Резолютивная часть объявлена 26.11.2021 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 01.12.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Начальник отдела Управления;
- Михайлова О.Н. - Старший специалист 1 разряда отдела Управления,
от Заявителя - посредством видеоконференц-связи Громов К.С. по доверенности N б/н от 01.10.2021;
от Заказчика - не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ИП Масленниковой Светланы Евгеньевны (ИНН: 262409546212; ОГРНИП: 316619600151370) от 19.11.2021 N11623-ЭП/21 на действия Заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Управление материально-технического обеспечения деятельности органов местного самоуправления города Нижневартовска", Уполномоченного органа - Администрация города Нижневартовска, при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка самоспасателей фильтрующих и контейнеров для самоспасателей (извещение N 0187300001221000623) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ИП Масленниковой Светланы Евгеньевны (ИНН: 262409546212; ОГРНИП: 316619600151370) от 19.11.2021 N11623-ЭП/21 на действия Заказчика, Уполномоченного органа, при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка самоспасателей фильтрующих и контейнеров для самоспасателей (извещение N 0187300001221000623).
В доводе жалобы Заявитель указал следующее:
В приложении к документации "Техническое задание" Заказчик установил требование:
"Товар должен соответствовать требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 019/2011 и подтверждаться сертификатом соответствия, копиями протоколов испытаний подтверждающих, заявленные защитные свойства товара.
Согласно действующему законодательству поставщик обязан передавать заказчику товары надлежащего качества.
Согласно пункту 5.5 TP ТС 019/2011 самоспасатели относятся ко второму классу - средства индивидуальной защиты сложной конструкции, защищающие от гибели или от опасностей, которые могут причинить необратимый вред здоровью пользователя, которые подлежат обязательной сертификации.
Наличие у продукции сертификата соответствия требованиям TP ТС 019/2011 подтверждает ее соответствие требованиям технического регламента и тем самым гарантирует ее безопасность.
Таким образом, требование Заказчика о предоставлении "протоколов испытаний" является избыточным.
Заявленные производителем защитные характеристики подтверждаются руководством по эксплуатации и паспортом. Соответствие техническому регламенту подтверждается сертификатом.
В соответствии с пунктом 5.18 TP ТС 019/2011 протоколы исследований (испытаний) предоставляются аккредитованной испытательной лабораторией (центром) в орган по сертификации средств индивидуальной защиты, а копии указанных протоколов хранятся в самой лаборатории.
Таким образом, поставщик изделий может не иметь доступа к данной документации, что, однако, не свидетельствует о ее ненадлежащем происхождении и качестве при наличии сертификата TP ТС 019/2011 на соответствующую продукцию.
При этом оценка протоколов осуществляется экспертами аккредитованного органа по сертификации, однако Заказчик таким органом не является, что подтверждается отсутствием сведений о нем в Реестре аккредитованных лиц Росаккредитации (https://pub.fsa.gov.ru/ral). Таким образом, Заказчик в любом случае не вправе давать самостоятельную оценку содержащимся в протоколе сведениям, отличную от выводов аккредитованного органа, выдавшего сертификат.
Согласно ст. 2 "Основные понятия" Федерального закона N184-ФЗ "О техническом регулировании", документом удостоверяющим соответствие продукции требованиям технических регламентов, является сертификат соответствия.
Наличие у продукции сертификата соответствия требованиям TP ТС 019/2011 подтверждает ее соответствие требованиям технического регламента и тем самым гарантирует ее безопасность.
Таким образом, требование Заказчика о предоставлении "протоколов испытаний" является избыточным и ограничивает участников, не являющихся производителями (изготовителями).
В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела, Комиссией Управления установлено следующее.
Относительно довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги и установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Статья 33 Закона не содержит запрета Заказчику устанавливать какие-либо конкретные требования к товару, в том числе требования, указанные в спорных позициях, а также не запрещает Заказчику проводить закупку товара, выпускаемого в том числе единственным поставщиком. Закон также не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в извещении устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара ("Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контра" I пои системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28,06.2017).
Из указанных норм следует, что Заказчик вправе определить в своей заявке такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
На заседание комиссии по рассмотрению жалобы Заказчиком представлены письменные пояснения, из которых следует:
Качество и безопасность самоспасателя должно подтверждаться сертификатом на соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза TP ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты", с приложением к нему копий протоколов испытаний производителем защитных свойств самоспасателя.
Требование о том, что качество поставляемых самоспасателей должно подтверждаться сертификатом соответствия на требования TP ТС 019/2011 с приложением к нему копиями протоколов сертификационных испытаний, подтверждающих, заявленные производителем защитные свойства самоспасателя, относится к качественным характеристикам объекта закупки.
Обусловлено данное требование потребностью Заказчика в самоспасателе, у которого заявленные производителем защитные характеристики подтверждены в ходе сертификации (т.е. имеют протоколы сертификационных испытаний), т.к. при чрезвычайной ситуации от защитных характеристик самоспасателя зависит жизнь и здоровье пользователей, выполняющих поставленные перед ними задачи в условиях чрезвычайной ситуации.
Соответствующее обоснование требованию размещено в составе аукционной документации, а также в ответе на поступивший запрос.
Опасения Заказчика в возможной поставке фальсифицированной продукции вызвано информацией о наличии на рынке самоспасателя качество и безопасность которого вызывают большие сомнения.
Согласно письму Сертификационного органа ООО "Система" (Исх.N1 от 06.10.2020 г.) ООО "Наиигатор-Т" при сертификации самоспасателя фильтрующего "Гарант-2-М" предоставил в распоряжение органа по сертификации протоколы испытаний ИЛ ООО "Мониторинг" и ИЦ "Экоцентр" АО НПО "Неорганика". Однако, ИЛ ООО "Мониторинг" и ИЦ "Экоцентр" АО НПО "Неорганнка" отрицают факт проведения испытаний самоспасателя фильтрующего "Гарант-2-М" в момент его сертификации. Более того, имеется протокол испытаний, подтверждающий несоответствие самоспасателя фильтрующего "Гарант-2-М" производства ООО "Навигатор-Т" требованиям TP ТС 019/2011 и заявленным самим производителем характеристикам.
Таким образом, в настоящее время, имеются серьезные основания предполагать, что на рынке имеется самоспасатель с сертификатом соответствия выданным по подложным документам.
Комиссия Управления обращает внимание на то, что потребностью (целью и задачей) Заказчика является приобретение товара с подтвержденными в ходе сертификации защитными характеристиками, а не фальсифицированного товара, заявленные характеристики которого не соответствуют действительности и не имеют подтверждения.
В соответствии с требованиями Технического задания к поставке требуется самоспасатель фильтрующий, предназначенный для защиты органов дыхания и зрения от продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара, а также от других опасных химических веществ, паров, газов и аэрозолей, в случае техногенных аварий и террористических актов.
Таким образом, предметом закупки выступает универсальный фильтрующий самоспасатель с возможностью применения как на пожаре, так и при иной чрезвычайной ситуации.
Ключевым условием доступа на рынок является обязательное подтверждение соответствия такого самоспасателя требованиям безопасности, установленным в частности в подпунктах 14 - 15 пункта 4.4. TP ТС 019/2011. Такое подтверждение, в соответствии с пунктом 5.4 TP ТС 019/2011 и пунктом 17 Приложения N 4 к TP ТС 019/2011, осуществляется в форме сертификации, что подтверждается и не оспаривается самим Заявителем.
В соответствии с Приложением N 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе, а именно п.5, формы, схемы и процедуры оценки соответствия "устанавливаются в технических регламентах Союза на основе типовых схем оценки соответствия, утверждаемых Комиссией.
В соответствии с пунктом 5.14 TP ТС 019/2011 при обязательной сертификации для выпускаемых серийно СИЗ, качество которых зависит от показателей безопасности, применяется схема 1С. При этом под "безопасностью" понимается отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью причинения вреда и (или) нанесения ущерба (п.1 Приложения N 9 к Договору).
Для фильтрующих самоспасателей (объекта закупки) показателями безопасности являются такие показатели как: время защитного действия, сопротивление воздушному потоку, коэффициент подсоса, масса и др. Данные показатели установлены в подпунктах 14, 15 TP ТС 019/2011.
Схема сертификации 1С включает в себя такие процедуры как:
- отбор органом по сертификации продукции образцов для проведения испытаний;
- проведение испытаний образцов продукции - аккредитованной испытательной лабораторией.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке)".
Частью 2 статьи 456 ГК РФ предусмотрено, что если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Установленное в документации требование о том, что качество и безопасность поставляемых самоспасателей подтверждается сертификатом соответствия на требования TP ТС 019/2011 с приложением к нему копиями протоколов сертификационных испытаний, подтверждающих, заявленные производителем защитных свойств самоспасателя продиктовано не только потребностью Заказчика, но и требованиями Закона.
Требования к закупаемым самоспасателям продиктованы потребностью Заказчика, соответствуют требованиям действующих стандартов и позволяют обеспечить достижение высокой результативности закупки.
Внутренняя система самонатяжения оголовья.
- требование о наличии внутренней системы самонатяжения оголовья относится к эксплуатационным характеристикам объекта закупки, т.к, такая система позволяет вне зависимости от затяжки Пользователем внешнего оголовья обеспечить изоляцию подмасочного пространства от остального пространства под капюшоном (т.е. фактически данная система обеспечивает эффективную эксплуатацию самоспасателя пользователем).
Обусловлено данное требование потребностью Заказчика в фильтрующем самоспасателе который исключит ошибку пользователя, забывшего затянуть внешние ремни оголовья самоспасателя. Данный факт отражен заказчиком в документации.
Неплотное прилегание полумаски к лицу влияет на коэффициент подсоса в зону дыхания (в подмасочное пространство). У самоспасателей без внутренней системы са- монатяжения оголовья плотность прилегания полумаски исключительно зависит от действий пользователя. Наличие в конструкции внутренней системы самонатяжения оголовья обеспечивает плотное прилегание полумаски не зависимо от действий пользователя с внешним оголовьем, а, следовательно исключается ошибка пользователя при использовании самоспасателя и выполняются требования по коэффициенту подсоса, предусмотренные в подпункте 14 и подпункте 15 п.4.4 TP ТС 019/2011.
ГР ТС 019/2011 допускает и не содержит в себе запрета на использование указанной системы в конструкции самоспасателя, что указывает на правомерность указания в документации требования о ее наличии.
На рынке представлены следующие модели самоспасателей, имеющих в своей конструкции внутреннюю систему самонатяжения оголовья: СФ "Прометей" производства ООО "Прометей"; УФМС "Шанс"-Е производства ООО "НПК Пожхимзащита". что указывает на отсутствие ограничения количества участников электронного аукциона.
Боковое расположение фильтра (фильтров).
Требование о наличии бокового расположения фильтра (ов) также относится к эксплуатационным характеристикам объекта закупки, т.к. такое расположение фильтра (ов) безусловно не ограничивает подвижность головы и исключает сдвиг полумаски (снижения герметичности) при движении головы.
Обусловлено данное требование потребностью Заказчика в фильтрующем самоспаеателе который в наибольшей степени подходит для неподготовленного пользователя и который исключает возможность сдвига полумаски (снижения ее герметичности) при движении головы, а, следовательно также выполняются требования, предусмотренные в подпунктах 14, 15 пункта 4,4 TP ТС 019/2011.
В TP ТС 019/2011 не содержится запрет на боковое расположение фильтра (фильтров), что указывает на правомерность указания в документации требования о его расположении.
На рынке представлены следующие модели самоспасателей, имеющих в своей конструкции боковое расположение фильтра (фильтров); СФ "Прометей" производства ООО "Прометей"; УФМС "Шанс"~Е производства ООО "ИПК Пожхимзащита"? дто указывает на отсутствие ограничения количества участников электрошю1 о аукциона.
Отсутствие резьбового соединения фильтра с капюшоном.
Требование о том, что у фильтра (фильтров) должны отсутствовать резьбовые соединения с капюшоном также относится к эксплуатационным характеристикам объекта.
Данное требование обусловлено потребностью Заказчика в самоспасателе у которого отсутствует возможность непроизвольного откручивания, фильтра (фильтров), исключая тем самым возможность разгерметизации подмасочного пространства.
Большинство пользователей при надевании самоспасателя поправляют полумаску держась за фильтр (фильтры). У самоспасателей с резьбовым соединением при таких действиях пользователей возможно непроизвольное отсоединение (раскручивание, развинчивание) фильтра (фильтров), что приводит к разгерметизации подмасочного пространства (данный факт был установлен в ходе практической отработки навыков использования самоспасателей).
Отсутствие у фильтра (фильтров) резьбового соединения с капюшоном обеспечивает отсутствие возможности непроизвольного отсоединения (раскручивание, развинчивание) их от полумаски, а также разгерметизации подмасочного пространства, а, следовательно, выполняются требования по коэффициенту подсоса в подмасочное пространство, предусмотренные в подпунктах 14, 15 пункта 4,4 TP ТС 019/2011.
На рынке представлены следующие модели самоспасателей, у которых отсутствует резьбовое соединение фильтра с капюшоном: СФ "Прометей" производства ООО "Прометей"; УФМС "Шанс"-Е производства ООО "НГЖ Пожхимзащита". что указывает на отсутствие ограничения количества участников электронного аукциона. '
Габаритные размеры сумки, не должны превышать-140х140х140 мм.
Требование к габаритным размерам сумки самоспасателя относится к эксплуатационным характеристикам объекта закупки.
Обусловлено данное требование эргономическими характеристиками мест хранения для закупаемых самоспасателей, а также размерами контейнеров для их храпения, имеющихся в распоряжении.
Закупка самоспасателей с большими габаритными размерами создаст для заказчика трудности в организации дополнительных мест хранения и потребует закупки новых контейнеров с большими габаритными размерами, что экономически нецелесообразно.
На рынке представлены следующие модели еамоспасателей, отвечающих данному требованию: СФ "Прометей" производства ООО "Прометей"; УФМС "Шанс"-Е производства ООО "НПК Пожхимзащита", что указывает на отсутствие ограничения количества участников электронного аукциона.
Год выпуска - не ранее 1 квартала 2021 года.
Требование о дате выпуска самоспасателя не ранее 1 квартала 2021 года относится к эксплуатационным и качественным характеристикам объекта закупки, ведь от остаточного срока годности зависит жизненный цикл самоспасателя (срок его возможного использования и хранения).
Таким образом, совокупности требований Заказчика (в том числе указанных выше) соответствуют как минимум 2 (два) отечественных самоснасателя разных производителен - УФМС "Юане" - К производства ООО "11IIК Пожхимзащита" и СФ "Прометей" производства ООО "Прометей",
Указанные самоспасатели имеют сертификаты соответствия на требования TP ТС 019/2011 по схеме 1С (т.е. в основу сертификации были положены протоколы испытаний), внутреннюю систему натяжения оголовья, боковое расположение фильтра (фильтров), габаритные размеры сумки самоспасателей не превышают 200x200x200 мм.
Примечание: Согласно требованиям технического задания к поставке допускаются самоспасатели выпущенные не ранее 2021 года. Сертификат соответствия у самоспасателя СФ "Прометей" прекратил свое действие 11.02.2021 года.
В последнем абзаце части 2 статьи 28 ФЗ N 184-ФЗ "О техническом регулировании" прямо указывается на то, что если продукция изготовлена в период действия сертификата, ю она свободно в обращении на территории РФ в период ее срока годности и/или срока службы (т.е. вправе реализовываться), следовательно, самоспасатели СФ "Прометей" произведенные с 01.01.2021 года по 11.02.2021 года могут быть предложены к поставке.
Документация содержит обоснования установленных требований.
Наряду с указанными требованиями в документации Заказчиком представлены обоснования их использования, такие как:
1. Внутренняя система самонатяжения обеспечивает плотное прилегание полумаски к лицу независимо от степени натяжения пользователем внешнего оголовья, что позволяет использовать самоспасатель даже неподготовленным пользователям, для создания лучших условий безопасной эвакуации;
2. Боковое расположение фильтров не ограничивает наклон головы вниз при спуске по лестнице (фильтр не упирается в тело, что исключает сдвиг полумаски, который может привести к резкому снижению герметичности), тем самым создаются лучшие условия для безопасной эвакуации;
3. Для исключения непроизвольного отсоединения и разгерметизации;
Из буквального содержания описания объекта закупки, а также данных разъяснений Комиссии Управления очевидно, какие цели преследует Заказчик, устанавливая требования к поставляемому самоспасателю: возможность исключения ошибки пользователя, забывшего затянут ь внешние ремни оголовья; возможность исключения сдвига полумаски при движении пользователем головы; исключение возможности непроизвольного отсоединения и разгерметизации.
Таким образом, Заказчиком в полном объеме выполнены требования Закона о контрактной системе.
В рамках формирования заказа Заказчик руководствовался существующей потребностью (целями и задачами).
Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
При описании объектов закупки Заказчиком не использованы товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также иные требования. Заказчиком указаны необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики, требуемого к поставке Товара.
Таким образом, установив вышеуказанные требования, Заказчик фактически обозначил конкретные характеристики товара, потребность в которых обусловлена спецификой его деятельности, следовательно, положения документации не противоречат Закону о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя жалобы является необоснованным.
Жалоба ИП Масленниковой Светланы Евгеньевны (ИНН: 262409546212; ОГРНИП: 316619600151370) от 19.11.2021 N11623-ЭП/21 рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Масленниковой Светланы Евгеньевны (ИНН: 262409546212; ОГРНИП: 316619600151370) от 19.11.2021 N11623-ЭП/21 на действия Заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Управление материально-технического обеспечения деятельности органов местного самоуправления города Нижневартовска", Уполномоченного органа - Администрация города Нижневартовска, при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка самоспасателей фильтрующих и контейнеров для самоспасателей (извещение N 0187300001221000623) необоснованной.
2. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.
3. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Валиуллин Р.Р.
Михайлова О.Н.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия
ПРИЛОЖЕНИЕ
СПИСОК РАССЫЛКИ
N |
Корреспондент |
Адрес |
1 |
Муниципальное казенное учреждение "Управление материально-технического обеспечения деятельности органов местного самоуправления Кондинского района" |
628200,Кондинский район, пгт.Междуреченский, ул.Ттитова,26 |
2 |
ООО "РТС-тендер" |
121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д.23А |
3 |
Администрация города Нижневартовска |
628602, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО, г. Нижневартовск, ул. Таежная, 24 odp-dsp@n-vartovsk.ru |
4 |
ИП Масленникова Светлана Евгеньевна |
Ростов-на-Дону, ул.Днепропетровская,48Б, кв.149 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 1 декабря 2021 г. N 086/06/33-1817/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.12.2021