Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Латрек" (далее - заявитель, общество) на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" (далее - уполномоченное учреждение) и бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический кардиологический диспансер" (далее - заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка расходного материала для эндоваскулярной хирургии (11.1)" (извещение N 0852500000121002723) (далее - электронный аукцион, аукцион),
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
заявителя - "_" (доверенность от 10.11.2021 N 5/3);
заказчика - "_" (доверенность от 20.10.2021), "_" (доверенность от 19.10.2021);
уполномоченного учреждения - "_" (доверенность N 1 от 13.01.2021),
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 11359э от 24.11.2021) жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 12.11.2021 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным учреждением были размещены извещение N 0852500000121002741 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 1 314 238 руб.
29.11.2021 размещен протокол рассмотрения единственной заявки на участие электронном аукционе, согласно которому заявка ООО "МРТ" признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, Комиссия установила следующее.
В жалобе заявителя указано, что по позициям 75, 76, 77, 78, 79, 85 и 86 раздела II "Наименование и описание объекта закупки" документации об электронном аукционе описание объекта закупки сформировано под единственного производителя, что свидетельствует об ограничении количества участников закупки.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (далее - нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
При этом частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, заказчики должны исходить из целей максимального удовлетворения, как своих потребностей, так и результатов расходования бюджетных средств, при этом необоснованно не ограничивать количество участников закупки.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Федерального закона установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования положений статьи 33 Федерального закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на оказание услуги с использованием товаров, обладающих именно с теми характеристиками, которые соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Объектом закупки согласно разделу II "Наименование и описание объекта закупки" документации об электронном аукционе является поставка расходного материала для эндоваскулярной хирургии.
По позициям 75-77 заказчиком закупается набор для введения сосудистого катетера.
Заявителем в жалобе указано, что совокупности таких характеристик как "Рентгеноконтрастный корпус интродьюсера и дилататора - наличие", "Длина диалатора-расширителя - не менее 270 мм." соответствует товар одного производителя, а именно "Интродьюсер Prelude", производства Мерит Медикал Системс, Инк., США (регистрационное удостоверение от 21.02.2020 N РЗН 2020/9693).
Вместе с тем, заказчиком в материалы дела представлены доказательства того, что описанию объекта закупки по спорным позициям также соответствует, как минимум, товар - "Катетер-интродьюсер Engage С408500 - С408521, Engage TR С408522 - С408539", производства Сент Джуд Медикал, США (регистрационное удостоверение 16.03.2017 N ФСЗ 2011/11107). Заказчиком представлена сравнительная таблица, соответствующие регистрационные удостоверения, и каталоги продукции.
По позициям 85 и 86 заказчиком закупается набор для введения сосудистого катетера.
Заявителем в жалобе указано, что совокупности таких характеристик как "Длина неуправляемого интродьюсера - не менее 80 и не более 100 мм", "Размер проволочного направителя - не менее 0,45 и не более 0,47 мм", "Материал ядра проволочного направителя - нитинол", "Длина проволочного направителя - не менее 350 и не более 400 мм" соответствует товар одного производителя, а именно "Интродьюсеры эндоваскулярные в наборах", производства Кук Инкорпорэйтед, США (регистрационное удостоверение N РЗН 2016/4519 от 07.06.2019).
Вместе с тем, заказчиком в материалы дела представлены доказательства того, что описанию объекта закупки по спорным позициям также соответствует, как минимум, товар - "Система для чрескожного минидоступа Merit РАК в наборах, варианты исполнения: РАК, РАК Stiffened, РАК Hydrophilic", производства Мерит Медикал Системз, Инк., США (регистрационное удостоверение N РЗН 2021/14664 от 01.07.2021). Заказчиком представлена сравнительная таблица, соответствующие регистрационные удостоверения, и каталоги продукции.
По позициям 78 и 79 заказчиком закупается набор для введения сосудистого катетера.
Заявителем в жалобе указано, что совокупности таких характеристик как "Длина неуправляемого интродьюсера - не менее 220 и не более 230 мм", "Длина проволочного направителя - не менее 750", "Длина диалатора-расширителя - не менее 250 мм" соответствует товар одного производителя, а именно "Интродьюсер Prelude", производства Мерит Медикал Системс, Инк., США (регистрационное удостоверение от 21.02.2020 N РЗН 2020/9693).
Вместе с тем, заказчиком в материалы дела представлены доказательства того, что описанию объекта закупки по спорным позициям также соответствует, как минимум, товар - "Интродьюсеры эндоваскулярные в наборах", производства Кук Инкорпорэйтед, США (регистрационное удостоверение от 07.06.2019 N РЗН 2016/4519). Заказчиком представлена сравнительная таблица, соответствующие регистрационные удостоверения, и каталоги продукции.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Частью 9 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе установлено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вышеприведенные требования к жалобе носят императивный характер и направлены на недопущение подачи необоснованных жалоб на действия заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.
Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020, механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Федерального закона о контрактной системе, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов.
В нарушение данных норм к жалобе не были приложены документальные доказательства обоснованности доводов жалобы.
В частности, к жалобе не приложены документальные доказательства отсутствия на рынке и невозможности приобретения товара, советующего потребности заказчика.
Также необходимо учитывать, что в силу пункта 2 статьи 4 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Частью 2 статьи 98 Федерального закона N 323-ФЗ предусмотрена ответственность медицинских работников в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
При установлении конкретных требований к объекту закупки определяющим является достижение при лечении пациентов максимальное исключение любых нежелательных реакций и последствий в рамках оказания медицинской помощи.
На основании указанных положений Федерального закона N 323-ФЗ, а также принципа стимулирования инноваций (статья 6 Федерального закона о контрактной системе), заказчиком были установлены характеристики к медицинскому оборудованию с учетом конструктивных и технологических особенностей, имеющих принципиальную значимость для заказчика с учетом специфики его деятельности, в которой решающее значение имеет необходимость оказания своевременной и качественной медицинской помощи.
Во взаимосвязи с положениями частей 1 и 9 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе Комиссия отмечает, что доводы жалоб участников закупок, связанные с описанием объекта закупки и установлением требований к товарам, ограничивающим количеств участников закупки (например, уникальных характеристик и т.д.), не могут быть признаны обоснованными без предоставления документальных доказательств, подтверждающих невозможность приобретения и поставки товара, соответствующего потребностям заказчика.
На заседании Комиссии представитель заявителя выразил согласие с возражениями заказчика и просили признать жалобу необоснованной.
Учитывая указанные обстоятельства, Комиссия не усматривает в действиях заказчика при описании объекта закупки нарушений требований действующего законодательства в сфере закупок, в связи с чем признает довод жалобы необоснованным.
Комиссией Омского УФАС России в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, в том числе на основании поступивших из ФАС России обращений ООО "Латрек" (вх. N 11491э от 26.11.2021), ИП "_" (вх. N 11406 от 24.11.2021) была проведена внеплановая проверка данной закупки.
Доводы, изложенные в указанных обращениях, не нашли своего подтверждения, нарушений в действиях уполномоченного учреждения и заказчика не установлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Латрек" на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" и бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический кардиологический диспансер" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка расходного материала для эндоваскулярной хирургии (11.1)" (извещение N 0852500000121002723).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_" "_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 1 декабря 2021 г. N 055/06/33-1212/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.12.2021