Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Кобякова В.А - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Дедова В.Г. - государственного инспектора отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от заявителя - ООО "Северснаб" не явились, к видеоконференции не подключились, уведомлены;
от заказчика - Комитет по экономике и управлению муниципальным имуществом администрации Родинского района Алтайского края - Притул П.Н., Газин С.А., Максимец А.С.;
от уполномоченного учреждения - Краевого государственного казенного учреждения "Центр государственных закупок Алтайского края" - Титов Н.Ю.,
рассмотрев жалобу ООО "Северснаб" на положения аукционной документации электронного аукциона N 0817200000321015992 "Родинский район, с. Родино, поставка котельного оборудования", согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В УФАС по Алтайскому краю поступила жалоба ООО "Северснаб" на положения аукционной документации электронного аукциона N 0817200000321015992 "Родинский район, с. Родино, поставка котельного оборудования".
В обоснование жалобы заявитель указал:
1. В п.7.11 Проекта контракта Заказчиком установлено требование, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, Заказчик вправе удержать из внесенных Поставщиком в качестве обеспечения исполнения Контракта денежных средств сумму, равную сумме денежных средств, которую Поставщик обязан уплатить Заказчику в качестве неустоек (штрафов, пеней) и (или) в качестве возмещения убытков, либо иной суммы денежных средств, подлежащей уплате Поставщиком Заказчику по Контракту, при этом, срок и порядок возврата денежных средств отсутствует.
2. в п.7.7 Проекта контракта установлено, что непредставление обеспечения исполнения Контракта в установленный срок в соответствии с пунктом 7.7 Контракта признается существенным нарушением Контракта Поставщиком и является основанием для расторжения Контракта по требованию Заказчика с возмещением ущерба в полном объеме.
Однако участник закупки не может определить существенные нарушения контракта, которые являются основанием для расторжения контракта в соответствии с п.7.7 Проекта контракта.
3. В Техническом задании Заказчиком установлены требования к поставляемому товару по году выпуска - не ранее 2021.
4. В Техническом задании Заказчиком установлены требования к поставляемому котельному оборудованию: масса котла не менее 5000 и не менее 4000 кг.
5. Аукционная документация содержит формально три пункта инструкции, однако из ее положений не представляется возможным определить используемые диапазоны заказчиком в описании объекта закупки и порядок указания таких показателей в заявке.
6. Заказчиком в Техническом задании установлено требование к толщине стенки труб при этом значение разделяются символом "," запятая, в другом случае "." точка, что не представляется возможным определить используемые значения в описании объекта закупки.
7. В Техническом задании Заказчиком установлены идентичные показатели к двум котлам в разных колонках таблицы.
8. Заказчиком установлена несуществующая единица измерения гидравлического сопротивления - Мпа., единицей измерения гидравлического сопротивления является МПа (две заглавные первые буквы).
9. Заказчиком установлены требования, о предоставлении в первой части заявки конкретных (точных) значений температуры уходящих газов, однако данные показатели не могут быть выражены одним конкретным значением.
10. Заказчиком установлены показатели к товару, который не является объектом закупки и не поставляется Заказчику.
Представитель уполномоченного учреждения и представители заказчика с доводами жалобы не согласились, предоставили письменные пояснения.
Ознакомившись с пояснениями сторон, изучив представленные документы, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия УФАС по Алтайскому краю пришла к следующим выводам.
15.11.2021 г. уполномоченным учреждением на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0817200000321015992 "Родинский район, с. Родино, поставка котельного оборудования", а также аукционная документация, проект контракта, проектная документация.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона,
Аналогичное требование содержится в пункте 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, а именно:
- документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Вместе с извещением заказчиком размещена аукционная документация и техническое задание на поставку котельного оборудования.
Согласно наименованию объекта закупки, указанному в извещении, а также в аукционной документации, заказчиком осуществляется закупка на поставку котельного оборудования.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Пунктом 7.11 Проекта контракта указано, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, Заказчик вправе удержать из внесенных Поставщиком в качестве обеспечения исполнения Контракта денежных средств сумму, равную сумме денежных средств, которую Поставщик обязан уплатить Заказчику в качестве неустоек (штрафов, пеней) и (или) в качестве возмещения убытков, либо иной суммы денежных средств, подлежащей уплате Поставщиком Заказчику по Контракту.
Из пояснений представителя заказчика следует, что информация по срокам и порядке возврата денежных средств в данном пункте не указана в связи с технической ошибкой.
Однако п. 7.10 проекта контракта содержит информацию, что Заказчик осуществляет возврат денежных средств на расчетный счет Поставщика, указанный в Контракте, в течение 15 (пятнадцати), дней с даты исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом.
Таким образом указанный довод не находит своего подтверждения.
Пунктом 7.7 Проекта контракта указано, что непредставление обеспечения исполнения Контракта в установленный срок в соответствии с пунктом 7.7 Контракта признается существенным нарушением Контракта Поставщиком и является основанием для расторжения Контракта по требованию Заказчика с возмещением ущерба в полном объеме.
Из пояснений представителя заказчика следует, что информация о существенных нарушениях Контракта Поставщиком в данном пункте не указана в связи с технической ошибкой.
Однако п. 7.6 проекта контракта содержит информацию, что в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, выдавшего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения Контракта, лицензии на осуществление банковских операций Поставщик обязуется предоставить новое обеспечение исполнения Контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика о необходимости предоставить соответствующее обеспечение.
Таким образом указанный довод не находит своего подтверждения.
Относительно довода заявителя об установлении в техническом задании Заказчиком требования к поставляемому товару: Котельное оборудование Год выпуска не ранее 2021, Комиссия находит его обоснованным.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться в том числе правилом, согласно которому поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства), в случае если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.
Законом о контрактной системе не предусмотрено право заказчика устанавливать в документации о закупке требования о дате выпуска товара. При этом возможно указать минимальный срок годности закупаемого товара (Письмо Минэкономразвития России от 10.03.2016 N ОГ-Д28-3661).
Требование к году выпуска товара не является функциональной, качественной или технической характеристикой товаров. В связи с чем, установление заказчиком данного требования нарушает положения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В техническом задании Заказчиком приводится описание Котлов водогрейных и среди прочих технических характеристик указана масса Котла водогрейного 2,5 МВт не более 5000 кг., Котла водогрейного 1,8 МВт не более 4000 кг.
Показатель по массе Котлов водогрейных установлены в графе 6 "Значение показателя товара, при определении которого участником закупки используются только точные цифровые или иные параметры".
Установленные требования в графе 6 не позволяют указывать конкретных данных массы котлов, что нарушает ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
Одним из доводов заявителя является то, что заказчик не представил надлежащей инструкции по заполнению заявок.
Аукционная документация содержит формально три пункта инструкции, однако из ее положений не представляется возможным определить используемые диапазоны заказчиком в описании объекта закупки и порядок указания таких показателей в заявке.
Письмо ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 разъясняет, что неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
Таким образом, действиями заказчика нарушено положение ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
Относительно доводов заявителя 6, 8 установлено, что заказчиком допущена техническая ошибка которая не могла ввести в заблуждение участников закупки и не приводит к ограничению числа участников закупки.
Относительно доводов заявителя 7, 9 установлено, что значение показателей товара не отвечаю требованиям указанных граф.
В техническом задании Заказчиком приводится примерные показатели объекта закупке, при этом размещенные в графе 6 "Значение показателя товара, при определении которого участником закупки используются только точные цифровые или иные параметры".
Установленные требования в графе 6 определяющие примерные показатели объекта закупки нарушает ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает Заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Согласно п. 2. ст. 33 Закона 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В техническом задании Заказчиком установлены требования к товару: "Каменный уголь", при этом, объектом закупки является "Поставка котельного оборудования". Таким образом, Заказчиком установлены требования к товару, не являющемуся объектом закупки.
Данный довод Заявителя Комиссия считает обоснованным.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Заявитель за разъяснениями аукционной документации не обращался, каким-либо иным способом свое желание принять участие в закупке не выразил, доказательств того, что данные нарушения не позволили ему принять участие в закупке, не представил.
Представители заказчика пояснили, что на участие в закупке поступило 2 заявки, которые были признаны соответствующими документации об электронном аукционе.
В связи с указанным, Комиссия полагает выдачу предписания нецелесообразной.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Северснаб" частично обоснованной.
2. Признать действия Заказчика при проведении электронного аукциона, выразившиеся в нарушении ч. 3 ст. 7, ст. 33 Закона о контрактной системе, неправомерными;
3. Предписание не выдавать в связи с нецелесообразностью. ;
4. Передать материалы дела должностному лицу УФАС по Алтайскому краю для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
В.А. Кобяков |
|
_____________________________ |
В.Г. Дедов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 30 ноября 2021 г. N 022/06/31-1054/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.12.2021