов подтверждается отметкой на письме (вх. N 265-01-01-11 вх-772 от 29.09.2021). Вместе с тем, Заказчиком приемка документов фактически оказанных услуг за сентябрь 2021 года не осуществлена: документы не подписаны, мотивированный отказ в установленный срок не направлен, экспертиза качества работ не назначалась и не проводилась. Замечания, которые выставлялись в октябре 2021 года, подрядчиком, выполняющим строительные работы на объекте устранены только в ноябре 2021 года. По согласованию с подрядчиком и Заказчиком представитель Исполнитель будет осуществлять проверку устранения замечаний и подписание необходимых документов в период с 29 ноября 2021 года непосредственно на объекте строительства.
В адрес Комиссии Исполнителем были постановления судебного пристава о наложении ареста на денежные средства.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, изучив материалы и документы, представленные сторонами, пришла к выводу об отсутствии в действиях Подрядчика недобросовестного поведения и оснований для включения сведений о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков не усматривается в силу следующего.
Так, Комиссией принят во внимание тот факт, что согласно актам сдачи-приемке оказанных услуг за период с декабря 2020 г. по сентябрь 2021 г. Исполнителем услуги оказаны в полном объеме и соответствуют условиям контракта. Указанные акты приняты Заказчиком и оплачены в полном объеме на общую сумму 805 396,72 руб., что составляет 59% от общей цены контракта.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Исполнителя, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, доказательства неисполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия отмечает, что совокупность изложенных обстоятельств, свидетельствует о совершении Исполнителем действий в целях его исполнения, о взаимодействии Исполнителя с представителями Заказчика. Комиссия отмечает, что имеющиеся в деле доказательства, свидетельствуют о том, что Исполнителем предпринимались меры для надлежащего исполнения условий Контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Исполнителя, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что обществом не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Исполнителя.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Исполнителем, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "Метам" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1074 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Метам" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 30 ноября 2021 г. N РНП-59-504
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.12.2021