Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
членов Комиссии:
- специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
- специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
в соответствии с приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 19.11.2021 N 165 и на основании подпункта "б" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении внеплановой проверки в отношении заказчика - Муниципального бюджетного учреждения культуры "Моркинская централизованная библиотечная система" при проведении электронного аукциона на поставку мебели (реестровый номер извещения в единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru 0308300026821000001 от 15.10.2021),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку мебели.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно части 1 статьи 16 Закона о контрактной системе планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
Планом-графиком закупок заказчика на 2021 год предусмотрена закупка на поставку мебели с ИКЗ 213120800667712080100100040000000000.
Извещение N 0308300026821000001 о проведении указанного электронного аукциона размещено заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 15.10.2021.
В извещении о проведении электронного аукциона заказчиком указано:
начальная (максимальная) цена контракта 1 827 250,43 рублей;
дата и время начала подачи заявок 15.10.2021 15:35
дата и время окончания подачи заявок 25.10.2021 10:07
дата проведения аукциона в электронной форме 26.10.2021 11:10;
электронная площадка для проведения торгов http://www.sberbank-ast.ru;
Согласно части 4 статьи 59 Закона о контрактной системе для проведения электронного аукциона заказчик разрабатывает и утверждает документацию об электронном аукционе.
Так, действующая редакция аукционной документации размещена заказчиком в ЕИС 15.10.2021.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 27.10.2021 N0308300026821000001-3 на участие в аукционе на поставку мебели была подана одна заявка - ИП Андреева А.Д., которая аукционной комиссией уполномоченного органа признана соответствующей требованиям аукционной документации и Закона о контрактной системе.
В силу требований части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с названным Федеральным законом.
Согласно материалам дела, в качестве обеспечения исполнения контракта ИП Андреевым А.Д. представлено обеспечение контракта в виде представления информации об исполненных контрактах.
Так, 11.11.2021 между Муниципальным бюджетным учреждением культуры "Моркинская централизованная библиотечная система" и ИП Андреевым А.Д. заключен контракт N 3120800667721000004.
Срок выполнения работ, согласно пункту 1.4 заключенного контракта установлен до 15.12.2021.
В настоящее время контракт ИП Андреевым А.Д. не исполнен, документы о поставке товара не подписаны.
Информация, подлежащая направлению в реестр контрактов в ЕИС, своевременно направлена заказчиком.
Вместе с тем, в ходе внеплановой проверки было установлено следующее.
1. В пункте 22 информационной карты электронного аукциона заказчиком установлено требование о предоставлении участником закупки в составе 2 части заявки информации об идентификационном номере налогоплательщика (при наличии) учредителей.
В силу положений части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В соответствии с частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
Федеральным законом от 30.12.2020 N 539-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" внесены изменения: в статье 66: в пункте 1 части 5 слово "учредителей," исключить; в пункте 5 части 11 слова "об учредителях," исключены.
Таким образом, в нарушение положения пункта 1 части 5 статьи 66, положения части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе заказчиком установлены требования к составу второй части заявки на участие в электронном аукционе.
2. Из пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе следует, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
- согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки)
- при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг
а) наименование страны происхождения товара
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В пункте 22 информационной карты документации электронного аукциона заказчиком установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
а) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).
б) наименование страны происхождения товара.
Первая часть заявки заполняется согласно инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (Приложение N 1 к информационной карте аукциона). Требования к выполнению работ установлены в Техническом задании (Часть 3 Документации об электронном аукционе).
Вместе с тем, Комиссией установлено, что исходя из технического задания, размещенного в составе аукционной документации заказчику требовалась поставка мебели.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
Следовательно, заказчик обязан был установить требования о конкретных показателях к составу первой части заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Так Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 (ред. от 02.08.2019) утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком).
Из Пункта 11 Правил следует, что общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
Однако, в проекте контракта данный пункт отсутствует.
Таким образом в действиях Заказчика установлено нарушение части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
4. Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Так, в рамках проведения внеплановой проверки установлено, что Заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки о соответствии требованию, установленному в соответствии со статьей 55.8 Градостроительного Кодекса Российской Федерации.
Статьей 55.8 Градостроительного Кодекса Российской Федерации установлено право члена саморегулируемой организации выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства.
Однако, проведение закупки на предмет - поставка товаров не предусматривает установление требования, установленного в соответствии со статьей 55.8 Градостроительного Кодекса Российской Федерации.
Следовательно, в действиях Заказчика имеется нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
5. Так, в аукционной документации заказчиком установлено требование к участникам закупок в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе: Отсутствие в Реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 настоящего Федерального закона, а именно о лицах: фамилии, имена, отчества (при наличии), идентификационные номера налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа. Если полномочия единоличного исполнительного органа переданы в соответствии с законодательством Российской Федерации другому лицу (управляющему, управляющей организации), в реестр недобросовестных поставщиков также включаются фамилия, имя, отчество (при наличии) управляющего, наименование управляющей организации и идентификационный номер налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица); наименования, фамилии, имена, отчества (при наличии), идентификационные номера налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица), за исключением наименования и идентификационного номера налогоплательщика публично-правового образования:
а) участников (членов) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица - участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), указанных в части 2 настоящей статьи. Под такими участниками (членами) для целей настоящего Федерального закона понимаются лица, которые самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) владеют более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица. Лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства Российской Федерации;
б) учредителей унитарного юридического лица.
Федеральным законом от 30.12.2020 N 539-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" внесены изменения: в части 1.1 статьи 31 слова "об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица" заменены словами "о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 настоящего Федерального закона".
Заказчиком нарушены положения части 1.1. статьи 31 Закона о контрактной системе, поскольку в п. 18 информационной карты документации о закупке за N 0308300026821000001 установлено требование к участникам закупки об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков без учета редакции Закона о контрактной системе, вступившей в силу 01.07.2021 года.
Вместе с тем, Комиссия Марийского УФАС России не считает необходимым выдать обязательное для исполнения предписания для устранения нарушений законодательства о контрактной системе ввиду того, что по результатам проведенной электронной процедуры между Муниципальным бюджетным учреждением культуры "Моркинская централизованная библиотечная система" и ИП Андреевым А.Д. заключен контракт от 11.11.2021.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях заказчика - Муниципального бюджетного учреждения культуры "Моркинская централизованная библиотечная система" при проведении электронного аукциона на поставку мебели (реестровый номер извещения в единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru N 0308300026821000001 от 15.10.2021) нарушение частей 1.1, 6 статьи 31, части 8 статьи 34, части 3, пункта 1 части 5, части 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц заказчика, допустивших нарушение законодательства.
Решение Комиссии Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 26 ноября 2021 г. N 012/06/99-1087/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.12.2021